универсанты

Без почвы человечеству не обойтись

Серафим Николаевич ЧУКОВ
Досье «СПбУ»
ЧУКОВ Серафим Николаевич, профессор кафедры почвоведения и экологии почв, доктор биологических наук.
После окончания ЛГУ в 1978 г. был оставлен на кафедре в должности учебного мастера. С 1985 г. — младший научный сотрудник в лаборатории биологии и химии почв БиНИИ ЛГУ. В 1987 был переведен на должность научного сотрудника, а в 1988 г — старшего научного сотрудника. В 1996 г. поступил в докторантуру и закончил ее защитой в конце 1998 г. докторской диссертации на факультете почвоведения МГУ им. М.В.Ломоносова. После защиты вернулся на должность доцента кафедры почвоведения и экологии почв, а с октября 2000 г. избран на должность профессора. В настоящее время С.Н.Чуков — член Докучаевского общества почвоведов РАН, Международного общества почвоведов (ISSS) и Международного общества по гумусовым веществам (IHSS), а также входит в состав докторского специализированного совета биолого-почвенного факультета СПбГУ по специальности «почвоведение».
«Дороже золота русский чернозем…»
В.В.Докучаев, профессор Императорского Санкт-Петербургского университета

«Мать сыра земля»

Почва цивилизации — почва. То есть почва в прямом и даже сугубо научном смысле слова. Первые государства зародились там, где человек научился использовать плодородный слой земли для выращивания культурных растений. Правда, во всех этих регионах требовался еще и грандиозный осмысленный труд сотен тысяч и миллионов людей по сохранению и возобновлению плодородия, по сохранению почвы, по защите ее от сезонных наводнений и природных катаклизмов. Там возникали первые государственные склады с запасами продовольствия, государственные структуры, искусства и науки, песни и гимны, геометрия и астрономия. Остальные народы подключались к истории первых земледельческих государств, втягивались в их орбиту. И до сих пор из всех глобальных метафор ничто так не действует на наше воображение и разум, как поразительные евангельские притчи о пшеничных зернах, брошенных в землю, и о работниках в винограднике.

Отделение почвоведения когда-то существовало на геологическом факультете, потом вошло в структуру биологического. С тех пор он стал зваться биолого-почвенным. Но поныне в Главном здании университета располагаются рядом оба этих факультета, где живут и развиваются науки о четырех царствах природы: минералов, растений, животных и почв.

О почвах как о четвертом царстве природы впервые сказал В.В.Докучаев в 1883 г. Он же и заложил основы почвоведения в России и в мире. К 155-летию со дня его рождения приурочены ежегодные Докучаевские молодежные чтения «Методологические проблемы современного почвоведения», которые состоялись 27 февраля — 2 марта 2001 года в нашем университете. В ее организации принимали участие кафедра почвоведения и экологии почв биолого-почвенного факультета СПбГУ, Центральный музей почвоведения им. В.В.Докучаева, Докучаевское общество почвоведов России.

Замечено, что почти каждого современного горожанина рано или поздно начинает тянуть к себе земля. Все мы потомки земледельцев. Иначе трудно понять, почему толпы наших земляков, забивая до отказа лужские электрички, едут в конце недели на Мшинскую на два выходных дня. Не лежать же в гамаке — это понятно по лицам возвращающихся в город. Кого-то земля и работа на ней начинают притягивать очень рано, кого-то с детства.

«Студент помогает совхозу»

Заметка в районной газете «Заря коммунизма» г. Окуловка Новгородской области. 1974 г.:

Мы часто читаем в газетах, что летом у студентов начинается третий — трудовой семестр. Они едут на стройки, в тайгу, в горы. Хорошее это дело, важное.

А как нужны в наших деревнях крепкие молодые руки! Недавно я встретил на иногощенских полях совхоза «Транспортник» студента Серафима Чукова. Две недели мы работали вместе на закладке силоса. И потому твердо могу сказать — это замечательный труженик.

Видели б вы, как он ловко управляет парой вороных коней, запряженных в косилку, как ровно ложатся за ним травы...

Пятый год приезжает Серафим Николаевич из Ленинграда в деревню Иногоща. И все летние дни он работает на лугах хозяйства. Школьником он работал на конных граблях, нынче студент I курса Ленинградского государственного университета им.А.А.Жданова Серафим Чуков трудится на конной косилке. Работает он честно, добросовестно. С высокой похвалой отзываются о нем бригадир и рабочие совхоза, говорят ему сердечное спасибо.

Д.Трофимов, рабочий ОЦБК

Серафим Николаевич ЧУКОВ, молодой профессор кафедры почвоведения и экологии почв, знакомый редакции журнала, выступавший на страницах «СПбУ» совсем недавно, стал нашим проводником по четвертому царству природы.

Цена земли

На пленарном заседании упомянутых Докучаевских чтений речь шла не только о первом учителе почвоведов Докучаеве и о парадигме его учения сегодня, но о главном вопросе наших дней — вопросе об отношении к земле, перед которым вся прочая злободневность отходит на второй план.

В выступлениях председателя Оргкомитета молодежных Докучаевских чтений заведующего кафедрой почвоведения и экологии почв СПбГУ, профессора Б.Ф.Апарина и заместителя директора Почвенного института им. В.В.Докучаева РАСХН (г. Москва) Д.С.Булгакова звучала тревога по поводу готовящегося в Государственной Думе закона о продаже земли. Сегодня страна снова стоит перед проблемой, нерешенной 150 лет назад, когда после земельной и крестьянской реформы 1861 года земля была скуплена латифундистами и родились предпосылки трех русских революций.

Пока в государстве нет документов, регулирующих права на землю, кроме одного-двух президентских указов. За миллионы гектаров сельскохозяйственных угодий страны идет скрытая борьба. Гектар земли сегодня можно продать за цену на два порядка меньше, чем она стоит: у того, кто землю обрабатывает — нет денег, тот, кто может ее купить, — ждет широкой распродажи. Необходима дифференцированная земельная рента, необходим кадастр сельскохозяйственных угодий, необходима подготовленность Госдумы в этом вопросе. И необходимо время не торопясь продумать все. За пять минут, отведенных директору Почвенного института РАСХН на освещение всех вопросов, связанных с землею, депутаты Государственной Думы успели только услышать, что существуют почвы.

«Дайте нам законы, которые есть у всех цивилизованных народов, и не забывайте их исполнять!»

— Серафим Николаевич, какой темой вы занимаетесь, как и когда ею заинтересовались и кого считаете своими учителями? Кто вы, доктор наук или профессор, чему вы больше уделяете времени и сил: науке или занятиям со студентами?

— Почвоведение и почва, как основа нашего существования на земле, стали привлекать меня со времени моей летней работы на покосах в совхозе Новгородской области. Воспринятое от отца умение видеть красоту природы помогло понять, что ее сохранение и изучение — благородное занятие, которому не зазорно отдать свои силы.

Своей научной темой, исследованием структурно-функциональных параметров органического вещества почв с использованием современных физико-химических методов, я заинтересовался под влиянием своей матери, физика, привившей мне интерес к поискам физической сущности природных явлений.

Среди своих учителей мне хотелось бы назвать, прежде всего, профессоров нашей кафедры В.Н.Симакова и В.П.Цыпленкова, блестящих специалистов в области изучения органического вещества почв.

Почвоведение, несмотря на свою многогранность, прежде всего — фундаментальная дисциплина биологического профиля, что признается и РАН, числящей его по секции общей биологии. В связи с этим, вхождение Почвенного отделения (после долгих скитаний) в состав биолого-почвенного факультета вполне обосновано и закономерно.

К одной из высочайших и почетнейших, на мой взгляд, должностей — профессора Санкт-Петербургского государственного университета, я пришел долгим и непростым путем. Я никогда не был членом ВЛКСМ и посему путь в аспирантуру был для меня закрыт. Даже соискательство (для законной сдачи кандидатского минимума) мне в 1982 г. пришлось оформлять на стороне, в Ленинградском сельскохозяйственном институте. Каковой бы ни была моя должность в университете — инженера, научного сотрудника или докторанта — я ни на один год (с 1978 г.) не прерывал педагогической работы на кафедре, всегда стараясь быть, прежде всего, преподавателем.

— Что вы можете сказать об уровне подготовки абитуриентов, о качестве школьного образования в ваше время и сегодня? О сегодняшних студентах, о студенческой практике, о финансировании образования вообще, о системе грантов. О зарплате преподавателя, наконец.

— Явный гуманитарный крен современной школы приводит к заметному снижению уровня школьного образования в области естественнонаучных дисциплин. С нашим временем не сравнить. То, что мы раньше читали как анекдоты об американских школьниках, не знающих элементарных вещей, теперь входит в нашу жизнь.

Финансирование образования — настолько больная тема, что не хочется о ней и говорить. В последний год, правда, появился какой-то просвет. Спасибо факультету, что в самое тяжелое время мы смогли сохранить зональную практику «Санкт-Петербург — Крым» для почвоведов II-го курса (кстати, практически ликвидированную во всех других вузах, включая факультет почвоведения МГУ). Наши студенты, единственные в России, видят «живьем» весь зональный ряд почв — от таежной зоны до субтропиков.

Кафедра приобретает необходимые для учебного процесса приборы и оборудование только за счет грантов. Больше половины времени уходит на составление заявок и отчетов по грантам и программам «РФФИ», «Университеты России», «Интеграция». Они дают нам небольшие ручейки финансирования, но вместо одного годового отчета, как было раньше, теперь нужно писать три-четыре, по разным темам, да еще 4-6 заявок на следующий год. Ну а если говорить об объективности этих конкурсов, то вот свежий пример. Всю осень универсанты сочиняли заявки по четырем (!) программам Минвуза. И получили 10 грантов из более чем 140 заявок СПбГУ (это только по программе «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники», результаты конкурса по остальным программам пока не объявлены). Справедливости ради должен сказать, что в этом году я получил свой второй исследовательский грант РФФИ, так что не все заявки пропадают в московских коридорах!

О том, как живет преподаватель... Сам удивляюсь, но с Божьей помощью как-то живем. Мой пример не очень типичен: многодетная семья и сверхэкономное ведение хозяйства моей терпеливой женой и детьми, для которых я — единственный добытчик. Помимо зарплаты — редкие случайные заработки. Выручает огород, лопата, коса да коза в сарае. Так что унывать нам некогда, работаем и надеемся на лучшее.

— И напоследок скажите о роли вашей науки в мире и у нас в стране, о перспективах ее развития, о том, чем она занимается конкретно сейчас и чем собирается заниматься завтра.

— Роль нашей науки возрастает пропорционально уменьшению продуктивных земельных ресурсов в мире. Россия — страна с огромной территорией, но значительная часть наших земель находится в зоне так называемого рискованного земледелия. Для получения устойчивых хороших урожаев в таких условиях необходимы большие капиталовложения. Перспективы развития почвоведения (как и большинства других наук) находятся в сильной зависимости от интереса к ним государства и общества, которые, как правило, достаточно прагматичны.

Закон об охране почв пока не принят Думой и законодательная база по их охране и рациональному использованию очень слаба и несовершенна. Постепенное размораживание ситуации с Земельным кодексом оживляет интерес к почвам, их учету и оценке. Однако очень важно не повторить наших прежних ошибок и не отдавать невозобновляемые (в историческое время) ресурсы за бесценок.

В продаже земли есть «подземный камень». Как показал опыт саратовских земельных аукционов, землю там продавали, прежде всего, как участки, иногда по несколько десятков долларов за гектар. В то же время расчеты Почвенного института им. В.В.Докучаева показали, что стоимость гектара самих почв, как природного тела, составляет от 3500 за наши сравнительно бедные дерново-подзолистые почвы до 10000 долларов за высокопродуктивные черноземы. А если обратиться к нашей истории, то можно вспомнить, что знаменитое высказывание В.В.Докучаева «Дороже золота русский чернозем…» лучше всех подтвердили прагматичные немцы, которые в Великую Отечественную войну эшелонами вывозили наш чернозем с оккупированных территорий в Германию. Кто может дать гарантию, что трагедия не повторится сейчас уже как фарс?

И как вообще можно приватизировать биосферу, которая по оценкам биологов и экономистов дает пока в год в два раза больше продукции — 36 триллионов долларов — против 18-ти, которые вырабатывает гордое человечество со всей его промышленностью?

Самые важные, с моей точки зрения, вопросы нашей сегодняшней науки — это изучение роли почв в биосфере как на уровне конкретных экосистем, так и на глобальном уровне; предотвращение антропогенной деградации почв; организация грамотного кадастра и объективного мониторинга почв для контроля за загрязнением и другими нарушениями почвенного покрова; внедрение в почвоведение компьютерных технологий и в особенности — геоинформационных систем (ГИС).

Почва растет очень медленно, в среднем по одному сантиметру в столетие. Одна пыльная буря за несколько часов может унести тысячелетние накопления, как это случалось на нашей памяти после неграмотного освоения целинных земель. Похожее может произойти сегодня в области законодательства, если мы непродуманно подойдем к решению земельного вопроса. Ресурсы планеты не бесконечны. Уже очевидно, что все шумные достижения гидропоники (выращивание растений на искусственных грунтах в фитотронах) вряд ли когда-нибудь окажутся эффективнее традиционных почвенных технологий, подсказанных самой природой, так что без почвы человечеству не обойтись.

Приложение к досье «СПбУ»

С.Н.Чуков родился в 1956 г. в Ленинграде. Отец —художник, мать — физик.

Трудовую деятельность начал с 12 лет, работая летом по 2-3 месяца на даче во время школьных каникул на покосе (на конных граблях и косилке).

В 1973 г. после окончания школы поступил на биолого-почвенный факультет ЛГУ. С IV курса параллельно с обучением работал лаборантом кафедры почвоведения и географии почв.

Научные интересы С.Н.Чукова лежат в области фундаментального почвоведения, химии почв и биохимии их органического вещества, структурных и функциональных параметров гумусовых веществ. Диссертации на соискание ученой степени кандидата («Парамагнитная активность почвенного гумуса и ее изменение при антропогенном воздействии на примере серых лесных почв», 1985 г., Московская сельскохозяйственная академия им. К.А.Тимирязева) и доктора биологических наук («Исследование физико-химических параметров органического вещества почв (по данным ЭПР и 13С-ЯМР)», 1998 г., МГУ) посвящены применению современных физико-химических методов к изучению почв.

С.Н.Чуковым на основании изучения свободных радикалов гуминовых веществ почв методом ЭПР был разработан принципиально новый метод оценки активных и пассивных фракций органического вещества непосредственно в почвенном образце. С помощью 13С-ЯМР в гуминовых кислотах почвы были впервые обнаружены фрагменты угольного типа и показано изменение их молекулярной структуры при антропогенном воздействии. Получены новые данные о важнейших экологических функциях гуминовых веществ почвы. Разработан ряд принципиально новых методов исследования почв, получено два авторских свидетельства и патент РФ. С.Н.Чуков руководит разделом госбюджетной темы в БиНИИ, грантом РФФИ, и является ответственным исполнителем по выполняемым кафедрой почвоведения и экологии почв (под руководством зав. кафедрой проф. Б.Ф.Апарина) грантам РФФИ, «Университеты России», ФЦП «Интеграция».

В списке научных трудов С.Н.Чукова более 80 научных работ, в том числе «Экологический атлас г. Калининграда» (карта состояния и загрязнения почв), 1999 г.; монография «Структурно-функциональные параметры органического вещества почв», 2000 г.; учебное пособие «Физико-химические методы исследования почв», 1992 г.; три изобретения и более 30 экспериментальных и методических статей в отечественных и зарубежных изданиях.

С 1973 по 1986 год играл на скрипке в Камерном оркестре ЛГУ.

Состав семьи: жена и четверо детей.

Увлечения: классическая музыка, компьютер.

Материал подготовил Александр ШУМИЛОВ. Фото Александра ТАРАНА