|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
2-3
4
5
6
7
|
|
8
9
10
11
12
13
|
|
14
15
16
17
18
19
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ 6 (3728), 5 апреля 2009 года
|
|
|
конференц-зал
|
|
|
190 лет экономической науке в Университете
В работе конференции приняли участие 226 представителей высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений и организаций Санкт-Петербурга, Москвы, Владивостока, Хабаровска, Красноярска, Казани, Нижнего Новгорода, Астрахани, Владикавказа, Калининграда, других городов России, а также Белоруссии, Украины, Литвы, Южной Кореи, Германии.
Начало преподавания экономических и статистических дисциплин в Университете было связано с личностью М.А.Балугьянского, видного ученого и государственного деятеля, первого ректора воссозданного в 1819 г. Санкт-Петербургского университета. Наряду с ним, в первые годы существования Университета занятия по политической экономии проводил М.Г.Плисов, по статистике — К.Ф.Герман, К.И.Арсеньев. С 1843 г. и до 1918 г. преподавание экономических и статистических дисциплин была закреплено за Юридическим факультетом. В этот период в Университете работали такие яркие и исследователи и преподаватели, как И.Я.Горлов, Э.Р.Вреден, Ю.Э.Янсон, А.А.Кауфман, И.И.Кауфман, П.И.Георгиевский, А.А.Исаев, М.И.Боголепов, А.И.Буковецкий, П.П.Мигулин, Л.В.Ходский, И.М.Кулишер, М.И.Туган-Барановский. Результаты деятельности этих и многих других ученых Cанкт-Петербургского университета в немалой степени повлияли на расцвет социально-экономических исследований в России на рубеже XIX–XX вв.
|
|
Конференцию открыл декан Экономического факультета, первый проректор СПбГУ по экономике, д.э.н., профессор И.П.Бойко. |
|
Профессор Н.А.Макашева (слева) и член-корреспондент РАН профессор И.И.Елисеева. |
|
Профессор Л.Д.Широкорад. |
|
Профессор Я.В.Соколов. |
|
Профессор Г.Г.Богомазов. |
|
Н.К.Фигуровская, главный научных сотрудник Института экономики РАН. |
|
В 1919 г. в Петроградском университете, на основе слияния нескольких прежних факультетов и учебных заведений, был образован Факультет общественных наук (ФОН), имевший в своей структуре и экономическое отделение, профессорско-преподавательский состав которого был во многом сформирован из дореволюционных сотрудников. Несмотря на краткий период существования ФОНа (уже к 1925 г. он был расформирован) и тяжелейшие условия его работы, экономическое отделение функционировало весьма успешно. Среди его выпускников были, например, В.В.Леонтьев — будущий лауреат Нобелевской премии в области экономики, А.А.Вознесенский — основатель и первый декан Экономического факультета ЛГУ и В.В.Рейхардт — впоследствии профессор и декан Экономического факультета. С расформированием ФОНа преподавание экономических и статистических дисциплин в Университете на время лишилось организационной базы. В 1939 г. на базе Исторического факультета ЛГУ открывается политико-экономическое отделение. А в следующем, 1940 г., открывается Экономический (в момент основания — Политико-экономический) факультет ЛГУ — первый подобный факультет в системе университетского образования в СССР. Его открытие во многом было результатом инициативы и организаторских способностей А.А.Вознесенского, который в 1941 г. стал Ректором Университета и занимал этот пост до 1948 г. Первоначально факультет включал в себя две кафедры: политической экономии (заведующий — А.А.Вознесенский) и конкретных экономик (заведующий — Я.С.Розенфельд). В 1945 г. была открыта кафедра статистики (заведующий — Л.В.Некраш).
Сегодня Экономический факультет включает в себя 13 кафедр и проводит подготовку специалистов, бакалавров и магистров по широкому кругу специальностей, причем большинство из них впервые в нашей стране были открыты именно в нашем университете.
Открыл работу конференции декан Экономического факультета, первый проректор СПбГУ по экономике, д.э.н., профессор И.П.Бойко. В своем приветственном слове он обратил внимание на символическое значение того, что конференция, посвященная историко-экономической проблематике, проходит в новом, прекрасно оборудованном корпусе Экономического факультета на Таврической ул., д. 21, имеющем самые современные технические средства для обеспечения учебного процесса и научной деятельности. Он отметил, что история отечественной экономической науки представляет собой сегодня по сути заново открываемую область, при этом многие малоизвестные или полностью забытые страницы этой истории и сегодня представляют значительную ценность для развития экономических исследований по всем направлениям, включая и отраслевые. Изучение данной области тем более актуально с учетом недавнего периода, когда экономическая наука в нашей стране нередко сводилась исключительно к переводу иностранных учебников. Знание истории отечественной экономической науки является также важным элементом в системе патриотического воспитания.
Экономический факультет СПбГУ — один из ведущих научных и образовательных центров нашей страны. Исследованиям в области истории экономической науки здесь традиционно уделяется большое внимание. Это проявляется и в организации материальной основы научного и учебного процесса. И.П.Бойко рассказал о ходе работ по восстановлению Статистического кабинета — уникального собрания литературы, основанного в 1872 г. выдающимся русским статистиком Ю.Э.Янсоном. В процессе реорганизаций и переездов кабинет был фактически уничтожен и лишь в последнее время на базе библиотеки Экономического факультета проходят работы по его восстановлению. На текущий момент сложную процедуру реставрации прошли около 1000 книг из порядка 10 000 единиц, оставшихся в фондах. Еще 500 книг, прошедших обследование, не нуждаются в серьезной реставрации.
О работах по восстановлению Статистического кабинета рассказывалось и в подготовленной библиотекой Экономического факультета презентации, которая была проведена для участников конференции перед ее открытием. Она была посвящена истории изучения и преподавания статистических дисциплин в Университете.
На пленарном заседании в докладах профессоров Экономического факультета Л.Д.Широкорада, Я.В.Соколова, В.В.Ковалева, Ф.Ф.Рыбакова, В.И.Котелкина были рассмотрены различные этапы развития экономических и статистических исследований в Университете и в городе. Главный научный сотрудник Института экономики РАН, д.э.н. Н.К.Фигуровская остановилась в своем выступлении на проблемах истории развития сельского хозяйства в России в начале ХХ века. Анализ особенностей развития статистики и роли статистической информации в осуществлении социально-экономической политики, проведенный членом-корреспондентом РАН, директором Социологического института РАН, профессором СПбГУЭФ И.И.Елисеевой, позволил поставить вопрос об обоснованности произошедшего в недавнее время включения органов государственной статистики, призванных предоставлять беспристрастную статистическую информацию, в структуру Министерства экономического развития. В докладе профессора Экономического факультета Г.Г.Богомазова рассматривалась проблема философско-методологических оснований историко-экономических исследований. О роли и месте философии хозяйства говорил в своем выступлении профессор Ю.М.Осипов (МГУ). Заместитель главного редактора журнала «Экономист» С.С.Губанов (Москва) выступил с докладом, в котором рассматривались противоречия между классическим и неоклассическим направлениями экономической науки. Доклад профессора Экономического факультета С.Ф.Сутырина был посвящен проблемам и перспективам эволюции международной торговой системы. Профессор Экономического факультета С.В.Валдайцев остановился на основных вехах в истории экономики инноваций. Профессора Н.В.Пахомова (Экономический факультет) и К.Рихтер (Университет Виадрина, Франкфурт-на-Одере) в своем докладе говорили о тех проблемах современной экономической науки, которые осознавались уже давно, но в полной мере стали очевидны лишь в самое последнее время. Налицо явный кризис неолиберальной модели не только на практике, но и в теории. Именно пути и методы преодоления последствий этого кризиса должны стать «драйверами» развития экономической науки.
Доклады участников пленарного заседания наглядно показали, что рассмотрение исторической проблематики не препятствует, а напротив, способствует постановке и разрешению актуальных вопросов, имеющих большое практическое значение.
Дальнейшая работа конференции проходила в рамках трех секций: «История развития экономико-теоретических исследований и статистики», «История развития экономико-математических исследований», «История развития конкретных экономических исследований». Кроме того, было проведено заседание подсекции «Тенденции развития малых экономик в исторической ретроспективе».
После окончания работы секций была проведен круглый стол «Взаимодействие экономической науки, государства и общества: история и современность», организованный Экономическим факультетом СПбГУ совместно с Санкт-Петербургским научным центром РАН. Для обсуждения участниками круглого стола было представлено два доклада: «Теоретические, идеологические и социально-экономические условия развития петербургско-ленинградской историко-экономической школы» — д.э.н., профессор И.А.Благих (Экономический факультет СПбГУ); «К вопросу о восприятии западной экономической теории в России: два эпизода (1890-е и конец 1980-х — начало 1990-х)» — д.э.н., профессор Н.А.Макашева (ГУ ВШЭ и ИЭ РАН). Оба доклада вызвали живой интерес, вопросы и обсуждение участниками круглого стола тех проблем, которые были освещены в них.
Выступая по итогам круглого стола, начальник отдела научной политики и инноваций в науке и образовании Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, д.э.н., профессор Т.Д.Маслова отметила научную и практическую значимость рассматриваемых проблем. Она обратила внимание на то, что при всем многообразии подходов к определению понятия «научная школа», существуют и четко разработанные формальные критерии, применяемые Комитетом по науке и высшей школе. Количество научных школ, имеющихся в высших учебных заведениях, является сегодня одним из факторов, учитываемых при проведении аттестации высших учебных заведений.
К.и.н., ученый секретарь Объединенного научного совета по общественным и гуманитарным наукам Санкт-Петербургского научного центра РАН Е.А.Иванова подчеркнула, что при рассмотрении затронутых в работе круглого стола вопросов чрезвычайно важно сопоставлять оценку теоретических исследований и разработок с реальным ходом исторического развития, с особенностями проводимой на том или ином этапе экономической политики. Она указала на важность проведения подобных мероприятий и высказалась за необходимость продолжения плодотворного сотрудничества между Экономическим факультетом и СПБ НЦ РАН в данной области.
Закрывая работу круглого стола и конференции, д.э.н., профессор Г.Г.Богомазов обратил внимание участников на важность устойчивых научных связей между отдельными учеными и исследовательскими центрами. Такие связи активно развивались в Советском Союзе, что было выражено, в частности, в проведении трех Всесоюзных симпозиумов историков-экономистов (в Риге, Ташкенте, Сухуми). Подтверждением высокого международного авторитета отечественной школы историко-экономических исследований стало проведение в 1970 г. в Ленинграде V Всемирного конгресса по экономической истории (очередной, уже XV по счету Всемирный конгресс состоится в этом году в Утрехте, Голландия). К сожалению, с конца 1980-х гг. сложившиеся научные связи были практически разрушены. Количество и качество представленных докладов, широкий спектр рассмотренных проблем дают все основания рассматривать прошедшую конференцию как важный вклад в восстановление прервавшихся научных связей. Наряду с этим большое значение имеет сотрудничество историков-экономистов Экономического факультета СПбГУ с СПб НЦ РАН, с коллегами из Москвы, представляющими Экономический факультет МГУ, Институт экономики РАН, Государственный университет — Высшую школу экономики, вузы Волгограда, других городов РФ. Сотрудники Экономического факультета принимают регулярное участие в деятельности международных научных ассоциаций (Европейского общества истории экономической мысли, Европейской ассоциации эволюционной политической экономии и др.)
Г.Г.Богомазов отметил также, что в центре внимания участников конференции находились не только исследовательские проблемы, но и вопросы преподавания. Это особенно важно в условиях наметившейся тенденции к снижению общего образовательного уровня выпускников школ. Преподавание экономических дисциплин с опорой на традиции и опыт отечественной экономической науки имеет не только познавательное, но и воспитательное значение.
Денис Мельник, доцент Экономического факультета
Фото Андрея Дубровского
|