|
№ 6 (3662), 19 марта 2004 года
|
|
|
здоровье и спорт
|
|
|
На пути к здоровью?!..
Фраза «Ну и молодежь нынче пошла!», наверное, столь же стара, как само человечество. Понимать под этим можно самые разные вещи, но одно несомненно: молодежь крепким здоровьем сегодня не отличается…
Вы никогда не задумывались, почему в послевоенные годы люди меньше болели? Разве тогда лучше жили и лучше питались? Конечно, нет. Между тем посмотрите на нынешних школьников и студентов – у каждого третьего отклонения в физическом развитии: сколиоз, плоскостопие, низкая мышечная сила и т.д. Зато в заслугу ставится умение обращаться с компьютером. Сегодня человека со средним или высшим образованием, практически не знающего ничего о своем здоровье, какими способами и средствами его поддерживать, можно считать малокультурным. И как не быть проблеме со здоровьем, если родители любыми путями стараются заполучить для своего ребенка справку об освобождении от урока физической культуры? А ведь, по сути, освобождение от него равносильно освобождению от чистки зубов, умывания…
Как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознают только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или почти утрачено. Неправильные представления о здоровье являются результатом недостатка социокультурных, медико-биологических и психологических знаний о причинах возникновения и механизмах развития заболеваний.
В настоящее время состояние здоровья всех слоев населения России не соответствует тому определению, которое дается Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». Согласно заключению экспертов ВОЗ, состояние здоровья населения лишь на 10% определяется уровнем развития медицины как науки и состояния медицинской помощи, на 20% – наследственными факторами, на 20-25% – состоянием окружающей среды и на 45-50% – образом жизни. Причем, если 20-25 лет назад в большинстве стран мира акцент в превентивных мерах делался на лекарственные препараты, то сегодня медицина ориентируется на профилактику неинфекционных заболеваний человечества немедикаментозными средствами, основную роль среди которых играют оздоровительные формы двигательной активности.
В нашей системе здравоохранения важнейшей задачей считается улучшение лечения больных. Однако так быстро растет разнообразие заболеваний и рост заболеваемости, рождение неполноценных в физиологическом и психологическом плане детей становится все чаще, и ни одно государство не в состоянии обеспечить расходы, требуемые на лечение. За последние 10-15 лет в России, как известно, сложилась критическая демографическая ситуация, когда средняя продолжительность жизни россиян сократилась на 20 лет и смертность стала превышать рождаемость. Россия вымирает. Этот печальный диагноз в последнее десятилетие стал непреложным фактом. Лечебная, реабилитационная медицина, обремененная задачами скорой помощи, лечением, не в состоянии отслеживать задачи сохранения и приумножения здоровья населения. Давно уже пора заниматься не столько больными, сколько здоровыми людьми. Вне внимания медицины остаются такие важные вопросы, как скрининг генетического потенциала населения, формирование стремлений, мотивации к здоровому образу жизни, обучение способам сохранения и развития здоровья. Стратегия обеспечения здоровья и активного долголетия граждан России только путем лечения и медикаментозной профилактики заболеваний, как и любая стратегия, основанная на защите, не может привести к успеху. На смену ей должна прийти наступательная стратегия, стратегия здорового образа жизни. Основой этого образа жизни должна стать физическая культура – будучи частью общей культуры, это уникальное социо-культурное явление способно при правильном научно-обоснованном подходе соединять общество, укреплять на основе общедоступных норм его нравственное и физическое здоровье, целенаправленно, естественным путем повышать жизнеспособность систем и функций организма человека. Ведущие теоретики спортивной медицины полагают, что оздоровительная направленность физической культуры, по всей видимости, призвана занять лидирующее место среди существующих профилактических методов при предупреждении заболеваний. Я же считаю, что нужно не предупреждать заболевание, а сохранять резервы здоровья. Только таким образом может быть разорван замкнутый порочный круг «болезни – лечение – болезни»… Данные свидетельствуют о том, что выживание человечества во многом зависит от воспитания, культуры и, в том числе, от физической культуры населения. Однако, как отмечает профессор кафедры физической культуры, доктор медицинских наук Ю.В.Высочин (член экспертно-консультативного совета по проблемам национальной безопасности при председателе Государственной Думы РФ, выработавший основу государственной программы РФ «Здоровье нации»), несмотря на убедительную теоретическую и экспериментальную обоснованность, практическая реализация оздоровительных профилактических программ достаточно сложна, поскольку ни одно из ведомств, в том числе и высшие учебные заведения Министерства образования, на сегодняшний день не располагают структурными подразделениями, способными на принципиально новом научном уровне решать проблемы оздоровления и профилактики. Он считает, что для эффективного практического решения проблем оздоровления студентов и преподавателей необходимо создание специальных научно-исследовательских и учебно-методических центров оздоровительно-спортивных и профилактических технологий.
Эти же задачи стали стратегическими и для новой науки о культуре здоровья. Она сформировалась лишь в конце XX века, хотя ее корни и восходят к глубокой древности – трудам Аристотеля, Канта, Галена, которые в свое время формировали знания о сохранении и приумножении здоровья, достижении бодрого долголетия. Предметом культуры здоровья является здоровье человека как качество жизни, обусловленное генетическими, физиологическими, психологическими механизмами, обеспечивающее адаптацию к условиям среды, реализующее процессы самоорганизации, саморазвития, самосохранения. Наука о культуре здоровья изучает резервы отдельных систем организма, резервы их реабилитационного взаимодействия для обеспечения устойчивой реализации и устойчивого сохранения его генетических, физиологических, психологических, генеративных функций.
Следовательно, актуальность преобразования кафедры физической культуры в факультет, а также эффективного функционирования в его составе Центра исследования здоровья человека обусловлена необходимостью:
- создания новых технологий обучения в вузе;
- создания системы обмена информацией между медицинскими и педагогическими кадрами;
- создания программно-технических методов и средств мониторинга и коррекции здоровья;
- создания условий мониторирования и реабилитации состояния психофизиологического статуса студентов и преподавателей;
- создания системы подготовки и переподготовки кадров специалистов по культуре здоровья;
- создания учебно-методической литературы по культуре здоровья.
Современный учебный процесс своей технологией, объемом информации, построением, спецификой занятий, условиями их проведения и так далее предъявляет к учащимся большие психологические и физиологические требования, которые, как правило, превышают возрастные, ментальные и физические возможности ученика. Сохранение психофизиологического здоровья студентов и преподавателей высших учебных заведений во многом зависит от форм и методов учебного процесса, психологического климата в учебном заведении и от организации специализированной системы формирования, развития и сохранения здоровья. Причем последняя не сводится к традиционному медицинскому обслуживанию, а должна опираться на современные подходы к формированию культуры здоровья, здорового образа жизни, используя технологии физической и психологической тренировки.
В то же время внедрение в системе образовательных учреждений современных рациональных технологий обучения в значительной степени может снизить информационные и психологические перегрузки, влияющие на организм учащихся. А раннее распознавание наличия у человека тенденции к истощению резервов систем его организма до возникновения клинической симптоматики, то есть в донозологическом состоянии, позволяет организовать своевременную коррекцию начинающихся функциональных, психологических и физиологических отклонений. Своевременное распознавание и коррекция развивающихся дисфункций систем организма студентов и преподавателей возможны только при создании условий для мониторинга их здоровья. Мониторинг включает в себя технологии динамического отслеживания и оценки параметров организма человека с точки зрения их соответствия нормативным значениям. Для реализации задач мониторинга необходимо наличие глубоких знаний о психофизиологических особенностях, склонностях и способностях каждого студента и преподавателя вуза. Это требует создания для каждого поступающего в вуз психофизиологического паспорта (паспорта здоровья) индивида, который и становится в последующем основой всех работ по динамическому контролю, формированию, развитию и сохранению здоровья, реализуемых в условиях Центра исследования здоровья человека образовательного учреждения (Центр).
Центр комплектуется специалистами высшей и средней специальной квалификации — специалистами по культуре здоровья или специалистами, имеющими базовое образование: по физической культуре, медицине, биологии, психологии, философии, прошедшими переподготовку по культуре здоровья (специализацию по исследованию конкретных систем организма, по конкретным реабилитационным мероприятиям), оснащенный современными диагностическими и коррекционными методами и оборудованием.
Поэтому в рамках будущего факультета физической культуры должны быть: кафедра культуры здоровья и Центр исследования здоровья человека, что обеспечит не только полноценное здоровье учащейся молодежи, глубокие знания о возможностях и ограничениях собственного тела и психики, раскроет широкие возможности оздоровительных технологий, но и создает условия для профилактики и ликвидации негативных факторов, таких как наркомания, курение, алкоголизм, гиподинамия. То есть деятельность факультета физической культуры будет направлена на создание условий непрерывного воспитания культуры здоровья, формирования мотивации на здоровый образ жизни учащейся молодежи и преподавателей учебных заведений, она позволит своевременно выявлять и оценивать физиологические и психологические способности, склонности, интеллектуальный потенциал учащихся, ориентировать их на адекватную для них деятельность, своевременно предупреждать возникновение заболеваний и при необходимости проводить нужные реабилитационные мероприятия.
Однако эта проблема не может быть решена за счет использования действующего «инициативного» рыночного механизма, а требует поддержки в политическом, правовом и финансовом отношениях всех структур университета, заинтересованных в подготовке специалистов высокой квалификации с высокой культурой, думающих не только о своем успехе в жизни, но и о Родине и здоровой нации. То есть речь идет о подготовке духовно-нравственного, физически здорового специалиста высшей школы, способного в то же время не только творчески созидать, но и определять стратегию и тактику сохранения и приумножения здоровья как своего, так и окружающих людей.
А.М.Леонтюк, доцент кафедры физической культуры, кандидат философских наук
|