путеводитель


О чем не говорил Конфуций,
или
Путешествие по университету, любимому и незнакомому


Впрошлом учебном году приемная комиссия подготовила специальный справочник для абитуриентов. Там перечислены все факультеты нашего университета, все НИИ и кафедры, названы специальности, которые могут получить студенты. Все было бы прекрасно, если бы абитуриент ничем другим не собирался заниматься, а только учиться, учиться и учиться, как еще совсем недавно нам завещал один известный товарищ... Да и то — как же абитуриенту (а потом и студенту) учиться и научными исследованиями заниматься без книг, скажем? А библиотека в этом справочнике не указана — так же, как и музеи, клубы, поликлиника и прочее, и прочее, столь же необходимое будущему студенту, не говоря уж о хлебе насущном (то есть о столовых, буфетах).

Что же делать? Мы решили немного посодействовать новым студентам, ворвавшимся этим летом в наш коллектив. И рассказать “то, о чем не говорил Конфуций” — в Древнем Китае, помнится, было такое выражение (а Конфуций, как известно, говорил почти обо всем). То есть мы хотим рассказать о том, что не упомянуто в справочнике, но о чем весьма и весьма необходимо знать студенту.

Итак, отправляемся в путешествие по университету... Учились вы, бедные, учились, грызли гранит науки из последних сил. И вот силы на исходе — и приходит вполне здравая мысль: “А не пора ли нам подкрепиться?” (как говорил один симпатичный герой мультфильмов и книги А.А.Милна). Бросать родной факультет на произвол судьбы и мчаться в какую-нибудь забегаловку, что ли? Не стоит. На многих факультетах есть свои столовые (на географическом, экономическом, юридическом факультетах и в РГИ), кафе и буфеты (в здании исторического и философского факультетов, а также филологического и восточного), просто буфет (в административном корпусе и в Главном здании на 2 этаже), просто кафе (на факультетах психологии и журналистики), да еще кафетерий “Петровский” (в Главном здании на 1 этаже) и кафе “Арка” (на Университетской набережной, между филфаком и ректорским флигелем). И это только на Васильевском острове.

А если вы предпочитаете науки естественные и точные (физику, химию, математику), то учиться вы будете, естественно, в Петергофе. А там тоже вы сможете урвать минутку-другую или часок-полтора, чтобы принять пищу не только сухую научную, но и более удобоваримую и вкусную. И отправляетесь вы прямиком куда? — верно, в столовую № 30, что недалеко от физфака, чтобы плотно пообедать. Или в другую столовую (есть на физфаке, и еще одна в общежитии № 12). А может, захотелось просто перекусить — тогда вам больше понравятся буфеты (в блоках “А1” и “Б1” матмеха, в корпусе “К” физфака или в общежитии № 16) или кафе (в блоке “Б1” матмеха, в общежитиях № 20 и № 14 — “Сластена”).

Какие из этих “вкусных” заведений лучше, дешевле и питательнее, сразу рассказать трудно. Одна из студенток не так давно попыталась проанализировать этот вопрос — ей на это понадобилось больше недели и три страницы нашего журнала. Читать было приятно — пальчики оближешь...


Учитель говорил: — Напрасно обучение без мысли, Опасна мысль без обучения. (2-15)


Вы уже поняли, что от пищи для тела мы вновь переходим к продуктам интеллектуального труда. И наш журнал “Санкт-Петербургский университет”, как вы можете убедиться хотя бы на примере этого номера, не только приятно рассматривать, но и вкушать — аппетитно, радостно, с интересом. Некоторые материалы студентов и сотрудников университета просто величают “пиршеством ума”, если говорить высоким штилем. И все универсанты давно убедились, что информация о жизни университета в журнале всегда актуальна, вызывает живой интерес и непосредственный отклик читателей (они же у нас — и писатели).

Кроме журнала информационно-публицистического, в университете есть журналы научные: “Вестник СПбУ” (разные его серии посвящены наукам, которые преподаются в университете, и научным исследованиям сотрудников университета и их коллег), “Правоведение” и “Юридическая практика”. Есть свое издательство (которое готовит и выпускает книги), типография и центр оперативной полиграфии. Так что если вы напишете что-то научное (скажем, опишете результаты своих исследований), то вы можете опубликовать статью в “Вестнике”, а если материала очень много, то видимо, уже пора думать о книге или хотя бы брошюре. Имейте в виду, что этот этап — публикации научных работ — не так уж и далек от вас. Исследования некоторых студентов оказываются порой настолько важны и интересны, что первые строки в списке научных работ появляются у них гораздо раньше диплома. Дерзайте! Вы тоже это можете!


Цзыгун спросил: — Почему Кун получил посмертный титул “Просвещенного”? Учитель ответил: — Он был сметлив, любил учиться и не стыдился обращаться за советом к низшим, поэтому его назвали “Просвещенным”.


А ежели дерзать на поприще научном вам именно сейчас не очень хочется, видимо, ваша дорога лежит... в студенческий театр, к примеру, в университетский хор или оркестр народных инструментов. Берете свою гитару, балалайку, контрабас или концертный рояль (почему-то мне кажется, что с органом вы вряд ли придете) — и вперед, в массы, объединяться с единомышленниками. Так, кстати, поступали многие студенты и выпускники университета — Сергей Юрский, Андрей Толубеев, Игорь Горбачев и многие другие, для которых в какой-то момент сцена стала важнее, чем наука... А разыскать творческий коллектив, нужный вам донельзя, вам помогут в студенческом клубе (в ректорском флигеле).

Кроме этого, в университете есть молодежный камерный оркестр, Центр эстетического образования и развития личности. А в Петергофе — еще и Дворец культуры и техники (а в нем — различные творческие коллективы, ждущие вас).


Когда Учитель находился в Ци и там услышал музыку “Весенняя”, то он в течении трех месяцев не был способен ощутить вкуса мясной пищи и сказал: — Не ждал от исполнения музыки такого совершенства. (7-14)


Но когда же, наконец, отдохнуть-то? То колбы-пробирки, интегралы-логарифмы, конспекты-учебники, а то смычок из рук никак не выпустить, грим не смыть ни на минутку... И вы знаете, есть в университете место для отдыха. Вы подумали, что оно называется профилакторий или загородная база отдыха? Это тоже есть (чуть попозже, когда будет совсем невмоготу, расскажу и о них). Но пока я о другом: о кафедре физкультуры и спорта. Спортивные залы в здании самой кафедры, на историческом, географическом факультете, на физфаке, на химфаке, матмехе и ПМ-ПУ ждут вас не дождутся. А кроме того, есть великолепный плавательный бассейн, лыжная база “Кавголово”, клубы шахматный, регби и просто спортивный. Имена олимпийских чемпионов и чемпионов мира, которые на беговой дорожке, на лыжах, за шахматной доской или в спортзале проводили лучшее свое время, когда учились в университете, всем известны: Анатолий Карпов, Борис Спасский, Татьяна Казанкина, Юрий Тармак, Геннадий Шатков, Эльвира Озолина. “Значит, нам туда дорога...” — так пели в фильме с многозначительным названием “Место встречи изменить нельзя”.


Учитель сказал: — Суть стрельбы из лука не в том, чтобы пробить мишень, ибо люди обладают разной силой. В этом заключается путь древних. (3-16)


А нам пока не до песен. Искупавшись (не только в лучах славы, а вначале просто в чистой водичке бассейна) и набив лицо кому следует (боксерскими перчатками или ногами — в бесконтактном карате), мы опять потянулись к пище духовной. Если денег почему-то много (или они просто не перевелись пока), можно их с пользой потратить — в книжном магазине. В университете их много: “Пятая коллегия” в Главном здании на 1 этаже, на филфаке — два книжных развала и недавно открытый “Университетский книжный салон”, на историческом — еще два магазина, один — на факультете журналистики, развал на факультете психологии, “Юридическая книга” — понятно, на юридическом. Есть еще магазины “Академкниги” рядом с университетом — в Таможенном переулке и в фойе Библиотеки Академии Наук. В Петергофе книжные развалы появляются на всех факультетах, а книжный магазин издательства СПбУ открыт на Библиотечной площади.


Учитель сказал: — Народ можно принудить к послушанию, Его нельзя принудить к знанию. (8-9)


Немного почитав (хотя бы названия книг, не особенно углубляясь в текст), можно и перекусить. И не только в знакомых уже вам столовых, кафе и буфетах, но и непосредственно в продовольственном магазине “Университетский” — во дворе Главного здания. А в Петергофе таких магазинов целых три — на ул. Ботанической, д. 64/4 (“Миф”), д. 66/3 (“Виктория”) и д. 64/2 (“ПОО “Эфа”). В последнем имеются не только продовольственные товары, но и промышленные. Небольшое замечание: водку и другие крепкие напитки на территории университета продают, но только после 16.00. Если душа или сосед (соседка) просят раньше, придется запасаться заранее или бежать дальше.

Если же денег поменьше, чем нужно бы, а почитать очень вам захотелось (и для учебы, и для себя, на досуге), можно посетить Научную библиотеку имени М.Горького. Кроме основного помещения на 2 этаже Главного здания, ее отделы есть на всех факультетах. (В скобках замечу: вы об этом узнаете очень быстро, если вдруг потеряете свой читательский билет — и с обходным листком будете путешествовать из Петербурга в Петергоф и обратно, пунктуально объезжая все факультеты и собирая печати и подписи, что книг вы там никогда не брали. Таков порядок — за ротозейство немного наказывают...). Если же мелкие буковки в книгах рассмотреть стало трудновато, можете разглядывать большие предметы — в Музее истории университета, в музее минералогии или в музее-архиве Д.И.Менделеева (они все находятся в Главном здании — на 3-м, 2-м и 1-м этажах соответственно). Может, чуть позже знания, которые вы унесете отсюда, вам пригодятся, когда вы, наконец, вернетесь к своей учебе и научной работе.


Учитель относился бдительно к посту, войне, болезни. (7-13)


Если же учиться все труднее и труднее, а об науку обломали последние зубы, то пора и подлечиться, поправить здоровье, чтобы с новыми силами на ту же скалу... Поликлиника в университете есть, и большая (на Васильевском острове — в здании исторического факультета, а в Петергофе — в корпусе “И” НИИ физики и плюс медпункты на химфаке и матмехе). Здесь много специалистов разного медицинского профиля и вам всегда помогут. Если отдых вам требуется более длительный и глубокий, можно пожить недельку-другую в санатории-профилактории (в Петергофе или в Петербурге) в совершенно санаторных, тепличных условиях. А летом — совсем расслабиться на одной из университетских баз отдыха (в Ленинградской области или в Крыму).


Учитель говорил: — Расточительность ведет к непослушанию, а бережливость — к захудалости. Но лучше захудалость, чем непослушание. (7-36)


Защищать ваши права (и напоминать об обязанностях) будет сначала студенческий профком, а затем профком сотрудников. Если ваши успехи в науках будут возрастать день ото дня, вы сможете вступить в одно из научных обществ — естествоиспытателей, психологов, палеонтологическое, русское географическое, русское социологическое, российское химическое или математическое. А также можете работать в совете молодых ученых. Кроме этого, для вас открыты Ассоциация студентов-физиков, Философская ассоциация и Ассоциация по изучению славянских культур и славяноведения. И даже если вы в конце концов получите диплом и покинете гостеприимные стены университета, вы сможете остаться с нами и сотрудничать с Ассоциацией выпускников СПбГУ. И наконец, когда вы возмужаете, совсем заматереете от напряженной, долгой и плодотворной работы, вас с распростертыми объятиями встретит Совет ветеранов СПбГУ...

Но пока до этого еще далековато, и можно просто вернуться к началу нашего обзора и начать путешествовать по университету. С Конфуцием, Кантом, Контом (или просто бутылочкой кьянти) в руках. И с плакатом “Не кантовать!” (чтоб не приставали или, наоборот, чтобы обратили внимание). Удачи вам и успехов. О своих разысканиях и исследованиях не только в науке, но и в жизни университета вы можете сообщить — в письменном виде — всем-всем-всем на страницах нашего журнала. Редакция находится в ректорском флигеле, вход со стороны, противоположной набережной, белая дверь. О своем визите с письменным трудом под мышкой можете заранее сообщить нам по телефону: 218-01-62 (когда он не выключен телефонной станцией, неизвестно за какие грехи). Ждем и надеемся на встречу.

Приглашайте и нас в путешествие.

P.S. Накануне нового учебного учебного года узнали неплохую новость — специально для вас! Информационный отдел университета подготовил и выпустил “Записную книжку студента”. Видимо, впервые за 274 года “обучения отроков и отроковиц” (уже цитирую, начиная прямо с обложки). Здесь, кроме многих мест развлечений, досуга, научных бдений и других трудов, о которых мы вам рассказали, есть также полный текст старинного студенческого гимна “Gaudeamus” (чтобы петь, а не только пить на студенческой пирушке), время разведения мостов (если с университетом вам не захочется расставаться аж по самое некуда...). И самое главное — удобная сетка с расписанием занятий, зачетов и экзаменов на весь год. Пользоваться удобно. Первого сентября эти “Записные книжки” будут раздавать всем первокурсникам. Остальным — позже и за отдельную плату.

(Все цитаты по изданию: Конфуций “Изречения” — М.: МГУ, 1994. Указаны номера глав и изречений)

Странствующий универсант Евгений ГОЛУБЕВ “СПбУ”, № 7, 1997



Содержание номера

Главная страница

К началу статьи

Предыдущая статья

Следующая статья

Disigned by: Sergey Stremilov (web)