Санкт-Петербургский университет
   1   2-3   4   5   6   7 
   8  9   10  11  12  13
   14  15  16  17  18  19   
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
№ 2-3 (3788-3789), 20 февраля 2009 года
официальный отдел

Побеждать, а не призывать

На заседании Ученого совета СПбГУ 26 января широкая дискуссия развернулась вокруг двух докладов, посвященных науке в Университете. Профессор Н.Г.Скворцов, проректор по научной работе, выступил с отчетом о научно-исследовательской деятельности СПбГУ в 2008 году (см. беседу с Н.Г.Скворцовым в этом номере журнала на с.3). Содокладчиком был профессор С.В.Петров, председатель постоянной комиссии Ученого совета по научной работе. Сосредоточив внимание на проблемах развития науки, он кратко изложил историю затухания интенсивности научных исследований в последние 10–15 лет, угасания традиции заниматься наукой, усыхания естественнонаучных факультетов. И предложил… возрождать научные традиции Университета.

В обсуждении проблем и задач науки в Университете включились многие. Профессор С.И.Богданов, декан Факультета филологии и искусств, обратил внимание на то, что объем финансирования НИР в 2008 году вырос в полтора раза по сравнению с 2007 г. А увеличилась ли эффективность науки в те же полтора раза? В последние два года в Университете предпринимаются попытки построить более адекватную систему НИР. В качестве примера С.И.Богданов привел Институт филологических исследований, объем финансирования которого за пять лет увеличился в несколько раз. Но сегодня, по его мнению, факультеты вполне созрели для коллективных междисциплинарных проектов.

Профессор Л.В.Сморгунов с Факультета философии и политологии обратил внимание на позиционирование Университета в международной науке, остановился на мерах, необходимых для повышения рейтинга. Для этого, по его мнению, надо стимулировать участие Университета в международных научных сетях, консорциумах, ассоциациях. Например, нет специальной программы участия ученых СПбГУ в международных конференциях. И сами не ездим, и здесь мало проводим конференций с международным участием.

Об усталости и дистрофии науки говорил профессор В.В.Витязев с Математико-механического факультета: 20 лет науку в России недокармливали, она голодала. Нужны меры по реанимации науки. Простое увеличение финансирования науки в два раза не означает, что через год получим хоть какой-то результат. Научные школы формируются годами, десятилетиями. Основная проблема, по мнению В.В.Витязева, — кадровая. Половина наших ученых уехала на Запад и заняла там хорошие позиции, еще четверть устроилась в России, но не занимается наукой. Если хотим поправить положение и всерьез «лечить» науку, нужно вернуть в три раза больше того, что было недоплачено.

О научных школах говорил и академик С.Г.Инге-Вечтомов с Биолого-почвенного факультета. И о том, что многие сидят и ждут, когда им «капнет», откроют финансирование. А сами не научились зарабатывать… На коренное отличие Университета от других вузов обратил внимание академик А.И.Русанов с Химического факультета. Все институты готовят специалистов, а наш Университет — ученых. Например, выпускники Технологического института выходят инженерами, а химфак Университета выпускает кадры для химической науки. Другими словами, Университет — как особый гвардейский полк…

То, что в Университете никогда не разделяли науку и образование, всегда были единые коллективы, отметил профессор С.Ф.Бурейко с Физического факультета. По его мнению, наука сегодня не в стагнации, она активно развивается. Он привел недавние примеры об успешности научных проектов у физиков.

Другие выступавшие говорили о необходимости выработать стратегию формирования научных кадров в Университете. Рассказывали о междисциплинарных проектах. Вспоминали то, что имя Университета создано великими учеными и должно поддерживаться. Сокрушались насчет переезда в Петергоф. Обсуждали варианты структуры управления НИР в Университете…

Итоги обсуждения подвел Ректор СПбГУ профессор Н.М.Кропачев. По его словам, задача сильных — побеждать, а не призывать. И Николай Михайлович перечислил некоторые конкретные меры, которые предпринимаются в Университете для развития науки. От посторонних лиц освобождаются помещения — для того, чтобы отдать их факультетам. Выделяется жилье для поселения молодых ученых и преподавателей… Для поиска дополнительного финансирования Н.М.Кропачев предложил активнее подавать заявки на выполнение научно-исследовательских работ — и для Ленинградской области, и для Башкирии. Иначе достигнутые договоренности с руководством этих регионов будут бесполезны.

Н.М.Кропачев поднял еще один важный вопрос, который всех волнует, — взаимодействие Университета с Российской Академией наук. Он рассказал о начавшихся переговорах с руководством РАН о путях единения ресурсов Университета и Академии наук. Николай Михайлович попросил академиков, членов Ученого совета, содействовать в решении этого важного вопроса.

Ректор остановился на необходимости совместными усилиями выработать приоритеты развития науки в Университете и критерии эффективности деятельности ученых. Понятно, что финансирование естественнонаучных факультетов должно быть больше, чем факультетов социально-гуманитарного профиля. Но насколько больше? Это должно решить университетское сообщество.  

Е.Г.

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2009 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков