Санкт-Петербургский университет
   1   2-3   4   5   6   7 
   8  9   10  11  12  13
   14  15  16  17  18  19   
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
№ 5 (3791), 30 марта 2009 года
социум

Здоровье — главная ценность

Похоже, что эпопея с поликлиникой, которая длилась около четырех месяцев, наконец-то завершается. И завершается успешно: 10 марта Совет АНО «Поликлиника СПбГУ» утвердил новое штатное расписание: 125 человек вместо 8 сотрудников, которые числились здесь еще недавно. Медицинский персонал приступил к работе в основном на трех площадках — на 8-й линии, д.77, на ул.Кораблестроителей, д.20, и в Петергофе на Университетском пр., д.35. Площадка на Менделеевской линии, д.5, постепенно будет сворачиваться, а помещения будут переданы Историческому факультету и Факультету философии и политологии — для организации учебного процесса.

— Работа университетской поликлиники входит в нормальное русло, — подвел итог на ректорском совещании Станислав Германович Еремеев, проректор СПбГУ по экономике и социальному развитию. — Собеседования с врачами и медсестрами прошли успешно. Удалось убедить добрую половину бывших сотрудников АНО «Центр общей врачебной/семейной практики СПбГУ “ДЕЛОР”» и ООО «ДЕЛОР» перейти на работу в состав АНО «Поликлиника СПбГУ». Сделано главное: сотрудники и студенты Университета могут получать квалифицированную медицинскую помощь в рамках программ по полисам ОМС и ДМС.

Поликлиника становится детищем всего Университета. Не случайно в новый Совет АНО «Поликлиника СПбГУ» вошли все деканы — теперь своего представителя имеет здесь каждый факультет. Председателем совета был избран академик РАН Ю.В.Наточин, организатор и первый декан Медицинского факультета. Назначен главный врач поликлиники — доктор медицинских наук профессор Евгений Борисович Шустов.

…А началась эта долгая и трудная история еще осенью. В ходе проверки КУГИ выяснилось, что в помещениях поликлиники фактически «жили» три организации: АНО (автономная некоммерческая организация) «Поликлиника СПбГУ», АНО «Центр общей врачебной/семейной практики СПбГУ “ДЕЛОР”» и ООО «ДЕЛОР». Только первая из них входит в состав Университета, даже упоминается в Уставе СПбГУ в составе Медицинского центра. Единственный учредитель АНО «Поликлиника СПбГУ» — Университет. Две другие организации — арендаторы, их учредители — частные лица. Имя СПбГУ в названии АНО «ДЕЛОР» использовалось незаконно.

— Анализ лицензий показал, что по целому ряду услуг АНО «Поликлиника СПбГУ» лицензий не имела, а «ДЕЛОРы» их имели, — разворачивает таблицу Вадим Алексеевич Фомичев, заместитель по социальным вопросам проректора СПбГУ по экономике и социальному развитию. В этой таблице сведены воедино все лицензии трех медицинских организаций. — Вот посмотрите: на рентген, на гастроэнтерологию, на кардиологию, психиатрию, семейную медицину — этих лицензий у АНО «Поликлиника СПбГУ» нет, а у «ДЕЛОРов» есть. Но дело в том, что все медицинские услуги оказывались на территории университетской поликлиники и на университетском медицинском оборудовании. А как они оформлялись, пациентов не волновало. Но от оформления услуги зависело, куда идут деньги по полисам ОМС и ДМС — в Университет или в частную фирму.

— Из-за лицензий основные финансовые потоки шли через «ДЕЛОРы», и поликлинике нечем было платить сотрудникам, — объяснила Елена Геннадьевна Ивазова, заместитель по медицинским вопросам проректора СПбГУ по экономике и социальному развитию. — Средства ОМС — это потенциальная возможность заработать, оказывая медицинские услуги. Однако к поликлинике СПбГУ по системе ОМС ранее были прикреплены только студенты и аспиранты 1 курса дневной формы обучения. Руководитель Медицинского центра не ставил вопрос перед Комитетом по здравоохранению о предоставлению медицинских услуг по ОМС сотрудникам Университета.

Ректор Н.М.Кропачев обратился к Ю.А.Щербуку, председателю комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, и вопрос был быстро решен. Вышло распоряжение председателя Комитета по здравоохранению о прикреплении к поликлинике СПбГУ 40 000 студентов и сотрудников Университета для медицинского обслуживания по программе ОМС, предусматривается 300 000 посещений в год. По мнению Н.М.Кропачева, это событие знаковое: удалось выполнить то, что не могли сделать все эти годы. Такая мощная финансовая база позволяет в полном объеме восстановить работу университетской поликлиники.

В нашей поликлинике будут обслуживать сотрудников СПбГУ и по полисам ДМС. Сегодня, как видим, у поликлиники есть все необходимое: квалифицированный медицинский персонал, финансирование, площади, оборудование. Проблема с лицензиями на медицинские услуги, оказывается, тоже вполне разрешима.

— Вопрос получения лицензий решается, как правило, в течение 3-6 месяцев. Самое позднее, к сентябрю мы получим все недостающие лицензии, — убежден главный врач поликлиники СПбГУ Евгений Борисович Шустов. — А до этого при необходимости будем обращаться к коллегам из других медицинских центров города.

Поликлиника важна для всех

Каково место поликлиники Университета в жизни универсанта? На чем она должна специализироваться? На эти вопросы отвечает Юрий Викторович НАТОЧИН, действительный член Российской академии наук, профессор кафедры физиологии Медицинского факультета, председатель Совета АНО «Поликлиника СПбГУ»:

— Я врач по образованию, и для меня «Клятва Гиппократа» и необходимость помощи больному человеку — не пустой звук. Сотрудники и студенты СПбГУ из года в год лечились в Университете — значит, надо подхватить эстафету, обеспечить преемственность медицинского обслуживания в поликлинике. Нужно все сделать для того, чтобы, не дай Бог, не навредить…

Руководство Университета приняло ряд эффективных мер. Создан новый Совет АНО «Поликлиника СПбГУ». В него вошли президент СПбГУ, все деканы, все проректоры и несколько профессоров Медицинского факультета. Это дает возможность более эффективно управлять медицинским обслуживанием сотрудников и студентов Университета. А это огромный контингент — около 50 000 человек, целый город… Назначен новый главный врач — выпускник Военно-медицинской академии, доктор медицинских наук профессор Е.Б.Шустов; он не только врач, но имеет также опыт и образование в сфере управления. Меня тоже привлекли к этой важной работе. И с первого дня я уговаривал всех: нельзя ни на день ухудшить медицинскую помощь.

Главная задача сегодня — создание именно университетской поликлиники, работоспособной и эффективной. Она должна обеспечивать быстрое и квалифицированное обслуживание сотрудника и студента Университета. Пациента должны осмотреть, поставить диагноз и направить к нужному врачу-специалисту. Чтобы человек знал, куда он может обратиться за медицинской помощью.

Но есть еще несколько важных аспектов деятельности поликлиники.

Первый. Со дня основания Медицинского факультета в 1994 году его деятельность строилась таким образом, чтобы профессора могли оказывать консультативную помощь сотрудникам Университета. Для того, чтобы наш факультет был полезен Университету практически, а не только созданием новых стандартов медицинского образования в стране. Полезен прямой врачебной помощью в поликлинике либо обслуживанием на других клинических базах города. В этом направлении многое делалось факультетом и необходимо продолжать эту практику. Мы создаем группу профессоров-консультантов, которые будут принимать пациентов, давать им консультации каждый по своей специальности и при необходимости — созывать консилиумы. Но это не сделаешь за один день. Еще организуем группу профессоров медицины и представителей здравоохранения, которая будет обсуждать, как лучше построить медицинское обслуживание в Университете.

Второй аспект: ни одна клиника страны и мира (даже лучшие из них — возьмем для примера хотя бы Кремлевскую больницу) не может обеспечить на высшем уровне все виды медицинской помощи. Многое зависит от таланта врача. А талантливые врачи работают в разных медицинских учреждениях, их невозможно собрать в одной клинике. И если нужна высококвалифицированная специализированная медицинская помощь, обращаются к специалистам — во всем мире так делается. Идут лечиться к тому врачу, который эффективен. Если кому-то требуется, например, нейрохирург, то ищут такого, который специализируется на операциях в определенной части мозга. И то же самое в кардиологии, офтальмологии — везде существует узкая специализация даже внутри клиники.

Третье: каждому студенту и сотруднику Университета необходима элементарная медицинская грамотность. Эту идею я пытался реализовать, когда был деканом, и другие деканы меня поддерживали. Так же, как нужна грамотность языковая, необходимо понимание основ здоровья. Это понимание является частью культуры человека. Было бы прекрасно, если бы молодые люди включали в свое высшее образование — в качестве отдельного элемента — еще и знание о собственном здоровье.

В какой форме осуществлять такое обучение? Может быть, в виде курса лекций, прочитанных талантливыми врачами, одаренными специалистами в отдельных областях физиологии и медицины. Не нужно агитировать беречь здоровье, нужно просто показать, как о нем заботиться, — пока ты еще здоров. А то ведь мы чаще спохватываемся, когда уже поздно… И если бы Университет мог ввести такой курс на каждом факультете и сделать одной из основ Университета здоровье здорового человека, это было бы очень важно для каждого из нас. Жить полной жизнью можно только, когда хорошее самочувствие и хорошее здоровье. Без здоровья ничто в радость не будет.

А уповать только на технические методы исследования не стоит. Очень многое зависит от таланта, опыта и умения врача почувствовать ту или иную форму патологии, которая потом раскрывается в анализах. Представление о том, что можно придти в поликлинику, сдать кровь и узнать всё о болезни — абсолютно неприемлемо. Это примитивное и упрощенное представление о медицине.

Четвертый аспект: проблемы медицины очень многоплановы. И в Университете каждый факультет может эффективно взаимодействовать с медфаком — причем такое сотрудничество будет полезным и тому, и другому. Исключения из этого правила нет ни одного. Скажем, Математико-механический факультет может вместе с Медицинским факультетом участвовать в создании математических моделей физиологических систем организма, их отклонения от норм. И тем самым наладить поиск алгоритма решения этих проблем. Более прикладная часть этой совместной программы — создание разного рода компьютерных моделей. Специалисты Восточного факультета могут вместе с сотрудниками Медицинского факультета читать древние рукописи восточной медицины — так, чтобы соотнести ее с современной. Филологический факультет мог бы вместе с Медицинским создавать специализированные словари (там есть специалисты, которые знают, как делать словари, а мои коллеги знают смыслвые нюансы). Я уж не говорю о Физическом, Химическом или Биолого-почвенном факультетах — эти совсем близки нам.

Общественные факультеты тоже не забыты, не останутся в стороне. Факультет журналистики вместе с медфаком мог бы построить курс лекций для тех журналистов, кто будет специализироваться в медицинской тематике (сейчас таких изданий очень много, здоровье и медицина востребованы в обществе). Специалисты рассказали бы им о разных направлениях в медицине, чтобы журналисты понимали суть этой профессии и знали «изнутри» проблемы медицины. И, беседуя в врачами, задавали им грамотные вопросы и понимали то, что им отвечают.

Когда я был деканом, одна из студенток Факультета журналистики написала статью против И.П.Павлова — она была опубликована в студенческой газете «Дважды два». Ей не понравилось, что Павлов собак оперировал, и в статье были резкие нападки на него — без знания того, для чего, как и почему Иван Петрович это делал. С позиций Лиги защиты животных она его чуть ли не душегубом, садистом назвала… И мы провели совместную встречу студентов двух факультетов. Студенты-медики спрашивали: зачем вы все это напечатали? А студенты-журналисты отвечали: кто ж будет публиковать, если в материале нет «желтизны»… Обсуждение был очень острым и очень полезным. Взаимодействие студентов двух факультетов было необходимо для того, чтобы уменьшить давление «желтой прессы».

Это важно для нас и сегодня. Не надо «желтизны», сенсационности, надо искать способы решения проблем, не опускаясь до низкого уровня. Университет у нас — общий, один на всех, и всегда можно избежать скандалов. И эта моя точка зрения получила тогда поддержку многих студентов, и медиков, и журналистов, получила поддержку и у декана Факультета журналистики. Мы с ней вместе организовали тот студенческий диспут. Журналисты подняли острую тему, а мы ответили на их вызов. Польза от такого обсуждения была и тем, и другим — отклик, я думаю, остался и в душе студентов. До сих пор помнят тех, кто тогда активно участвовал в дискуссии. Взаимодействие факультетов очень полезно всем.

Сегодня тема поликлиники актуальна для всех. Есть и общая цель: построить такую систему медицинского обеспечения в Университете, которая была бы полезна каждому сотруднику и студенту. Важно еще, чтобы была поддержка и со стороны пациентов. Чтобы не уклонялись от посещения врача, когда это необходимо. И поэтому исключительное значение имеет диспансеризация сотрудников. Даже при первом осмотре сотрудников Университета, который был сделан не так давно, были выявлены десятки случаев онкологических заболеваний. В культуру, в сознание универсантов должна быть обязательно введена необходимость регулярного медицинского обследования. Для того, чтобы врач мог выявить формы патологии, которые ему уже видны, а пациент их еще не замечает. Чтобы распознать и «подхватить» болезнь на ранних стадиях, когда еще эффективна врачебная помощь. Это крайне важно.

Руководство поликлиники и Совет АНО «Поликлиника СПбГУ» рады любым советам и замечаниям. Мы заинтересованы в том, чтобы не было дефицита информации, который бы заполнялся досужими домыслами. Давайте сделаем все возможное для того, чтобы построить работу поликлиники, эффективную для сотрудников Университета, в рамках финансовых возможностей программ ОМС и ДМС.  

Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2009 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков