Санкт-Петербургский университет
   1   2-3   4   5   6   7 
   8  9   10  11  12  13
   14  15  16  17  18  19   
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
№ 1 (3787), 27 января 2009 года
27 января — 65 лет со дня снятия блокады Ленинграда

Как мы выживали

Все дальше, куда-то вглубь вечности, уходят воспоминания о страшных днях вражеской блокады нашего города, который в те далекие годы Великой Отечественной войны носил светлое имя — Ленинград. Уже в самые первые дни войны студенты и преподаватели уходили на фронт, в партизанские отряды и госпитали, но университет оставался в городе и универсантам необходимо было не только учиться и работать, но и защищать свой дом — рыть окопы, строить оборонительные сооружения, дежурить на чердаках зданий, оберегая их от «зажигалок» и ловя «ракетчиков».

На фотографии (справа налево) — уполномоченные ЛГУ Е.М.Роднянский и А.М.Морген. (Кто третий,  пока неизвестно.) Е.М. по «Ленинградскому делу» был уволен из университета и работал  в ряде вузов города преподавателем. О судьбе А.М. ничего неизветно.

На фотографии (справа налево) — уполномоченные ЛГУ Е.М.Роднянский и А.М.Морген. (Кто третий, пока неизвестно.) Е.М. по «Ленинградскому делу» был уволен из университета и работал в ряде вузов города преподавателем. О судьбе А.М. ничего неизветно.

Безжалостно сжималось кольцо блокады, фронт входил в город. Кончались запасы топлива, катастрофически не хватало продовольствия, надвигалась холодная и голодная зима, которую мужественно переживали универсанты. В ректорате и на факультетах создавался институт уполномоченных, об их работе и судьбе мы, к сожалению, знаем мало.

В первые дни войны в Университете уполномоченным назначается помощник ректора А.М.Морген, а на химическом факультете — ассистент Е.М.Роднянский, который в 1943 г. будет назначен уполномоченным ЛГУ. В самое трудное время первой блокадной зимы именно управление уполномоченного берет в свои руки стационар ЛГУ, через который на протяжении трех месяцев было пропущено 184 особо ослабевших, почти умирающих, человека.

В феврале 1942 года принимается решение об эвакуации Университета на Большую землю. И к весне на факультетах оставались чуть больше сотни «солдат в штатском», которые должны были охранять здания и имущество от пожаров, сырости, разрухи из-за обстрелов и мародеров.

Весна заставила универсантов подумать не только о генеральной уборке, но и об обеспечении самих себя продовольствием. Профессор химфака О.Н.Григоров — почвовед по образованию — во дворе своего дома вскопал грядки, которые дали неплохой урожай и буквально спасли его семью. Организованно и стихийно стали возникать грядки на газонах и в садах. Появились огороды и на территории нашего Ботанического сада. Как вспоминал уполномоченный ЛГУ Е.М.Роднянский, с единственной в нашем саду сливы и нескольких яблонь был собран хороший урожай, который разделили между детьми сотрудников. К концу 1943 года у Университета уже было почти 35 га подсобного хозяйства, сотрудники и студенты стали иметь возможность получать свежие овощи.

В страшную блокадную зиму люди спасали редкие растения от гибели, а по осени Ботанический сад Университета кормил людей.  

Р.Н.Новиков

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2009 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков