|
№ 10-11 (3632-3633), 2 апреля 2003 года
|
|
|
подумаем о будущем
|
|
|
Как стать журналистом
и при этом работать в банке
Первая встреча из цикла семинаров «Стань профессионалом» получилась нестандартной. Народу собралось очень мало, но любой минус, если посмотреть на него с правильной стороны, окажется плюсом. Камерная атмосфера семинара позволила Екатерине Вадимовне Румянцевой (см. «СПбУ», №8–9, 2003), генеральному директору рекрутингового агентства «НЕО Стафф»? отвечать на вопросы немногочисленной аудитории долго и подробно.
|
|
Е.В.Румянцева, генеральный директор рекрутингового агентства «НЕО Стафф», отвечает на вопросы студентов. |
|
Готовясь к встрече, Екатерина Вадимовна рассчитывала на большее число и «видовое разнообразие» слушателей. Но объявления о семинаре появились на стендах университета лишь накануне назначенной даты, и студенты, пришедшие с «восьмомартовских каникул», не проявили ожидаемой активности. Оно и понятно: им, как и всем нормальным людям, необходимо время для маневра. Если сообщить о семинаре непосредственно за день до оного, скорее всего, аншлага не будет. Но, как уже обозначено выше, это было к лучшему.
«Может ли гарантировать наше образование работу в крупной компании?» – такой вопрос Екатерине Вадимовне задали студентки двух факультетов: философского и, как ни странно, факультета журналистики.
Выяснилось, что в крупной компании и те, и другие на первых порах могут рассчитывать на позицию секретаря. При этом важно поведать о своих талантах в резюме не только привлекательно, но и правдиво: вас могут попросить продемонстрировать задекларированный «разговорный английский» или умопомрачительную скорость набора текста на компьютере немедленно. Спустя некоторое время возможен карьерный рост – в развитых корпорациях ценят «верных» сотрудников. Тем, кого интересуют другие тонкости общения с работодателем, имеет смысл обратиться к предыдущему номеру нашего журнала, где они уже были изложены, а еще лучше – посетить один из таких семинаров лично.
Вернемся к вопросу, прозвучавшему на семинаре. Зачем будущим философам и журналистам включаться в систему крупных компаний?
С философским факультетом вроде бы все ясно. Попробуйте сложить понятия «философ» и «работа по специальности» в современных условиях. Ответ очевиден. Но не для всех студентов преподавательская доля является вершиной карьерных устремлений.
Для выпускников же факультета журналистики вопрос «Куда пойти работать?» вроде бы стоять не должен. Ведь это чуть ли не единственный факультет, где совмещение учебы даже на дневном отделении и работы по специальности не только не запрещено, но даже приветствуется.
Почему же этот вопрос все-таки возникает?
Причин несколько. Во-первых, несмотря на изобилие всевозможных средств массовой информации, устроиться в штат хорошего издания не так-то просто. Во-вторых, качественная журналистика предъявляет даже к рядовым сотрудникам очень высокие требования, но оплачивает их труд по минимуму. И, наконец, в-третьих. Журналист, чьи навыки находятся на уровне (при этом вовсе не обязательно, чтобы уровень был заоблачным), всегда может податься в пиар. Пиарщики и рекламисты сегодня нужны всем. А вот в поисках журналиста работодатели в агентство Екатерины Вадимовны еще ни разу не обращались.
Как становятся журналистами? И нужна ли сегодня кому-нибудь журналистика, теряющая свои позиции по сравнению с так называемыми «связями с общественностью»?
Ольга Алексеевна Алашеева, заместитель декана по производственной практике, на общественных началах занимается профессиональной биржей труда на факультете журналистики. Она не видит существенных проблем для трудоустройства своих студентов. Главное, чтобы «соискатель» четко знал, чего хочет, и мог обосновать свои притязания, предъявив «портфолио» – папочку с публикациями или видеоматериалами, накопленными за время летних или внутрисеместровых практик. По данным последних трех лет, 97–98 процентов выпускников факультета находят работу по специальности. А только за этот семестр биржа обеспечила постоянной работой пятнадцать человек в области журналистики и двадцать три человека в области связей с общественностью.
«Работа есть и ее гораздо больше, чем специалистов, которых мы выпускаем, – говорит Ольга Алексеевна. – Газеты «Вечерний Петербург», «Смена», «Дело», газета Gaudeamus предлагают возникающие вакансии именно нашим выпускникам. Кроме того, очень оживился журнальный рынок и много заявок поступает от журналов, таких как City collection, Study in, «Обучение и карьера».
Мы не удовлетворяем рынок труда по количеству выпускаемых фотокорреспондентов, бильдредакторов, верстальщиков. Много запросов поступает от Интернет-изданий, которые сейчас очень активно развиваются. На мой взгляд, это перспективная отрасль.
На телевидении вакансий меньше, чаще всего к нам обращаются кабельные каналы Фрунзенского, Приморского, Центрального районов. В этом году мы очень активно сотрудничаем с программой Валерия Татарова «Выход в город». Уже сложилась группа студентов из пятнадцати человек, которые присутствуют на каждой передаче и задают вопросы, выступая в роли студийной аудитории.
Абсолютно иная сфера – связи с общественностью, тут заявок приходит гораздо больше. У заказчиков, как правило, два требования: умение писать журналистские тексты и… мужской пол. Но у нас на факультете учатся в основном девушки. И по профессиональным параметрам они ничуть не хуже юношей, так что работодатель, изначально ставивший мужской пол непременным условием, очень часто меняет свое мнение.
К нам поступают запросы из банков, правда, это случается редко. Как правило, приглашают стажеров в пиар-отделы и пресс-службы. С нами сотрудничают банки «Петровский», «Санкт-Петербург», МДМ-банк, Международный банк Санкт-Петербурга.
Не все заказчики могут рассчитывать на содействие Ольги Алексеевны. Например, на днях поступила заявка из редакции нового глянцевого журнала. Студентам предлагалось ходить по ночным клубам и магазинам… чтобы продавать этот журнал. Если бы речь шла о маркетинге и разработке стратегии распространения журнала, это не вызвало бы недоумения, но такие заказчики получают немедленный и категорический отказ.
Иногда случается так, что работодатель берет студентов на месяц или на два с испытательным сроком, использует их инициативность и желание проявить себя, а потом говорит: вы нам по таким-то и таким-то причинам не подошли. После чего присылает новый заказ. Но биржа труда на факультете журналистики существует не первый год, и такие организации давно числятся в «черном списке».
Многие вакансии остаются незаполненными, например, редактора корпоративных, муниципальных или районных газет. Ольга Алексеевна объясняет это так: «К сожалению, ребята несколько инфантильны в профессии, а редакторская работа предполагает необходимость грамотно руководить коллективом, организовывать работу команды».
Основные ставки, которые предлагают студентам – от полутора до двух тысяч рублей, и многие вакансии остаются незаполненными по этой причине. Ставка для выпускника-журналиста – от пяти–шести тысяч рублей. Расценки в области связей с общественностью совершенно иные. Все зависит от того, к какому сектору принадлежит вакансия: в государственном секторе расценки тоже невысоки.
Практика показывает, что студенты не стремятся уехать из Петербурга не только в Москву, но и в Ленинградскую область, что осложняет положение местной прессы. Всеволожск, Сосновый Бор, поселок Коммунар около Павловска, Колпино постоянно приглашают выпускников, но тщетно. Рассчитывать на то, что молодые специалисты заинтересуются развитием региональной прессы, можно будет только после полного насыщения рынка труда в черте города. Тогда у выпускников другого выбора просто не останется.
«Ребята часто отказываются от предлагаемых вакансий, – рассказывает Ольга Алексеевна, – потому что работа предполагает высокий профессиональный уровень, насыщенный график, много функциональных обязанностей за скромную заработную плату. Студенты и выпускники не всегда могут сопоставить свои умения и возможности с тем, сколько их работа может стоить. Если вы посмотрите их резюме, то увидите, что ожидаемая заработная плата составляет от трехсот–пятисот долларов в месяц. Таких ставок рынок сегодня предложить не может».
Вывод можно сделать следующий: система трудоустройства через рекрутинговые агентства очень удобна как для работодателей, так и для работников. Но не все сферы деятельности подлежат такой стандартизации. Например, журналистика, в которой пока еще очень значима личностная составляющая. Главное – как можно раньше и как можно конкретнее определиться, хочешь ли ты быть журналистом вообще.
Венера Галеева
|