Санкт-Петербургский университет
   1   2-3   4   5   6   7 
   8  9   10  11  12  13
   14  15  16  17  18  19   
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
№ 5 (3791), 30 марта 2009 года
слово об учителе

Ученый и педагог

Имя Нины Александровны Любимовой хорошо известно в научно-педагогических кругах не только Санкт-Петербурга, но и далеко за его пределами. Ее слово неизменно вызывает живейший интерес участников конгрессов МАПРЯЛ и РОПРЯЛ, многочисленных конференций, семинаров и совещаний, посвященных актуальным проблемам языкознания и методики преподавания русского языка как иностранного. Научная школа Нины Александровны Любимовой дала дорогу в науку не одному десятку молодых специалистов-филологов, вступивших на трудный путь лингвистических и методических исследований.

Н.А.Любимова

Н.А.Любимова

Доктор филологических наук, профессор, всю свою жизнь, не жалея времени и сил, она отдает науке и обучению молодежи, посвящая ее в секреты языкознания и психолингвистики. В этой деятельности неизменно проявляются самые главные качества личности Нины Александровны: интеллигентность, умение понимать людей, быть внимательной к ним, волшебный дар «раскрепостить» их творческие способности, готовность всегда придти на помощь.

Н.А.Любимова окончила Ленинградский государственный университет в 1958 году. Уже ее дипломная работа «Интонация обособленных приложений в русском языке» была посвящена изучению звучащей речи. В студенческие годы Нина Александровна серьезно интересовалась и лексикографией: под руководством профессора Б.А.Ларина она принимала активное участие в работе над Словарем языка А.М.Горького, написав ряд статей в этом Словаре.

Сразу после окончания университета Нина Александровна начала работать на кафедре общей фонетики и методики преподавания иностранных языков филологического факультета ЛГУ, а в 1961 году поступила в аспирантуру при этой кафедре. Ее учителями в самом высоком смысле этого слова были Маргарита Ивановна Матусевич и Лев Рафаилович Зиндер, которые вели Нину Александровну по пути исследования артикуляционных и акустических характеристик русской речи. Именно ею впервые были получены рентгенограммы и киносъемки артикуляции русских звуков, ставшие основой созданного в 1963 году совместно с М.И.Матусевич «Альбома артикуляции русских звуков». Материалы, полученные молодым исследователем, оказались настолько актуальными, что вошли в раздел «Фонетика» Академической грамматики русского языка, изданной в АН СССР в 1980 году.

Под непосредственным руководством М.И.Матусевич аспирантка Любимова начала работать над диссертацией «Акустические характеристики русских сонантов (групповые и индивидуальные признаки)», которую защитила в 1966 году. Таким образом, уже в то время определилась сфера ее исследовательских интересов: фонетический аспект общения на неродном языке.

Работа над докторской диссертацией, также посвященной наиболее актуальным проблемам русской фонетики, началась в 1979 на кафедре русского языка Ленинградского политехнического института им. М.И.Калинина, в котором Нина Александровна проработала с 1962 по 1981 годы. В это же время сформировался и новый круг ее научных интересов: межъязыковая интерференция и методика преподавания русского языка как иностранного. Значительным является и ее вклад в разработку лингвистических основ описания русского языка как иностранного и в теорию методики его преподавания. Ее исследования позволяют расширить наши знания о механизме действия фонетической интерференции, об особенностях формирования промежуточной системы билингва, о становлении и развитии фонетической базы речи иностранца на русском языке, о методических закономерностях обучения русскому языку.

Более 200 научных работ профессора Любимовой являются новаторскими исследованиями, развивающими современные лингвистические, психолингвистические и методические подходы к обучению РКИ. Такие труды, как «Обучение русскому произношению: Артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков», «Фонетический аспект общения на неродном языке (в условиях русско-финского двуязычия)», «Таблицы по русской фонетике: Комплекс наглядных учебных материалов», получили одобрение научной общественности и широко используются специалистами. Работы, написанные в соавторстве с учениками («Фонетика в практическом курсе русского языка как иностранного», «Звуковая метафора в поэтическом тексте»), также вызвали большой интерес исследователей-филологов. Научная деятельность учеников Нины Александровны отражена и в коллективной монографии «Фонетический аспект общения на неродном языке», в которой представлены результаты исследований оформления и восприятия речи иностранцев на русском языке в процессе коммуникации, разработана методика обучения иностранцев практической русской фонетике, описаны разноуровневые виды тестирования.

В 1981 году Н.А.Любимова вернулась на работу в Университет, где и работает по настоящее время. Здесь в 1991 году она защитила докторскую диссертацию на тему «Фонетическая интерференция и общение на неродном языке (экспериментальное исследование на материале финско-русского двуязычия)», а в 1994 году получила звание профессора.

Защита — всегда праздник. После защиты диссертации. Профессор Н.А.Любимова и ее аспиранты Ян Хун Бо (КНР) и Наталья Пинежанинова. 1997 г.

Защита — всегда праздник.

После защиты диссертации. Профессор Н.А.Любимова и ее аспиранты Ян Хун Бо (КНР) и Наталья Пинежанинова. 1997 г.

Необходимо особо отметить педагогическую деятельность Н.А.Любимовой. Ее лекции для студентов, аспирантов, слушателей Центра повышения квалификации всегда вызывают живейший интерес аудитории новыми идеями, концепциями, умением уловить самые «свежие» тенденции в науке, четко обозначить перспективы лингвистических и методических исследований. Поражает тематическое разнообразие ее лекционных курсов: «Лингвистические основы описания РКИ»; «Методика преподавания РКИ: Начальный этап»; «Методика преподавания РКИ: Интенсивные методы обучения»; «Лингвометодическое описание языка: Введение. Методы и процедуры лингвистического анализа. Фонологические школы»; «Основы теории обучения иностранным языкам»; «Проблемы двуязычия»; «Теоретическая фонетика, графика и орфография»; «Теоретические основы методики преподавания иностранных языков»; «Фонетический строй русского языка».

Огромным достоинством Н.А.Любимовой как педагога является ее готовность поделиться своими знаниями, идеями и опытом со студентами, аспирантами, молодыми учеными. Широкая эрудиция, умение создать коллектив единомышленников, открытость новым идеям, способность воодушевить ими своих учеников, четко обозначив задачи на перспективу, — вот те черты, которые отличают нашего научного руководителя.

Все мы, ее ученики («любимовцы», как мы иногда себя называем), прекрасно понимаем, насколько велики ее заслуги в формировании наших научных взглядов и умения вести исследовательскую деятельность. Но самое главное, что позволяет Нине Александровне не только готовить научные кадры, но и возбуждать в своих учениках непреодолимое желание проникать все глубже и глубже в научную проблематику, является то, что ей в полной мере свойственна та интеллектуальная интуиция, которая позволяет при решении конкретных научных проблем выходить на уровень осмысления процесса познания человеком себя и окружающего мира. Работа под руководством Нины Александровны — это всегда совместный поиск, радость открытий.

В силу свойственной ей научной щепетильности Нина Александровна часто бывает строга к работам своих учеников, но все хорошо понимают, что это строгость любящего и ответственного человека. Именно ее принципиальность и требовательность заставляют молодых исследователей высоко поднимать «планку научного поиска».

Ученый и педагог, Н.А.Любимова всегда помнит своих учителей и старается, чтобы мы, ее ученики, также сохраняли память о них, лучших представителях петербургской лингвистической школы. Нельзя не отметить также и то, что благодаря своим личным качествам Нина Александровна всегда оказывается для своих учеников не просто научным руководителем, но и мудрым советчиком — во всех непростых жизненных ситуациях. И не только советчиком, поскольку личным примером она доказывает, что если человек по-настоящему предан науке, никакие неурядицы и невзгоды не смогут остановить научный поиск.

Дом Нины Александровны всегда открыт для ее учеников. Именно поэтому он стал тем местом, где возникали теплые человеческие отношения между людьми, которые вне этого дома, может быть, и не смогли бы понять, как много у них общего, как важно, что они стали друзьями. Часто в этом доме за одним столом оказывались аспирант из Китая и американский методист, исследователи из Бразилии и из Тайланда, и, конечно, российские студенты, аспиранты, преподаватели.

На протяжении многих лет Н.А.Любимова является членом двух Ученых советов по защите докторских и кандидатских диссертаций при СПбГУ, отвечает за работу аспирантуры и докторантуры при кафедре, проводит аспирантские семинары, которые стали настоящей школой для будущих исследователей. Она бессменный руководитель секции «Русский язык и методика его преподавания» международной филологической конференции СПбГУ. Под ее руководством написано и защищено 34 кандидатские и 3 докторские диссертации. Четыре из них защитили аспиранты-иностранцы. Проблематика этих диссертаций отражает широту интересов Нины Александровны. С ее помощью исследовались и семантические процессы в аббронеологии, и прогностические умения иностранных студентов при аудировании, и цвет как лингвокогнитивная категория в русской языковой картине мира, и совершенствование коммуникативной компетенции иностранных студентов в процессе внеаудиторного чтения текстов по специальности. Изучение художественного текста под углом зрения культурологии, художественной картины мира и художественного дискурса также проводилось при ближайшем научном участии профессора Любимовой. И, конечно, многие ученики Нины Александровны обратили свой «научный взор» к звучащей речи, исследуя фонетическую реализацию согласных в речи непальцев, восприятие и реализацию русских согласных в условиях финско-русской интерференции, тайско-русскую фонетическую интерференцию, фонологические системы русского и японского языков; изучая взаимосвязь диагностики, коррекции и контроля при обучении фонетическому оформлению речи на неродном языке.

Нина Александровна среди учеников.

Нина Александровна среди учеников.

Профессора Н.А.Любимову как известного специалиста приглашали читать лекции и вести практические занятия за рубежом: в Италии, Польше, Венгрии, Великобритании, Бразилии. В соответствии с планами творческого сотрудничества она читала лекции в университетах Иркутска, Волгограда, Воронежа, Донецка, Махачкалы.

Плодотворная научная и педагогическая деятельность Нины Александровны Любимовой отмечена многочисленными грамотами, бронзовой медалью «Филологический факультет», юбилейной медалью «В память трехсотлетия Санкт-Петербурга», медалью «Ветеран труда».

Где бы ни работала Н.А.Любимова, всегда и везде вокруг нее царит атмосфера научного поиска, вдохновения и живейшего интереса к нерешенным проблемам, спорным вопросам, новым идеям.

Поздравляем Нину Александровну Любимову — нашего Учителя, замечательного человека, талантливого ученого, педагога и организатора, чуткого товарища и обаятельную элегантную женщину, с юбилеем! Желаем здоровья, счастья, новых свершений, талантливых учеников, светлых улыбок родных и друзей, теплых радостных дней и всего самого доброго и хорошего!  

Т.Б.Авлова, к.пед.н., ст. препод. СПбГУ, Н.Н.Китунина, к.филолог.н., доцент СПбГУ,
Т.В.Лыпкань, к.пед. н., доцент СПбГУ, Л.В.Миллер, д.филолог.н., профессор ПГУПС,
Н.П.Пинежанинова, к.филолол. н., доцент СПбГУ, Н.Ю.Романова, к.пед.н., доцент СПГУТД,
Е.Н.Степанова, к.филолол. н., доцент СПбГУ, Н.Л.Федотова, д.пед. н., доцент СПбГУ,
Е.Ю.Фортунатова, к.пед. н., доцент ПГУПС и другие

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2009 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков