Санкт-Петербургский университет
   1   2-3   4   5   6   7 
   8  9   10  11  12  13
   14  15  16  17  18  19   
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
№ 5 (3791), 30 марта 2009 года

Дамам не хватило кавалеров

Возрождая исконно русскую традицию проведения Масленичных балов, Санкт-Петербургский университет и Мариинский театр в течение нескольких лет приглашают студентов на веселые проводы зимы. Этот год не стал исключением — 28 февраля в Манеже Кадетского корпуса прошел пышный Масленичный бал, где артисты Мариинского театра учили нарядных студентов бальным танцам.

Праздник, как всегда, удался на славу — шумное веселье, танцы, живая музыка в исполнении оркестра под руководством Леонида Корчмы, глинтвейн и много-много блинов. Однако кое-что все-таки отличало нынешний студенческий бал от предыдущих: дресс-код в этом году был очень строгий. Поэтому девушки, все до одной, были одеты в бальные платья одно другого краше, а кавалеры — в строгие костюмы. Необходимо отметить, что современным девушкам нечасто выпадает возможность покрасоваться в пышных вечерних нарядах, поэтому не стоило упускать такую возможность. Ведь это очень поднимает настроение и дарит ощущение праздника. Наряд диктует поведение. Девушки невольно расправляют плечи, изящнее поворачивают голову, охотнее улыбаются, в глазах появляется блеск. Желая соответствовать, быть достойными этой сияющей красоты, мужчины ведут себя галантнее, вежливее, предупредительнее.

И хотя бы в одном конкретном месте — в зале Кадетского корпуса — на несколько вечерних часов мир становится лучше.

Однако из тех, кто кружит в вальсе по залу, сегодня далеко не каждый знает, откуда взялась эта, вековая уже, традиция проведения Масленичных балов и чему посвящены масленичные празднества, и во многом это связано с тем, что в советский период эта традиция почти не поддерживалась. А в дореволюционной России самый древний и любимый на Руси праздник — Масленица — отмечался с размахом.

Масленичная неделя

«Масленица — масляная неделя, сырная, неделя до Великого поста; ее чествуют: веселою, широкою, разгульною, честною; пекут блины; катанье с гор и на лошадях и потехи разного рода» — так разъяснял значение этого слова Владимир Даль. Масленичное веселье не обходило ни одну семью, ни один дом. В празднование были вовлечены и августейшие особы, и высокопоставленные чиновники, и интеллигенция, и городской разночинный люд. На Царицыном лугу и у Адмиралтейства всю масленичную неделю шумели народные гуляния, во дворцах и особняках устраивались балы и маскарады, театральные афиши пестрели названиями лучших спектаклей. Пожалуй, масленичные гуляния были самыми широкими, шумными, разгульными — народ веселился «впрок» перед самым строгим в году многодневным постом.

В императорской России гуляли беспрерывно всю неделю. Каждый день был расписан, посвящен участию в определенных церемониях и увеселениях. И каждый вечер на «медовой неделе» в каком-нибудь аристократическом доме давали бал.

Балы тут и там

История придворных и великосветских балов в России имеет давнюю традицию. Первый бал на Руси состоялся на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек. Потом о балах забыли. Возобновил балы-ассамблеи Петр I, и с тех пор они стали любимы и почитаемы. Ассамблеи служили не только средством увеселения — «для забавы», но также местом «для рассуждения и разговоров дружеских».

Сезон балов длился с Рождества до последнего дня Масленицы и возобновлялся уже после Великого поста. Однако главным бальным сезоном была зима. На балах звучала духовая музыка, танцевали менуэт, контрдансы, русские потешные пляски, польские и английские танцы. На подобных торжествах чаще всего проходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых только начинали выводить в свет.

На всем протяжении своей истории балы составляли существенную часть жизни высшего общества. Светские ритуалы, к числу которых относятся и балы, были своеобразным актом общественного представительства дворянина. А для молодого поколения бал — это место, где, по словам Вяземского, «...мы учились любезничать, влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям общежития. Тут учились мы и чинопочитанию и почитанию старости».

Хитрые танцы

В Императорской России умение танцевать считалось ценным достоинством и могло принести успех не только на паркете, но и на поприще служебной карьеры. К счастью, сегодня умение или неумение танцевать уже никак не может повлиять на карьерный рост современного молодого человека. Однако если уж студент отправляется на университетский бал, то помимо торжественного бального наряда, ему необходимо также и умение исполнять соответствующие танцы.

В этом году, как и раньше, артисты Мариинского театра под руководством балетмейстеров Дмитрия Корнеева и Елены Баженовой давали студентам мастер-класс бального танца. Танцевали в этом году вальсы, мазурку, гавот и польку.

Вальс — общее название бальных танцев музыкального размера 3/4. Наиболее распространенная фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом. Впервые стал популярен в Вене в 1780–х годах и широко распространился в Европе.

Гавот (франц. gavotte) — старинный французский танец, первоначально народный, хороводный, двудольного размера.

Мазурка — польский народный танец; впервые появился в воеводстве Мазовии; назывался также мазуре, мазурек. Музыкальный размер 3/8, темп быстрый. В XIX веке распространился в Европе как бальный танец.

Полька (от чеш. рolka — «половина», в смысле половина шага, означающее быстрый перенос веса с одной ноги на другую) — старинный чешский народный танец. Музыкальный размер 2/4. Полька исполняется парами по кругу; живая и простая по форме, она в XIX веке распространилась в Европе как бальный танец.

***

Перед началом очередного танца преподаватели из Маринки демонстрировали универсантам различные па, которые нужно было повторить под музыку. Участники быстро усвоили знакомые многим вальсовые вращения, и через мгновения пары уже летели по кругу. Самым сложным танцем оказалась мазурка — несмотря на старания, почти никому так и не удалось в точности повторить весь комплекс хитрых движений. Зато весь зал весело скакал под веселые звуки задорной польки!

И в потоке этого шумного веселья лишь одно обстоятельство порой заставляло прекрасных барышень хмурить брови — количество дам на балу существенно превышало количество кавалеров. Хорошо еще, если бы на десять девушек по статистике приходилось девять ребят. Но ребят на балу, к сожалению, было гораздо меньше. А ведь нет ничего печальнее, чем вид прекрасной молодой девушки, которая готова танцевать, но вынуждена стоять в стороне. Возможно, в лучших традициях студенческих балов, стоило бы приглашать на Масленичный бал кадетов из военных училищ?

И тогда традицию проведения университетских балов можно было бы считать возрожденной в полной мере.  

Дарья Мельникова
Фото Фото Андрея Дубровского и Фото Николая Соколова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2009 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков