Времена года

На весенних тропинках

Фото М.Ю.Дмитриева Когда дождливая зима сменяется морозною весною, когда уже ждешь грачей, а неожиданно прилетают снегири, и когда только график продолжительности светового дня, выписывая свою безупречную синусоиду и стремительно пролетая день весеннего равноденствия, ни на волос не отклоняется от календаря, иногда вдруг покажется, что настали странные времена. Времена, каких еще не было. Но заблуждение длится недолго. Прогуливаясь по городским паркам или по лесопаркам на окраинах, чтобы на миг отвлечься от общественной нашей жизни за созерцанием натуры, начинаешь припоминать и былой снег в июне, и почки, распустившиеся на деревьях в январе двадцать лет назад. Однажды летом в наши места прилетели фламинго и долго жили на взморье напротив Кировского завода. В то лето, пожалуй, нам и стало в первый раз ясно: все может произойти. Природа всегда выкидывает штуки.

Петербуржцы уже потому похожи на европейцев, что постоянно и вполне серьезно разговаривают о погоде. Это самая увлекательная тема для беседы, самая свежая, самая приличная. У нас есть поэты и прозаики, составившие себе имя только высокохудожественными текстами о лугах и рощах, о суточных изменениях температуры, о природных явлениях и прелестях северной нашей погоды. А если мы захотим припомнить гражданские стихи какого-либо из общественно активных поэтов — в памяти звучит: “Славная осень! Здоровый, ядреный...”

В сущности, из этих погодных нелепостей, климатических сбоев или, говоря образно, из не предусмотренных государственным бюджетом морозов состоит наша жизнь.

Так иногда и действия политиков покажутся бредом, а политика — кошмарным сном. Но нет, все идет как надо, все логично, природа якобы меняющегося человека неизменна. Не будем и в этом случае риторически хвататься за голову, а лучше поразмыслим, что же мы хотим от власти и от политики. Невозможного? Уговаривать власть подумать не о себе, а о нас — не значит ли уговаривать климат измениться? Так сказать, бить в бубен и звенеть колокольчиками, чтобы вызвать приход дождевой тучи. Всякая власть делает то, что она обычно делает, что свойственно власти. Если бы она начала заботиться о своем собственном ограничении, это было бы похоже на сумасшествие, это бы настораживало. Субъективные идеалисты на высших постах не появляются. Им нечего делать в мире диалектических материалистов.

Если вы приступили к завтраку и услышали, как по радио политический обозреватель убедительно и аргументированно готовит сограждан к тому, что конституцию пора переделывать в пользу президента, не волнуйтесь. Это старая наша радиоточка всегда так вещает, у нее просто такой голос. Не отвлекайтесь, допивайте ваш чай. За годы жизни вы должны были бы научиться не вникать в эти программы. У большинства чиновников реакции абсолютно предсказуемые, как у насекомых. Их основной инстинкт — безусловная преданность высшему начальству. Когда депутату Госдумы неожиданно присваивают очередное звание полковника ФСБ, это не неожиданность, это он сам так захотел, чтобы выразить лояльность. Придать себе вес. Чтобы все почувствовали, чей он коллега.

Гораздо лучше заниматься физкультурой и спортом, это всем доступно. Тем более что аристократический и дорогостоящий теннис постепенно уходит с авансцены. Приходят демократические дзюдо, карате и другие единоборства. У вас какой пояс? В пермские губернаторы выбран обладатель черного пояса. А если вас до сих пор никуда не позвали, пинайте сами себя.

Западные силовики два года назад решили, что косовская проблема улажена. Но радикальное вмешательство в ход болезни, целебное, если речь идет о человеческом организме, противопоказано в случае, когда решается судьба народов и стран. Сегодняшние военные действия в Македонии красноречиво говорят, что если третья сторона выбирает во время конфликта позицию одной из враждующих сторон, процесс разрушения не останавливается, а конфликт разгорается и перебрасывается на соседние территории. Но так соблазнительно решать вопросы силой, особенно если ощущаешь себя очень могучим. То, что подобное ощущение ложно, говорят и горы трупов в Чечне, где все те же вечные две тысячи боевиков скрываются в горах.

Кстати, как понимать такие фразы: “Боевики отступили и оставили на поле боя тело убитого араба”. То есть, каким образом военные отличают мертвого араба от мертвого неараба, вот что ставит нас в тупик. Ошибки и оговорки, проговорки и опечатки с экрана и газетной полосы в наши дни можно коллекционировать. Сейчас не время говорить об этом интересном явлении нынешних времен, но одну оговорку трудно не привести. Брянский губернатор Лодкин похвалил свою команду: “Команда, которая показала себя в доле... то есть в деле”. Слишком долго безобидный Фрейд пребывал в спецхране...

Иногда нелегко простому человеку разобраться в многочисленных непонятностях. Недавно коммунисты праздновали десятилетний юбилей Российской компартии. Но почему они не отсчитывают свою жизнь с конца прошлого века? Не чувствуют себя преемниками РСДРП(б)-ВКП(б)? Тогда кто же они? Или вот еще: строительство гражданского общества в государстве, начавшееся прямо с крыши вместо нулевого цикла. Или нелепые игры “Единства”, которое перед голосованием в Думе за вотум недоверия правительству сначала поддержало коммунистов, потом дало обратный ход и объяснило это политической игрой, но при этом непоследовательно назвало такой игрой и даже фарсом (депутаты при этом весело засмеялись) инициативу коммунистов.

И только предложение самых верхних властей создать финансовую разведку было понятно. Тут сказывается профессионализм. А мы говорим: гражданское общество!

Пожалуй, за последние месяцы было только два настоящих события: поездка П.П.Бородина в Швейцарию и арест С.Милошевича в Белграде. Радоваться нечему, никому мы не пожелаем сидеть за решеткой, но все-таки после всех нелепостей и трагических интермедий в этих событиях видна какая-то настоящая логика. Тем, кто хотел записаться в добровольцы два года назад и ехать воевать в Сербию, можно было бы посоветовать предложить свои услуги по восстановлению народного хозяйства этой дружественной страны на тех же условиях.

Новый год в Санкт-Петербурге начался сгоревшей колесницей Славы на арке Главного штаба. Утвержденным гимном, слов которого так никто и не выучил за несколько месяцев. Едва не замерзшим Дальним Востоком. Подведением итогов 2000 года, в котором “наметились тенденции”, то есть ничего не произошло, несмотря на благоприятные цены на нефть. Увеличением сроков губернаторства (ободренные и успокоившиеся, они тут же высказались в том смысле, что неплохо было бы обеспечить для них неприкосновенность после окончательной нескорой отставки).

С весной начались, как всегда, наводнения. Мы-то к ним привыкли, как и наши близкие соседи, которых испокон века заливает с Карпат, а европейцам в диковинку. Видно, действительно пришла пора таяния самых древних глетчеров. Иначе не понять практичных немцев и расчетливых французов, поселившихся там, где их заливает водою.

Главный талиб Афганистана уверен, что прекратил засуху, уничтожив идолов в Бамиане. У нас таким идолом выглядит отклоняющийся от вертикали, выверенной по отвесу. Коррупция и свободные средства массовой информации не могут сосуществовать. Но это не значит, что пока вновь назначенное солнечное начальство борется с темным демоном коррупции (и вот ужо его победит!), СМИ следует призвать к порядку.

Прибывает свет, и меняется мир. Темным декабрьским днем с замирающим под горизонтом солнцем кажется, что ничто не изменится, в лучшем случае будет качаться, как маятник, вправо-влево. Но солнечным утром, когда идешь по дорожке парка и вспоминаешь вышеупомянутых фламинго на отмелях у юго-западных районов города, неожиданно приходит мысль, что возможно все. Даже хорошее.

Александр ШУМИЛОВ