Санкт-Петербургский университет
   1   2-3   4   5   6   7 
   8  9   10  11  12  13
   14  15  16  17  18  19   
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
№4 (3790), 6 марта 2009 года
книжная полка

«Семь пляшущих дев»

В начале 1910-х гг. семь увлеченных девушек, преимущественно бестужевок, организовали кружок, в деятельности которого нашли творческое воплощение идея Айседоры Дункан (1878–1927) и их любовь к античной истории. Семь юных муз (Е.В.Цинзерлинг, К.В. и И.В. Тревер, Ю.Ф.Тихомирова, Н.В.Педькова, С.Д.Руднева, Н.А.Энман) сделали смыслом своей жизни танец, естественное движение, которые помогали им выразить музыку в жестах, движениях тела. Девушки много путешествовали, давали концерты. Название кружок получил только в 1918 г.; оно было благозвучное и музыкальное — «Гептахор» или «Пляска семи». В 1920-е гг. название изменилось: Государственная студия музыкального движения «Гептахор».

Подпись к фотографии: Будущий Гептахор.  Петербург, 1912 г. В первом ряду слева направо: Е.В.Цинзерлинг, К.В.Тревер, Ю.Ф.Тихомирова (героиня книги). Во втором ряду: Н.В.Педькова, четвертая — И.В.Тревер, далее — С.Д.Руднева, Н.А.Энман.

Подпись к фотографии: Будущий Гептахор. Петербург, 1912 г. В первом ряду слева направо: Е.В.Цинзерлинг, К.В.Тревер, Ю.Ф.Тихомирова (героиня книги). Во втором ряду: Н.В.Педькова, четвертая — И.В.Тревер, далее — С.Д.Руднева, Н.А.Энман.

Участницы «Гептахора» тесно дружили между собой, ревностно относились к поворотам судьбы любой из них, были талантливы каждая в своей области, а все вместе составляли собой ценность для музыкального искусства своего времени. Судьба каждой из участниц «Гептахора» — отдельная история. Стефанида Дмитриевна Руднева (1890–1989) стала педагогом, была известна как теоретик музыкального движения (совсем недавно было опубликовано ее эпистолярное наследие). Наталия Александровна Энман (1890–1961) хорошо рисовала, работала в музее С.М.Кирова и издательствах. Екатерина Владимировна Цинзерлинг (1887–1979) была доктором геолого-минералогических наук. Сестры Камилла Васильевна (1892–1974) и Ильза Васильевна Тревер (1890–1955) прославились в гуманитарной области: первая была членом-корреспондентом АН СССР, доктором исторических наук, сотрудником Эрмитажа; вторая была поэтессой, работала в Русском музее. Наталья Васильевна Педькова (1891—начало 1980-х гг.) после Великой Отечественной войны работала редактором ленинградской Главной геофизической обсерватории. Наконец, Юлия Федоровна Тихомирова (1890–1979) занималась научной работой в Центральном бюро краеведения в Ленинграде и воспитывала четверых детей.

Юношеская увлеченность девушек переросла в творческий интерес, а дружба между ними сохранилась на всю жизнь. В традициях гептахоровок были письма, которые они писали друг другу чуть ли не каждый день. Например, их интересовал совет подруг по вопросу воспитания детей (которые считались общими), поддержка в трудных бытовых ситуациях. Степень доверия между подругами в разные периоды жизни была различной, при этом ни в какой ситуации они не позволили разрушить годами возводившийся храм женской дружбы.

Переписка бывших участниц «Гептахора» была отражена в нескольких книгах С.А.Нуриджановой (дочери Ю.Ф.Тихомировой): Жизнь незабытых людей: Дневники. Письма. Справки. Воспоминания (Уфа, 2000. 324 с.); Дар любить. Книга о маме в письмах. 1944–1949. (СПб., 2006. 339 с.).

Не так давно вышла третья книга: К истории гептахора. От Айседоры Дункан к музыкальному движению. 1944–1978 (СПб., 2008. 312 с.), в которой представлены письма С.Д.Рудневой, Н.В.Педьковой, Н.К.Фан-дер-Флит-Бриммер (графика–ксилографа) к Юлии Федоровне Тихомировой. Три тома продолжают друг друга, читаются на едином дыхании. Безупречно написанная и сформированная третья книга погружает в бытование бывших участниц «Гептахора», благодаря чему возникает ощущение непосредственного присутствия в жизни героев; события нескольких десятков прошлых лет оказываются похожими на современные. Биографический жанр книги делает ее актуальной, а возможность соприкосновения с культурой эпохи Серебряного века — редкой.  

О.Б.Вахромеева,
к.и.н., доцент Исторического факультета СПбГУ

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2009 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков