Санкт-Петербургский университет
   1   2-3   4   5   6   7 
   8  9   10  11  12  13
   14  15  16  17  18  19   
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
№ 2-3 (3788-3789), 20 февраля 2009 года
люди науки

Пространство Фока

В конце XVI века предки Владимира Александровича Фока, участники восстания против английского короля, бежали из Шотландии в Голландию и Данию — страны, находившиеся под властью Швеции. Столетие спустя вместе с армией Карла XII Фоки оказались в России, попали в плен, были помещены в Нижегородскую губернию и с тех пор верно служили России. В дневнике А.С.Пушкина (1831 г.) читаем о представителе другой ветви рода: «Скончался Фон-Фок, начальник 3-го отделения государевой канцелярии, человек добрый, честный и твердый. Смерть его есть бедствие общественное».

Владимир Александрович Фок

Владимир Александрович Фок

Однако самым знаменитым из Фоков стал наш земляк Владимир Александрович. Он прославил не только свой род и свою страну, но и отечество предков. Сегодня Фока чтут в Шотландии, а сам он при жизни никогда не забывал о своей прародине.

Академик Владимир Александрович Фок принадлежит к той блестящей плеяде физиков, которые в первой трети ХХ века в корне изменили наши представления о мире. Именно тогда создавались теория пространства–времени, теория тяготения и квантовая механика.

Поразительно, что Фок, находясь на периферии событий, в стране, еще не оправившейся от Первой мировой и Гражданской войн, сумел внести основополагающий вклад в новую механику. В год ее рождения (1926 г.) появились две фундаментальные статьи молодого сотрудника Ленинградского университета. В первой из них было предложено одно из двух основных уравнений, которыми описывается вся известная материя, — уравнение Клейна–Фока (второе уравнение было открыто другим великим физиком — П.А.М.Дираком). Во второй, написанной полтора месяца спустя, была предложена единая теория гравитации и электромагнетизма (модель Калуцы –Клейна–Манделя–Фока).

Работы произвели впечатление на современников. Фок получает стипендию Рокфеллеровского фонда и едет в Германию. Это было началом его блистательной карьеры на поприще теоретической физики, в обиход которой вошли «пространство Фока», «представление Фока», «симметрия Фока», «метод Хартри–Фока», «метод функционалов Фока», «калибровка Фока», «метод собственного времени Фока»… Велик его вклад и в общую теорию относительности.

Но даже этот перечень не исчерпывает всех его свершений. Многие его работы оказались забыты. Так, еще в совместной статье с немецким физиком П.Иорданом (1930 г.) было установлено существование кванта магнитного поля. За предсказание этих нитей А.Абрикосову в 2007 г. была присуждена Нобелевская премия (вместе с В.Гинзбургом и Э.Леггетом).

Фок прожил нелегкую жизнь. В начале 1917 г. он с первого курса университета попросился на фронт; демобилизовался в 1918 г. Тогда же начал терять слух. Его трижды арестовывали (во время Гражданской войны, в 1934 г. и в 1937 г.). А вот выдержки из студенческого дневника 1920 г. Январь: «…Весь день голодал… Вернулся домой… шатаясь от голода и усталости»; февраль: «Картошки нет. Голодно. Голова не работает».

Диапазон интересов В.А.Фока необъятен. Он профессионально работал не только в физике, но и в математике. Исследовал движение газов в канале орудийного ствола, написал монографию по геологоразведке. Применение рекомендации, содержащейся в его работе «О движении стержня в вязкой среде», сократило срок варки в три раза, а себестоимость — вдвое. Исследования Фока по распространению радиоволн «несомненно, составили эпоху в теории дифракции» (академик В.И.Смирнов). Такое было под силу только титанам эпохи Возрождения.

Фок не принадлежал к числу ученых, замыкающихся в «башне из слоновой кости». Важную роль он сыграл в 1949 и 1953 гг. Во многом благодаря его принципиальной позиции был предотвращен разгром физики, затевавшийся вслед за разгромом биологии в 1948 г. Получив приглашение войти в состав экспертной группы по Нобелевским премиям, он в 1954 г. писал в Нобелевский комитет:

«Прежде всего я приветствую тот факт, что вы запрашиваете мнение также и о советских ученых. Вместе с тем я считаю необходимым высказать следующие соображения.

До сих пор Нобелевские премии не являлись действительно международными. В самом деле, просматривая списки награжденных за 1901–1953 гг., я не вижу в них ни одного русского имени. Между тем ряд крупнейших открытий по физике этого периода принадлежат русским ученым, начиная с изобретения радио Поповым (1895 г.) и открытия светового давления Лебедевым (1899 г.), кончая открытием сверхтекучести гелия Капицей (1939 г.) или второго звука Ландау и Пешковым, сделанным уже после войны.

Таким образом, в практике Нобелевского комитета установился обычай не давать премий русским и советским ученым, как бы ни были значительны их работы. Это можно рассматривать либо как дискриминацию, либо как отказ от международного характера Нобелевский премии.

Такого рода дискриминацию можно усмотреть и в том, что, например, ваше письмо отпечатано на четырех европейских языках, включая даже немецкий, не отпечатано на языке великого и высококультурного русского народа, моральное влияние которого в настоящее время стоит особенно высоко.

Если Нобелевским комитет действительно желает, чтобы присужденные им премии стали международными, он должен в ближайшие годы в знак своего отказа от дискриминации присудить ряд премий по разным отраслям наук также и советским ученым. В частности, премию по физике 1955 года… академику Капице за открытие им явления сверхтекучести гелия».

Нобелевская премия П.Л.Капице была присуждена только в 1978 г. Не кто иной, как Фок, предложил включить в число претендентов кроме А.М.Прохорова также и его ученика Н.Г.Басова (премия им присуждена в 1964 г. вместе с Ч.Таунсом).

При этом сам Фок явно превзошел «нобелевскую планку». Наиболее очевидное из достижений нобелевского уровня — метод Хартри–Фока, без которого немыслимы ни теория твердого тела (в частности, современная наноэлектроника), ни теория ядра, ни теория атома. Увы, соавтор метода английский физик Д.Р.Хартри скоропостижно умер, и проблема для Нобелевского комитета «разрешилась сама собой» (по завещанию Нобеля премия не дается посмертно).

Фок был не только великим ученым, но и исключительно порядочным человеком. Он любил повторять: «Хороший человек — это важнее, чем хороший ученый». А вот выдержка из письма П.Л.Капицы и его супруги А.А.Капицы по случаю 50-летия В.А.Фока.

«За что мы любим Фока? Мы любим его за верность друзьям. Мы любим его за гражданское мужество. Мы любим его за доброту его сердца, мы знаем его прямоту и щедрость… Мы любим его за упорство и упрямство, которые заставляют его добираться до сути дела и держаться своего мнения. Мы любим его за чуткость, за его детские хитрости и за его смешливость».

Остро стоит вопрос об увековечении памяти Фока. Российская Академия наук учредила премию имени В.А.Фока. В Санкт-Петербургском государственном университете есть НИИ физики имени В.А.Фока. Этим дело и ограничилось. Нет полного собрания его сочинений. Нет памятных досок ни на доме, в котором он жил, ни на Ректорском флигеле в СПбГУ, где был его кабинет, ни на здании Государственного оптического института, в котором он долгое время работал.

Известный оптик А.И.Стожаров, знавший В.А.Фока с 1919 г., писал в 1978 г.: «Я бы поставил В.А.Фоку памятник на площади между ГОИ, БАН и ЛГУ». Но недавно там был установлен памятник академику А.Д.Сахарову, который жил и работал в Москве…

Владимир Александрович Фок был великий труженик. Из его последней записи в дневнике (26.12.1974, больница): «Пульс все-таки 80… После дневного отдыха занимался часа 2 ?».

На следующий день его не стало.  

Лев Прохоров,
доктор физико-математических наук,
профессор Санкт-Петербургского государственного университета

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2009 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков