Санкт-Петербургский университет
   1   2-3   4   5   6   7 
   8  9   10  11  12  13
   14  15  16  17  18  19   
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
№ 6 (3728), 5 апреля 2009 года
юбилейная дата

«Интерес и желание учиться
у нынешних студентов есть!»

О том, что представляет собой Химический факультет сегодня: о современных студентах и преподавателях, о проблемах факультета и перспективах развития, а также о том, как химики отмечают юбилейные даты, рассказывает декан Химического факультета Александр Юрьевич БИЛИБИН.

— На 2009 год выпало много юбилейных дат, которые имеют непосредственное отношение к Химическому факультету. Как вы отмечаете эти праздники?

А.Ю.Билибин

А.Ю.Билибин

— Этот год для Химического факультета, действительно, выдался богатым на юбилеи. 175 годовщина со дня рождения Д.И.Менделеева — праздник мирового и общенаучного масштаба, и Химический факультет принимает участие в ряде общероссийских праздничных мероприятий. Кроме того, юбилеям посвящены и ежегодные события факультета. Например, конференция, которая пройдет в конце апреля, в этом году будет посвящена и юбилею Д.И.Менделеева, и 80-летию Химического факультета.

Однако самым главным событием 2009 года будет Менделеевский форум, который пройдет в Университете в октябре. На Форум соберутся крупнейшие представители различных областей знания, которые выступят с докладами о достижениях Д.И.Менделеева не только как ученого-теоретика в области химии, физики и биологии, экономики и политики, но и как специалиста в прикладных отраслях — промышленной, железнодорожной, нефтедобывающей. Одна из целей Менделеевского форума — показать, насколько широк был круг научных интересов этого ученого. Различные области знания оказались в фокусе исследований Менделеева. Тем самым он олицетворял собой условность разделения накопленного человечеством знания на отдельные области. Подобное разделение было сделано в ходе развития науки только для удобства дифференциации и более глубокого изучения отдельных направлений. Однако сегодня, в связи с процессами глобализации, все науки постепенно сливаются в единую систему знаний человечества. Все труднее отделить химию от биологии или материаловедения, а подчас и от таких, казалось бы, сугубо гуманитарных предметов, как история, археология. Чем дальше развивается каждая из областей науки, тем больше они пересекаются, создавая единый комплекс знаний человечества. Поэтому тематика Менделеевского форума, посвященного ученому, который работал на пересечении различных областей знания, очень актуальна.

— Вы ждете на Форум зарубежных гостей?

— Да, мы пригласили многих ученых из тех стран, где Д.И.Менделеев работал в университетах, либо являлся членом научных обществ. Ожидаются гости из Университета Гейдельберга, в котором ученый провел много времени. Мы рассчитываем на участие представителей Эдинбургского университета, где, кстати говоря, Менделеев получил докторскую степень по праву — еще одна сторона его многогранной личности. Мы также надеемся, что на приглашение СПбГУ откликнутся представители Лондонского химического общества — старейшего химического общества в мире.

— Химфак — один из немногих факультетов, которые еще не перешли на болонскую систему…

— Со следующего года в соответствии с общими требованиями мы полностью переходим на Болонскую систему.

— Каковы плюсы и минусы такой образовательной системы для химиков?

— Болонская система в том виде, в котором она существует в Европе — трехлетнее обучение бакалавра, — хорошо функционирует только в тех странах, где такая система образования традиционна: в Великобритании, во Франции. А, например, в Германии сто процентов выпускников-бакалавров продолжают обучение в магистратуре, поскольку там трехлетнее обучение по направлению «химия» считается недостаточным для полноценной работы. В России, я считаю, тоже недостаточно бакалаврского курса для получения полноценного естественнонаучного образования.

Вообще, Европа сейчас переживает трудности в связи с недостатком набора студентов на естественнонаучные факультеты. В большинстве университетов нет конкурса на эти направления, и свободные места заполняются студентами стран, которые активно осваивают новые системы образования: Китай, Индия, Юго-Восточная Азия... Россия тоже в их числе, разница заключается лишь в том, что российские студенты крайне редко поступают на первый курс зарубежных университетов. Однако, закончив в России бакалавриат или магистратуру, получив определенные знания, наши студенты часто отправляются в Европу продолжать образование, и многие остаются там работать. Наши специалисты пользуются высоким спросом, наш диплом признается почти во всех странах, и этим можно было бы гордиться, если бы мы не теряли уже подготовленных специалистов. Почти бесплатно мы расходуем очень тяжелый преподавательский труд для обеспечения Европы высококлассными специалистами. Хуже того, наши выпускники уезжают насыщенные идеями, которые они усвоили в процессе обучения и работы, и реализуют их за пределами нашей страны и не во благо России.

— Вы принимаете какие-то меры для того, чтобы удержать молодых специалистов?

— Основные проблемы, которые препятствуют тому, чтобы выпускники оставались и работали в Университете — это низкие зарплаты и отсутствие жилья, у нас до сих пор существуют значительные трудности в получении жилья молодыми сотрудниками. Что делать оставшемуся без жилья выпускнику-аспиранту, который хотел бы продолжать научную карьеру? Возвращаться в родной город не хочется. Тогда остается только одна дорога — за границу. Это означает большие потери не только для современной науки, но и для будущего химии в России, ведь мы теряем не только молодых ученых, но и преподавателей. Одна из серьезнейших проблем нашего факультета — преклонный возраст большей части профессорско-преподавательского состава. На протяжении нескольких лет эту ситуацию никак не удается изменить к лучшему. Кроме того, большой возрастной разрыв между преподавателями и студентами являет собой и разрыв в ментальности — пожилым преподавателям подчас трудно найти язык с молодежной аудиторией.

К счастью, скоро нам, возможно, удается решить хотя бы проблему жилья: ректор обещал оказать содействие в решении вопроса — выделить корпус специально для служебного жилья для сотрудников.

— А как сегодня обстоит ситуация с трудоустройством химиков на различных предприятиях? Вы следите за судьбой своих выпускников?

— Мы стараемся следить за их профессиональным развитием. Два года подряд мы помещали в диплом вкладыш-обращение к выпускнику, где просили его не забывать о пяти годах, проведенных в стенах Университета, и поддерживать с нами связь и т.п. Таким образом, мы хотели отслеживать дальнейший путь наших выпускников, узнавать, какие предприятия в них заинтересованы, чтобы устанавливать с этими предприятиями деловые отношения, возможно, осуществлять целевую подготовку студентов. Однако за два года мы получили только один отклик.

В этом году ситуация с трудоустройством еще больше осложнилась, это очевидно уже сейчас.

28 апреля мы проводим так называемую ярмарку вакансий и приглашаем на нее руководителей разных химических предприятий. В прошлом году ярмарка прошла вполне удачно, и нам удалось устроить нескольких студентов на предприятия. В этом году ситуация изменилась — несмотря на то что многие предприятия откликнулись на наше приглашение, только два из них проявили заинтересованность в специалистах. Все остальные, наоборот, проводят сейчас сокращения сотрудников.

— То есть сказывается влияние экономического кризиса?

— Да, и не только в сфере трудоустройства. Например, если в прошлые, вполне благополучные, годы удаленность факультета от города негативно сказывалась только на приеме абитуриентов, то сейчас этот фактор оказывает влияние на выпускников и заставляет их отказаться от продолжения обучения в магистратуре или аспирантуре: при нынешней ситуации их стипендии едва будет хватать на проезд.

— Как, на ваш взгляд, можно было бы решить эту проблему?

— Во-первых, можно перенести факультет из Петергофа в город. Сейчас многие военные вузы переезжают из города в область, например, создается комплекс военно-морских вузов в Кронштадте. Это означает, что освобождаются здания и помещения в Петербурге, которые могли бы занять петергофские факультеты Университета. Это, конечно, займет годы, но в будущем обеспечит дополнительный приток абитуриентов на эти факультеты.

Во-вторых, можно наладить транспортную связь между городом и Петергофом — это входило в планы при проектировании студенческого городка. Вовсе не обязательно строить специальные пути и поезд на магнитной подушке, о котором было заявлено в плане. Достаточно пустить скоростной трамвай. В этом заинтересованы не только студенты и преподаватели, которые ездят на химфак из Петербурга, но и те, кто проживает в петродворцовом общежитии, поскольку сегодня мы вынуждены проводить часть занятий в городе в старом здании химфака. Эти поездки заставляют студентов тратить много времени и денег.

— Вы отметили, что расположение факультета всегда негативно сказывалось на приеме абитуриентов. А вы проводите работу по привлечению абитуриентов?

— Да, у нас проходит много интересных мероприятий для детей, школьников, абитуриентов. Основные мероприятия проводятся в конце марта — начале апреля, то есть во время школьных каникул. В этом году уже прошла 33-я Конференция школьников, а также Детский химический праздник — уникальное в своем роде мероприятие, на которое приезжают даже гости из Москвы. Праздник проводится для детей в возрасте от четырех лет. На нем мы показываем разные увлекательные опыты, от которых приходят в восторг не только дети, но и родители.

— Как изменился факультет за последние годы?

— После того, как Университет получил грант «Инновационные образовательные программы», нам удалось существенно обновить и расширить материально-техническую базу факультета, что позволяет нам выйти на новый уровень. Только обладая серьезным оборудованием, мы можем претендовать на получение международных грантов, ведь в каждом гранте предусмотрен раздел «Технические возможности выполнения данного проекта». Теперь у нас есть атомно-силовой микроскоп, недавно мы запустили масс-спектрометр. Однако все это — крупное оборудование для лаборатории. Помимо него нам требуются простые приборы, с которыми студенты каждый день работают в практикумах. На сегодня текущее оборудование очень сильно устарело и требует обновления, но на это пока денег не хватает.

Сейчас мы планируем участие во Всероссийском конкурсе на получение статуса исследовательского университета. Бытует мнение, что университетское образование дает крен в сторону преподавания науки, и гораздо меньше внимание уделяет исследовательской деятельности. Мы хотим уравновесить оба эти направления в нашем Университете. По результатам конкурса будут отобраны 15 вузов страны, которые получат гранты на исследования сроком на пять лет. Если нам удастся получить такой грант, то, среди прочего, мы могли бы и существенно обновить текущую материально-техническую базу. Я хотел бы выразить благодарность ректору Университета Н.М.Кропачеву за ощутимую поддержку естественнонаучных факультетов, которую он нам оказывает.

— Александр Юрьевич, современными студентами-химиками вы довольны?

— Студенты меняются, и год на год не приходится. Однако точно могу сказать, что сегодняшний студент отличается от студентов 90-х в лучшую сторону — выше образовательная планка. Например, недавно я читал лекцию по «введению в специальность» для первокурсников. Они оказались очень подготовленными и задавали мне вполне компетентные вопросы по темы лекции, и не отпускали меня еще сорок минут по окончании лекции. Так что интерес и желание учиться у нынешних студентов есть. Однако многое зависит и от того, как изменится в будущем их личная жизнь, и от того, что Университет сможет им предложить для дальнейшего развития.  

Беседовала Дарья Мельникова
Фото Андрея Дубровского

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2009 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков