Journal "Saint-Petersburg University"



Реплика


Авторское право в конце ХХ века,
или
Говорят ли "негру" - "спасибо"?


В последние годы, когда легче написать книгу, чем найти средства на ее издание, появление толстого, сухого справочника “Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала ХХ века” кажется чу-дом. И действительно, издание финансировано Фондом спасения Петербурга — следовательно, — это книга, необходимая городу и горожанам. Но раскрыв книгу, испытываешь крайнее недоумение, которое лишь усиливается предисловием главного редактора. Как правило, справочное издание выпускается авторским коллективом, сопровождается списком справочной литературы. Чем шире круг авторов, чем серьезнее использованная литература, тем больше доверия к изданию.

Но здесь: авторы-составители — А.М.Гинзбург и Б.М.Кириков, под общей редакцией Б.М.Кирикова, “при участии С.Г.Федорова и Е.В.Филиппова”. Что значит “при участии”? Федоров — в Германии, узнал о выходе книги после того, как она появилась в магазинах, а Филиппова — сотрудника, у которого в картотеке и в компьютере систематизировались данные, просто не спросили. Он, по мнению редактора, занял “неконструктивную позицию” — не хотел выпускать сырой и неполный материал. В наказание его не зачислили в авторы. Так как Гинзбург, далеко не молодой человек, давно уже живет в США, то фактически книгу издал единолично подписавший предисловие Борис Михайлович...

Дальше читаем самое поразительное. “Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой-либо форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав”.

Перед нами — справочное издание. Что же я, как историк города, не могу воспроизвести? То, что я и так знаю — ведь почти половина данных либо уже опубликована в работах Е.И.Кириченко, Ю.М.Денисова, А.Л.Пунина, других исследователей, найдена самостоятельно в архивах. Выходит, без разрешения авторов (письменного) я уже не могу писать о Штакеншнейдере, Лидвале, ни об одном другом архитекторе XIX — начала ХХ века?

Без разрешения авторов? Нет, нет, издателей: ведь г.Кириков подписал кабальный договор, по которому хозяевами этих сведений оказалось на 10 лет никому не известное издательство “Пилигрим”. Каким образом теперь уважаемый господин Кириков будет осуществлять исследовательскую работу ГИОП, если его сотрудники опять-таки не могут воспроизводить “ни в какой форме” эти сведения? Кому такой справочник нужен? И как остановить работы, готовые к публикации, но не прошедшие экспертизу издательства “Пилигрим”? А как остановить тех, кто является настоящими авторами?

Ведь редактор и автор предисловия г-н Кириков не только не поблагодарил своих предшественников — В.Г.Исаченко, А.Л.Пунина и других, которые тоже фактически были его соавторами, но многократно умаляет ценность их трудов, называя в предисловии их работы “преждевременными”(?) и неточными, а издание “Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда” 1978, 1979, 1982 гг. и “Зодчие Петербурга второй половины XIX в” 1985 г. — “ловким обходным маневром”(?).

А ведь знакомство с этими первыми работами в то время помогло многим ленинградским исследователям. Теперь и они не смогут использовать свои собственные материалы.

Данное издание готовилось в спешке, тайно и без объявления (подписано к печати 13 августа 1996 г., а в середине октября уже было в продаже), — это не дало возможности Кирикову, как главному редактору и составителю, включить в него разработки последних лет, а это делает и этот справочник неполным и сырым.

В связи с этим непонятна позиция А.В.Кобака, бывшего руководителя Фонда культуры — рецензента, и А.Д.Марголиса, председателя Фонда спасения Петербурга (бывшего сотрудника того же Музея истории Ленинграда), финансировавшего это издание. Уж они-то лично знакомы со всеми заинтересованными лицами, сами в своих публикациях использовали материалы всех авторов. Уж они-то должны были настаивать на соблюдении авторских прав и элементарной справедливости.

С легкой руки Б.М.Кирикова и руководства издательства “Пилигрим” “неграми” оказались десятки исследователей (приносим особые соболезнования гг.Федорову и Филиппову — общеизвестным авторам титанического труда, проделанного ими на “общественных началах”), которым сегодня отказано в праве использовать плоды даже собственной работы. А с юридической безграмотностью Б.М.Кирикова сейчас сможет разобраться лишь суд или орган по защите авторских прав.

Игорь УСТЕНОВ, архивист

К началу документа


Редакция журнала "СПбУ"