студент в аудитории

Гренобль... на Неве

В Смольном прошли переговоры между «Россией» и «НАТО»

Ролевая игра в разгаре
Ролевая игра в разгаре. Справа налево: студенты Лилиана Сафиуллина, Наталья Конюшок, Александр Пугачев, Андрей Шадурский.
Дебаты
Профессор Б.А.Ширяев
За «дебатами между Россией и НАТО» наблюдает профессор Б.А.Ширяев, заведующий кафедрой североамериканских исследований.
Н.В.Бахарева (слева)
Работу секретариата возглавила старший преподаватель Н.В.Бахарева (слева).
Несмотря на недавний визит в Москву генерального секретаря НАТО Дж. Робертсона, отношения между Россией и Североатлантическим Альянсом налаживаются пока ещё достаточно медленно. Очевидно, что для решения всех проблем и согласования спорных вопросов сторонам нужны конструктивные двусторонние переговоры. И так как политики не спешат с их проведением, мы — студенты факультета международных отношений СПбГУ — решили исправить ситуацию и организовали встречу делегаций России и НАТО у себя на факультете (Смольный, 8 подъезд). Переговоры прошли в рамках ролевой игры, организованной студенческой аналитической группой нашего факультета во главе с профессором Б.А.Ширяевым.

Дело в том, что учиться можно по-разному. Хорошо или плохо. Легко или с трудом. Можно слушать лекции, проводить дни в библиотеках, выступать на семинарах и писать курсовики. Это всё хорошо. Важно. Полезно. Необходимо. Но если только этим и ограничиваться, то станет… немножко скучно. Наша студенческая группа давно нашла для себя ещё один способ добычи знаний, причём в отличие от всех остальных приёмов в этом случае гранит науки грызётся легко и с удовольствием. Мы организуем ролевые игры, посвящённые тем или иным мировым проблемам, а также актуальным вопросам внешней и внутренней политики России.

Что интересно, в процессе подготовки к игре мы опять-таки слушаем лекции и ищем информацию в библиотеках и Интернете, но уже совсем с другим подходом к делу. Ведь участник игры должен досконально изучить позицию выбранной страны, организации либо политического или общественного деятеля с тем, чтобы представлять эту точку зрения на игре. В этом-то и заключается главная сложность: нужно понять и уметь защищать чужую позицию, очень часто не совпадающую с собственным мнением участника игры или даже ему противоречащую. В ходе оживленных дискуссий, которые всегда разгораются на подобного рода встречах — независимо от того, превращаемся мы в депутатов Государственной Думы РФ или в руководителей вооружённых сил НАТО и России, — очень трудно придерживаться этой чужой позиции и не подменять её высказыванием собственных мыслей по какому-либо вопросу.

На последней ролевой игре, состоявшейся 14 марта 2001 года, студенты разделились на две команды, представлявшие делегации от России и от НАТО. Российскую делегацию возглавил президент РФ (Ирина Тарасова, I курс), министр иностранных дел (студентка II курса Наталья Конюшок) и министр обороны России (Александр Пугачёв, I курс) совместно с представителями парламента (позицию объединения “Яблоко представлял Андрей Шадурский, I курс) активно и аргументировано отстаивали российскую позицию по поводу расширения НАТО и возможных будущих взаимоотношений нашей страны с Альянсом.

В делегацию НАТО вошли представители некоторых стран—членов Альянса, прежде всего США (Станислав Протасенко, II курс и Асель Хасенова, I курс), Великобритании (Юлия Шибалова, I курс), Франции (Лилиана Сафиуллина, III курс) и Германии (Оксана Чарушина, II курс), а также Польши как нового члена организации. Возглавлял делегацию генеральный секретарь НАТО Робертсон (Наталья Островская, I курс).

Участники переговоров договорились, что так как пресса на заседание не допускается (но утечка информации всё-таки произошла — иначе откуда бы появилась эта статья?!), то можно обойтись без дипломатической и политической корректности и открыто высказывать свои мнения. После этого дискуссия сразу же оживилась и работа закипела…

В ходе переговоров выяснилось, что, несмотря на множество противоречий, по главным вопросам мировой политики позиции России и НАТО совпадают, и это создаёт почву для их конструктивного взаимодействия. Стороны признали, что единственно возможной формой их дальнейших взаимоотношений является постоянный диалог и всестороннее сотрудничество. Кроме этого главного заключения было сделано ещё много совместных заявлений и предложений, что и было отражено в итоговой резолюции. В частности, участники переговоров отметили необходимость преодоления стереотипов, сложившихся у России и НАТО по отношению друг к другу ещё во времена холодной войны, а также порекомендовали Альянсу трансформироваться из чисто военной организации в политическую или гуманитарную.

Нужно отметить, что все участники отлично подготовились к игре, и поэтому наши “”игрушечные’’ переговоры совсем немногим отличались от настоящих — разве что возрастом членов делегаций. Для нас ролевые игры являются превосходной тренировкой профессиональных навыков и, в общем-то, репетицией возможной будущей деятельности. Кроме того, это ещё и увлекательный способ получения знаний — все участники признались, что узнали много нового и интересного как при подготовке, так и в ходе игры. Так что мы собираемся провести ещё не одну такую ролевую игру. В частности, 11 апреля мы планируем провести ролевую игру на тему ”Албанская проблема и конфликты на Балканах’’ совместно со студенческим научным обществом юридического факультета. Думаю, что дискуссия получится не менее оживлённой и интересной.

Мария Чекалёва-Демидовская, студентка