Санкт-Петербургский университет
   1   2-3   4   5   6   7 
   8  9   10  11  12  13
   14  15  16  17  18  19   
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
№ 2-3 (3788-3789), 20 февраля 2009 года
люди науки

«Нужно, чтобы идея пришла в голову,
тогда котелок начнет «варить» сам!..»

Владимир Александрович Фок родился родился 10 декабря 1898 года в семье ученого лесовода Александра Александровича Фока. Будущий физик был самым младшим ребенком и единственным мальчиком в семье. Старшие сестры Надежда, Тамара и Юлия воспитывались в Павловском институте благородных девиц, а затем получили высшее образование.

Владимир Фок учился в Реальном училище при Реформаторских церквях с 1909 по 1915 г. По окончании специального класса при том же училище он сдал экзамен по латыни, что давало ему право поступать в Петербургский университет. В июле 1916 года Фок получил из канцелярии письмо о зачислении, но проучился в Университете совсем недолго, поскольку принял решение идти на фронт. Помимо патриотических чувств, на такое решение повлияла также прогрессировавшая у него потеря слуха. Владимир Александрович сильно переживал из-за этой болезни. Он думал, что больше уже не сможет слушать лекции и учиться. У него возникали даже мысли о самоубийстве. Поэтому лучшим выходом для себя он счел погибнуть на войне.

Он поступил в Константиновское артиллерийское училище и, получив по окончании чин прапорщика, был зачислен в 3-ю стрелковую артиллерийскую бригаду на должность командира взвода. В сентябре 1917 г. его направили в действующую армию на Румынский фронт, где в это время было относительно спокойно. Во время службы Владимир Александрович старался много читать и учил солдат грамоте.

В начале февраля 1918 г. их артиллерийская бригада была расформирована, и В.А.Фок возвратился в Петербург. Он устроился на службу в комиссию по ликвидации заказов Морского ведомства счетоводом, а по вечерам посещал занятия на физико-математическом факультете Университета, куда был восстановлен осенью 1918 года.

К тому времени в его жизни произошли большие изменения — родители переехали в Москву, сестры тоже уехали из Петрограда. В холодной квартире на Васильевском острове он остался один.

В конце декабря 1918 г. ему предложили вместе с некоторыми другими студентами поступить на работу в только что основанный Оптический институт и параллельно продолжать занятия в Университете. Профессор Д.С.Рождественский так вспоминал об этом: «Я помню день в январе 1919 года, когда передо мной проходил ряд избранников. Пришел и Фок. Он тоже был избран за практические занятия, ведь тогда мы еще не знали, что Фок — это ФОК...»

Отец был совершенно погружен в науку. Несмотря на то что он часто работал дома, мы его почти не видели.
Он часами не выходил из кабинета, и беспокоить его было строго настрого запрещено. Однако каждый вечер он непременно приходил, чтобы почитать нам вслух. Это была традиция, обязательный ритуал, и мы всегда с нетерпением ждали наступления вечера.
Из воспоминаний
Натальи Владимировны Фок

Однако далеко не всё в жизни Владимира Александровича складывалось гладко. Весной 1919 года из Витебска пришло известие о смерти сестры Надежды, а осенью того же года в Москве умер его отец. Только увлеченность наукой помогла В.А.Фоку пережить горе.

В своих воспоминаниях он пишет: «Реальное влияние произвели на меня лекции Д.С.Рождественского по только что созданной Н.Бором теории атома. Мне казалось, что передо мной раскрывается мир чудес, у меня разгорелось желание проникнуть как можно глубже в этот мир, я понял, наконец, тогда свое настоящее призвание стать физиком-теоретиком».

В 1922 году В.А.Фок закончил Университет и был оставлен на физико-математическом факультете «для подготовки к профессорскому званию». По инициативе Ю.А.Круткова, он начал читать в Университете курс «Механика сплошных середин». (В том же году он женился на Л.Д.Волковой, а в 1926 году у них родилась дочь Наталья.)

Когда по рекомендации П.С.Эренфеста Фоку была присуждена премия Фонда Рокфеллера, он решил посетить Геттинген и Париж. (Перед отъездом он оформил развод с Волковой.)

В ноябре в Геттингене Владимир Александрович познакомился с М.Борном и стал посещать его лекции. В его письмах в Ленинград есть такое высказывание об этих лекциях: «Я хочу покаяться Борну, что ничего не понимаю, может быть, он что-нибудь разъяснит. Не знаю, может ли служить утешением, что другие понимают еще меньше...». Между тем, по воспоминаниям слушателей, Борн на лекциях постоянно следил за реакцией Фока, особенно когда касался математической стороны вопроса. Многие отмечали невероятную способность Владимира Александровича к математическим расчетам. Кто-то пошутил, что он может вычислить даже сапог.

Наталья Владимировна Фок

Наталья Владимировна Фок

В декабре 1927 г. в Геттинген приехала Александра Владимировна Лермонтова, которая стала женой и помощницей В.А.Фока.

Летом 1928 года Фок с женой возвращается в Ленинград и поселяется в квартире на проспекте Римского-Корсакова. Здесь у Владимира Александровича был свой кабинет для занятий, куда перевезли мебель из кабинета его отца. В ноябре 1928 года в молодой семье родился сын Михаил. Дочь Наталья от первого брака жила пока с матерью, а после ее смерти в 1932 году переехала к отцу.

1930-е годы стали периодом наиболее плодотворной творческой жизни Александра Владимировича. Большая заслуга в этом принадлежала его жене, чья поддержка и помощь были ему необходимы.

Впервые в России он начал читать курс по квантовой механике в Политехническом институте, а также продолжил читать лекции в Университете. На основе лекций и семинаров он пишет «Начала квантовой механики» (1932) — первую монографию о квантовой механике на русском языке.

В начале 30-х годов у Фока появились первые ученики (М.И.Петрашень. П.П.Павинский, М.Г.Веселов, Ф.И.Федоров и др.). Они вспоминали, что Фок никого никогда не заставлял учиться. Если ученик переставал работать, Владимир Александрович просто терял к нему интерес. Никогда он не формулировал специальных тем, поскольку если задумывался над точной формулировкой, то сразу намечал путь решения.

В то время В.А.Фок продолжал успешную деятельность в области квантовой механики и появившейся в качестве отдельной дисциплины квантовой теории поля. В 1930 году он предложил метод решения многоэлектронной задачи, получившей названия метода Хартри-Фока. В 1936 году за работы по квантовой теории строения сложных атомов В.А.Фоку была присуждена премия имени Д.И.Менделеева.

Говорят, что Фок три часа молча прогуливался с Дираком по парку в Эдинбурге. По окончании прогулки Дирак пожал ему руку и сказал: «Вы очень интересный собеседник!»
Из воспоминаний Н.В.Фок

Принципиальное значение имеет выполненная В.А.Фоком работа о скрытой симметрии атома водорода. О ней было доложено в марте 1935 года на сессии Академии наук. На следующий день об этом написали в газете «Известия», а в мае 1936 г. Фок получил письмо М.Борна, который писал из Кембриджа, что работа Владимира Александровича ему «очень понравилась». Однако несмотря на столь высокие оценки, работа не получила широкого признания. Скорее всего, потому, что она существенно опередила свое время.

В начале 30-х годов в Ленинград приезжали Н.Бор, П.Дирак и другие зарубежные физики. В.А.Фок принимал их у себя дома, а Дирак даже приезжал к нему на дачу в Малую Ижору, которая находилась тогда в пограничной зоне, и приглашать туда иностранца значило идти на риск.

В середине 30-х годов в печати стали появляться статьи с нападками на видных ученых, в том числе на В.А.Фока, И.Е.Тамма, Я.И.Френкеля и других, которые обвинялись в идеализме. Затем начались аресты ученых. После убийства С.М.Кирова были арестованы несколько сотрудников Оптического института, в том числе и Фок. Однако вскоре его отпустили, не предъявив никаких обвинений.

В начале 1937 года были арестованы многие профессора физического факультета Университета. 5 февраля в число арестованных вновь попал В.А.Фок. Позднее его жена, Александра Владимировна, вспоминала, что она сразу же оказалась в изоляции — все боялись контактов с семьей арестованного. Единственным человеком, которому она позвонила, был академик А.Н.Крылов. В это время дома у Крылова находился Петр Леонидович Капица. Александра Владимировна произнесла в трубку лишь одну фразу: «Владимир Александрович к вам сегодня обедать не придет». Этого было достаточно, чтобы они поняли, что произошло. В тот же вечер Капица написал письмо Сталину. Письмо быстро подействовало. 15 февраля 1937 года Владимира Александровича отвезли в Москву, где у него состоялась встреча с наркомом внутренних дел Ежовым. На следующий день он уже вернулся домой в Ленинград. Всю оставшуюся жизнь В.А.Фок испытывал глубочайшую признательность Петру Леонидовичу за свое спасение.

«Если, например,он говорил, что не согласен с каким-то операционалистским определением, это была абсолютно честная его научная точка зрения. Это был мужественный человек с собственным мнением. Он был высокого мнения о себе, считал, что он имеет право говорить то, что думает».
Из воспоминаний Е.Л.Фейнберга

Начало Великой Отечественной войны застало В.А.Фока в Москве, он собирался на лечение в Ессентуки. Семья его в это время находилась на даче в Малой Ижоре. Было решено, что Владимир Александрович останется в Ессентуках до конца срока путевки, а потом поедет в Ленинград. Он отсоветовал семье уезжать с дачи без крайней необходимости. Только 18 августа, совсем незадолго до того, как железная дорога, соединяющая Ораниенбаум с Ленинградом, была перерезана, семья Фока переехала с дачи в Ленинград.

В сентябре для жителей Ленинграда наступили тяжелые дни, однако Владимир Александрович не прекращал работу. Со своими учениками он принялся за составление таблиц стрельбы из орудий военных судов по целям. За эту работу он впоследствии получил медаль «За оборону Ленинграда».

18 сентября В.А.Фок был вызван в Смольный, где ему было приказано на следующее утро вылететь на самолете с семьей из осажденного Ленинграда в Елабугу — там находился филиал Университета. Здесь семье Владимира Александровича был предоставлен отдельный дом, который, однако, был очень холодным. Суровой зимой 1941–42 гг. В.А.Фоку с сыном приходилось самим заготавливать дрова. Это, увы, не укрепило и без того слабое здоровье физика. Напряженный труд и неполноценное питание привели к тому, что состояние здоровья Владимира Александровича стало резко ухудшаться. Головокружение и головные боли не позволяли ему продуктивно работать.

«На сцене длинный стол, за ним сидят Суворов, Штейнман, еще какие-то философы, кто-то от наших. Выступает Фок, долго выступает, терпеливо объясняет. И они выступают. Наконец он теряет терпение и говорит: «Вот что, товарищи, мы с вами спорим 25 лет. За это время мы, физики, изучили диалектический материализм, знаем его, а вы, философы, так ничего и не поняли в физике». Вынул из ушей микрофоны своего слухового аппарата, положил все в портфель, защелкнул замочек, при гробовой тишине зала сошел с эстрады, твердыми шагами прошел до двери и закрыл ее за собой, как я записал потом у себя, «не слишком тихо».
Из воспоминаний Е.Л.Фейнберга

Тем временем в Елабугу пришла правительственная телеграмма, и Фока вызвали в Москву. В столице его встретил академик А.И.Берг, который предложил ему продолжить работу по распространению радиоволн в своем институте. Очень скоро Владимир Александрович перевез семью в Москву. Активная работа в лаборатории Института закипела с первого дня. В эти годы В.А.Фок исследовал дифракцию радиоволн на проводящих выпуклых телах и распространение радиоволн в тропосфере, что было вызвано прямыми практическими потребностями. За работы по дифракции радиоволн вокруг земной поверхности В.А.Фок был удостоен в 1946 г. Государственной премии первой степени.

В 1944 г. ректор Московского университета пригласил В.А.Фока заведовать кафедрой теоретической физики. В ноябре того же года он был зачислен на эту должность, однако вскоре был вынужден ее оставить, поскольку, как он писал, его «мероприятия по подбору личного состава кафедры встретили противодействие со стороны администрации».

В Москве Владимир Александрович работал в Физическом институте, Институте физических проблем, а также в Институте ядерных исследований в Дубне. Как только появилась возможность, Фок возобновил работу в Ленинградском университете, и ему приходилось постоянно курсировать между Москвой и Ленинградом. Семья оставалась жить в Москве.

В Университете Владимир Александрович читал лекции по теории относительности, которые легли в основу монографии « Теория пространства, времени и тяготения», изданной в 1955 году. В 1959 эта книга вышла в Англии в издательстве Pergamon Press. Кроме этого, он продолжал писать книгу по квантовой механике, начатую им еще до войны.

Владимир Александрович ФОК (1898–1974)
1939 г. — Академик АН СССР (1932 г. — чл.-корр.)
1958 г. — Иностранный член Норвежского Королевского общества в Трондгейме
1965 г. — Иностранный член Датского Королевского общества
1965 г. — Почетный доктор Делийского университета
1967 г. — Почетный доктор Мичиганского университета
1967 г. — Иностранный член Немецкой академии наук в Берлине
1972 г. — Почетный доктор Лейпцигского университета
1936 г. — Премия им. Д.И.Менделеева
1937 г. — Почетный отзыв на международном конкурсе им. Н.И.Лобачевского с присвоением звания почетного члена Казанского физико-математического общества
1946 г. — Государственная премия I степени за научные работы по распространению радиоволн
1956 г. — Первая премия Ленинградского университета за монографию «Теория пространства, времени и тяготения»
1960 г. — Ленинская премия за работы по квантовой теории поля
1971 г. — Медаль им. Гельмгольца

Правительственные награды:
1944 г. — медаль «За оборону Ленинграда»
1945 г., 1953 г., 1958 г., 1968 г. — ордена Ленина
1953 г. — орден Трудового Красного Знамени
1968 г. — звание Героя Социалистического Труда

В те годы имя В.А.Фока стало хорошо известно не только в научных кругах. Ему приходилось часто давать интервью. Журналисты хотели узнать об особенностях его творческого метода, о специальных творческих приемах, но такие вопросы всегда раздражали Владимира Александровича. «Они воображают, что надо как-то особенно сесть за стол, особенно положить бумагу, и тогда дело пойдет! А нужно, в первую очередь, чтобы идея пришла в голову, тогда котелок начнет «варить» сам».

Фок много занимался философскими вопросами квантовой механики и теории относительности. В послевоенные годы Владимир Александрович продолжал защищать науку от нападок. В 1953 году он опубликовал в журнале «Вопросы философии» статью «Против невежественной критики современных физических теорий».

В начале 1950-х годов В.А.Фок вновь стал выезжать за границу на конференции. Он говорил об этих поездках, как о занятиях «дипломатической физикой». Общению с иностранными учеными способствовало то, что Владимир Александрович в совершенстве владел иностранными языками: немецким, французским, английским. В 1957 г. Фок перенес инфаркт, после этого в заграничных поездках его всегда сопровождала дочь.

В последние годы основным местом работы В.А.Фока был Университет, поэтому большую часть времени он проводил в Ленинграде. До конца жизни Фок возглавлял теоретический отдел Института физики при Университете. Заведование тремя теоретическими кафедрами он передал своим ученикам. В семидесятый день рождения Фоку было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина.

В последние годы Владимир Александрович занимался подготовкой к печати второго издания своей книги «Начала квантовой механики». Он работал до последнего дня, и даже лежа в больнице вписывал формулы в перепечатанный на машинке экземпляр своей книги, которая была издана в 1976 году, уже после его смерти.  

Подготовила Дарья Мельникова
по материалам биографического очерка
Н.В.Фок «Владимир Александрович Фок»
и воспоминаниям современников

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2009 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков