Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 1-2 (3657-3658), 19 января 2004 года
ПАМЯТЬ

Гаяна Галустовна
Анпеткова-Шарова

Двадцать восьмого октября 2003 г. не стало доцента кафедры классической филологии Гаяны Галустовны Анпетковой-Шаровой. Она проработала на кафедре более 50 лет: прочла сотни лекций, про- вела не одну тысячу занятий по латинскому языку, выпустила десятки студентов-классиков. За очень немногими исключениями ее лекции по античной литературе слушали все, кто работает сейчас на филологическом факультете и в других учебных заведениях Петербурга. Ученики Г.Г.Шаровой трудятся не только в нашем городе, они преподают в университетах, мединститутах и гимназиях многих городов России, а слушатели факультета журналистики работают в газетах и на радио по всей стране.

Г.Г.Анпеткова-Шарова

Г.Г.Анпеткова-Шарова

Гаяна Галустовна долгие годы была одним из самых любимых лекторов факультета. Зал, где она читала первокурсникам лекции по античной литературе, был переполнен, студенты всех поколений навсегда запоминали и саму Гаяну Галустовну, и ее лекции. Это неудивительно: она читала, не заглядывая в конспект, легко, весело, часто шутила, неизменно увлекала студентов своим предметом.

Саму Гаяну Галустовну всегда очень интересовали студенты, их мысли и соображения. Она хорошо знала очень многих из них, вдумывалась в их проблемы (не только учебные) и старалась им помочь. Гаяна Галустовна никогда не оставалась равнодушной к студенческим бедам и часто, даже зная, что ее вмешательство может на нее саму навлечь чье-либо неудовольствие, тем не менее бросалась на выручку. Это были и обращения в деканат, и деньги, данные в долг, и разговоры с родителями, и многое-многое другое. Так, я вспоминаю студентку из Крыма, почему-то оставшуюся без общежития и долго жившую у Гаяны Галустовны, а ведь у нее самой на всю семью была тогда только одна небольшая комната в коммунальной квартире. Гаяна Галустовна заступалась за одного нашего студента в товарищеском суде, за другого хлопотала, когда он заболел, всегда ходила на экзамены своих кураторских групп по всем предметам.

Очень много сил отдавала Гаяна Галустовна работе со студентами-иностранцами. В советские времена это были чаще всего китайцы и африканцы. Гаяна Галустовна опекала многих из них: она переписывала для них лекции, так как недостаточное поначалу знание русского языка не позволяло им справляться с предметом, ходила со студентами в музей Академии художеств, чтобы показать им статуи античных богов и героев, водила их в Эрмитаж. Среди многочисленных программ и пособий по античной литературе, изданных Гаяной Галустовной, есть и специальное учебное пособие для иностранных студентов.

Тесное общение со студентами из Африки привело Гаяну Галустовну к изданию неожиданных для специалиста по античной литературе работ. Она выпустила замечательную книгу «Сказки народов мампруси» (М. Наука, 1967 г.), а также сборник «Сказки народов Анголы». Тексты сказок были собраны и записаны Гаяной Галустовной со слов студентов из Африки.

У Гаяны Галустовны еще с ее студенческих лет всегда была какая-нибудь общественная работа. Так, например, она не один год была редактором стенной газеты «Филолог». Это была газета, которую (кроме, может быть, официальной передовой статьи) с интересом читали и студенты, и преподаватели. Газета не превратилась для Гаяны Галустовны в некую казенную обязанность. Перед выходом газеты она сама и вся редколлегия рисовали и писали чуть ли не всю ночь, и иногда засыпали на столах в аудитории там же, где работали.

Для самой Гаяны Галустовны университет и кафедра в течение полувека были подлинным домом. Заканчивая свои занятия, она никогда не торопилась уйти с кафедры. Ее каждый день ждали разнообразные дела: кто-то из студентов хотел сдать экзамен до сессии, другой пытался пересдать, третий просил объяснить пропущенный или непонятый материал, а кто-то просто пришел поговорить о своих личных проблемах. Иногда никого не было, и тогда она что-нибудь писала своим удивительно четким и красивым почерком — это могла быть и научная статья, и стихотворный перевод трагедий Сенеки, и список всех студентов, окончивших отделение классической филологии. И последний свой день Гаяна Галустовна тоже провела в университете: читала лекции, слушала доклад на заседании кафедры, а потом, собравшись домой, вдруг потеряла сознание и больше в себя уже не пришла.

В Гаяне Галустовне вызывала восхищение ее подлинная демократичность, черта совсем не такая уж частая. Все люди представляли для нее одинаковую ценность, и это никогда не зависело от их положения или звания. Ко всякому мнению она относилась с уважением и интересом и всегда старалась понять собеседника. Это качество в сочетании с неизменной открытостью и доброжелательностью сделали ее не только любимым преподавателем бесчисленных студентов, но и настоящим другом многих коллег по кафедре. Годы, проведенные с Гаяной Галустовной, были временем теплого общения c живым, ярким и обаятельным человеком, и память о ней навсегда останется в наших сердцах. 

Н.М.Ботвинник

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков