Санкт-Петербургский университет
   1   2-3   4   5   6   7 
   8  9   10  11  12  13
   14  15  16  17  18  19   
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
№ 5 (3791), 30 марта 2009 года
уходящая натура

Николай Гоголь:
два петербургских адреса

«Вы спрашиваете, появилась ли точно комета в Петербурге? Охота же вам заниматься ею! Мало ли подобной дряни появляется каждый год!»
Н.В.Гоголь. Письмо к матери

Многим, о, действительно многим знакомо чувство провинциала, продвигающегося к вожделенной столице. Особенно когда в дорожном сундучке у тебя рукопись. Заветная рукопись. И именуется она, к примеру, «Ганц Кюхельгартен. Идиллия в картинках». Ожидания юноши Николая Гоголя были безмерны. Упомянем, кстати, что беспощадный Владимир Набоков отметил в поэме «Ганц Кюхельгартен» одно обаятельное, на его взгляд, четверостишие:

Поднимается протяжно
В белом саване мертвец,
Кости пыльные он важно
Отирает, молодец!

Дом Иохима. Двор дома Иохима.

Дом Иохима.

Двор дома Иохима.

Прибыв с другом Данилевским в Петербург в конце 1828 года, Гоголь меняет несколько квартир и, наконец, в апреле 1829 года, 180 лет назад, поселяется в доме каретника Иохима на Большой Мещанской улице (современный адрес Казанская улица, 39). Дом каретного мастера Иохима — четырехэтажный, с тремя балконами по фасаду, увенчанный фронтоном с овальным окном, внешне почти без изменений дошедший до наших дней, — безусловно один из интереснейших памятников гражданской архитектуры того времени. А также и истории культуры, ибо одновременно с Гоголем в доме этом жил еще и выдающийся польский поэт Адам Мицкевич. На фасаде есть памятная доска, посвященная Мицкевичу, упоминания же Гоголя нет. Возможно, нынешний юбилей что-то изменит. Кстати, фасад дома произвел на Гоголя некоторое впечатление, ибо в одном из его писем читаем: «Натурально, что этот дом должен быть облеплен золотыми вывесками». Парадоксальным образом предположение Гоголя сбылось в наши дни, так как дом действительно ныне облеплен средней аляповатости вывесками некоего общепита.

На этом месте находился дом, где Гоголь зимой 1839 года читал друзьям первые главы «Мертвых душ».

На этом месте находился дом, где Гоголь зимой 1839 года читал друзьям первые главы «Мертвых душ».

Меж тем в жизни будущего автора «Мертвых душ» наступили нелегкие времена. 5 июня 1829 года была напечатана под псевдонимом В.Алов идиллия «Ганц Кюхельгартен». Отзывы критики были презрительно-разгромными. Процитируем Н.А.Полевого: «Заплатою таких стихов должно бы быть сбережение оных под спудом». Отобрание книги у продавцов и сожжение большинства экземпляров в номере гостиницы «Неаполь», бегство за границу многократно описаны исследователями. Гоголь хотел уничтожить самую память о своем авторстве. Однако оно было раскрыто, и тут всплывает еще одно имя жильца дома Иохима — Н.Я.Прокоповича, соученика Гоголя по Нежинской гимназии. Именно он раскрыл тайну аутодафе, уже после смерти писателя, его биографу П.А.Кулишу.

Впрочем, о Прокоповиче — далее. В 1830-х годах Прокопович — преподаватель русского языка и словесности в Кадетских корпусах. Он снимает квартиру в двухэтажном деревянном особняке у надворной советницы Желтухиной (по другим данным, Желтоуховой). Это нынешняя территория дома № 36 по 9-й линии, и в этом деревянном василеостровском особнячке зимою 1839 года ненадолго приехавший в Петербург Гоголь читал друзьям первые главы бессмертных «Мертвых душ».

Теперь нет того деревянного особнячка. В 30-х годах XX века его сломали и выстроили такое себе вполне приличное, чикагского даже стиля промышленное здание. Вид на линию оно не портит. Вот только «Мертвых душ» там никто не читал.  

Александр Гущин
Фото автора

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2009 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков