От первого лица

Как жить университету

Деньги, право, традиции

М.В.Кротов
М.В.Кротов, проректор по правовым и экономическим вопросам
Год назад корреспондент нашего журнала брал интервью у проректора по правовым и экономическим вопросам Михаила Валентиновича КРОТОВА. Недавно мы встретились снова, чтобы поговорить о проблемах сегодняшнего университета. Специалист по гражданскому праву, выпускник юридического факультета 1985 года М.В.Кротов рассказал о деятельности возглавляемого им университетского направления.

— Работая над диссертацией и со студентами в университете, я параллельно довольно долгое время работал в ряде городских структур, коммерческих фирм (во властных структурах я старался не работать). Таково было веление времени, жесткая необходимость: преподавать студентам право и регулирование экономических отношений без реального анализа всего происходящего в практике, без понимания идущих процессов в период, когда меняется законодательство, — необычайно сложно. Но сегодня такой необходимости уже нет, практика более или менее устоялась, уровень вопросов изменился. Мы научили людей работать так, как надо, разработаны соответствующие процедуры и правила.

— Вы год назад возглавили новую структуру в университете. Как пересекается ваша деятельность с работой уже давно существующего юридического отдела?

— Это должность новая, структура осталась старой. Наше направление пересекает все сферы деятельности университета, и учебную, и научную, и хозяйственную деятельность. В ее зону попадает все, что касается правовых отношений в учебной, научной и хозяйственной сфере. Вопросами экономики мы занимаемся скорее на уровне стратегических, оценочных задач, поскольку у нас есть грамотные специалисты, занимающиеся конкретными направлениями деятельности и в области планирования, и в области финансов и т.д. Перед нами стоит задача не подменить их, но думать над решением финансовых ходов, чтобы максимально использовать правовые возможности. А Юридическое управление, подчиненное мне, занимается решением конкретных вопросов, связанных с ведением дел в судах, визированием приказов, их подготовкой. Точно в таких же отношениях существуют Управление научных исследований и проректор по научной работе.

— Если правовые вопросы примерно понятны, то как быть с экономическими вопросами? СПбГУ — не предприятие.

— Государственное учреждение, но тем не менее финансовый оборот университета сопоставим со многими предприятиями. Есть много вопросов, которые нуждаются в решении с данной точки зрения. Например, участие в деятельности других организаций, как правило, предполагает какое-то финансовое обеспечение. Оно должно быть проанализировано, оценено с точки зрения потенциальных возможностей. Во-вторых, обычно любое финансовое решение предполагает и правовой механизм его реализации. Одно из наиболее перспективных направлений нашей сегодняшней работы — это централизованный фонд, обеспечение его деятельности, планирование расходов. Непосредственно этим занимается экономическая комиссия Ученого совета, я ей помогаю. Перед нами стоит задача, озвученная Людмилой Алексеевной — добиться финансирования отдельной строкой в бюджете страны. Необходимо создать единую прозрачную смету университета, которая бы включала и централизованные, и нецентрализованные источники финансирования, то есть учитывала деньги, поступающие из бюджета и от небюджетной деятельности (научной и образовательной), чтобы мы могли в целом видеть общие направления затрат, общие направления доходов и тем самым планировать нашу деятельность. Сегодня существует достаточно жесткая централизация расходов со стороны казначейства, смета должна быть согласована: переброска средств на другие статьи расходов недопустима. Если раньше у нас была возможность производить временные заимствования (запаздывали придти бюджетные деньги — мы рассчитывались небюджетными, позднее восстанавливая баланс), то сегодня это запрещено. Если раньше мы могли потратить небюджетные средства на оплату коммунальных расходов, а потом пополнить централизованный фонд из бюджета, то сегодня такая процедура запрещена. Пришло время выходить на единую систему финансирования и достаточно жестко разводить ситуацию. Это можно решать только в рамках единой сметы. Процесс сложный, у нас еще нет согласованности с казначейством.

— Выходит, мы не свободны распоряжаться своими средствами? — Бюджетными — однозначно. Небюджетными вольны распоряжаться, как хотим, но если мы хотим купить компьютеры, а нам срочно надо оплатить электроэнергию, то, оплатив электроэнергию из своих денег, мы денег из казначейства на компьютеры не получим. Или вот перспектива перехода на ГИФО — государственные именные финансовые обязательства, это одно из направлений реформы высшего образования... Идея заключается в том, что, когда будет введен единый экзамен или тест, деньги должны следовать за студентом. То есть финансировать нас будут не в зависимости от того, сколько мы можем взять студентов, а сколько к нам студентов пришло, сколько мы их приняли. За каждым студентом следуют финансовые обязательства со стороны государства. Пока до сих пор не отработан механизм. Предлагается очень сложная схема: мы должны собрать ГИФО, направить их в Министерство образования, где их должны завизировать, после чего они поступают в Минфин, Минфин финансирует казначейство и т.д. Но проблема заключается в том, что неясно, каким образом это будет соотноситься с нашими видами затрат, потому что, если за каждым студентом будут следовать денежные средства, то для нас должно быть безразлично, бюджетный это студент или платный, сам он оплачивает образование или нет. Есть много вопросов, решение которых вытекает из осознания правовых возможностей и верно поставленных экономических задач.

— В образовательной реформе есть пока много неясного для меня. Как все это будет — покажет ближайшее будущее, эксперимент. Но если исходить из сегодняшнего дня и рассчитывать не на реформу, а только на себя: сможем ли мы в нынешнем нашем состоянии достойно существовать за счет нескольких факультетов, готовящих специалистов повышенного спроса? Или мы все-таки в тупике, и выхода пока не предвидится?

— Вопрос надо ставить немного в иной плоскости. То, что сегодня несколько специальностей приносят доход, на мой взгляд, просто недоработка. Все специальности могут приносить доход, у нас по каждой специальности есть конкурс, в среднем, три человека на место. Это означает, что от нас уходят двое абитуриентов из трех. Я думаю, существует много возможностей. Сберегательный банк сейчас приступил к кредитованию процесса обучения, любой может придти и попросить образовательные кредиты на предлагаемых условиях, на полгода, на пять лет, под залог жилья или другого имущества или под заработную плату, если она достаточно высокая у родителей. Количество студентов, которые могли бы учиться на платной форме и помогать обеспечивать развитие университета, увеличилось бы во много раз. Во-вторых, пора бы, наконец, понять, что государство не в состоянии финансировать содержание университета в целом на достаточном уровне. Хотя пока еще мы получаем бюджетное финансирование в достаточном объеме. По сравнению с предыдущим периодом это очень большие средства, они полностью покрывают затраты по коммунальным расходам, частично мы уже стали получать на содержание зданий, на прочие расходы. Но это несопоставимо с тем, что университет получал 10—15 лет назад. Направление зарабатывания средств на образовательной и научной деятельности необходимо развивать. Мы все равно от этого никуда не уйдем. Главное направление реформы — попытка снять бремя расходов с государства. Конечно, оно будет что-то финансировать, но не в таких объемах.

Университет существовал и в гораздо худших условиях. Пять лет назад ситуация была гораздо хуже, сегодня мы все-таки вышли на определенный уровень. Но сегодня возросли затраты. Чем лучше мы живем, чем больше зарабатываем, тем больше тратим. Вот еще одна проблема: если мы в течение десяти лет не тратим ничего на содержание зданий и сооружений — здания ветшают, и для того, чтобы их привести в надлежащее состояние, надо уже больше средств. Если что-то мы упустим в этом году, в будущем будет наверстать гораздо труднее.

Сегодня многое делается, происходят изменения и на факультетах, и в целом по университету. В прошлом году мы работали над новой редакцией Устава университета, в сентябре он был уже в зарегистрированном виде. Раньше этот процесс занимал несколько лет. Постепенно принимаем правовые акты. Раньше вопросы решались на основе неписаных традиций. Сегодня мы стараемся вводить традицию в правовое русло, она должна быть формализована.

Материал подготовил Александр ШУМИЛОВ