Санкт-Петербургский университет
   1   2-3   4   5   6   7 
   8  9   10  11  12  13
   14  15  16  17  18  19   
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
№ 1 (3787), 27 января 2009 года
Университет и страна

Мы выбираем партнеров сильных

Впервые за почти 285-летнюю историю Санкт-Петербургского университета заседание Сената прошло не в здании Двенадцати коллегий, а за пределами Петербурга, в другом регионе! Произошло это небывалое событие 8 декабря в Уфе, в здании правительства Республики Башкортостан, примерно с 14.45 до 16.15 по местному времени — в рамках официального визита делегации СПбГУ во главе с Ректором Н.М.Кропачевым. Во время совместного заседания Сената СПбГУ и правительства Республики Башкортостан состоялась торжественная церемония подписания Соглашения о сотрудничестве. Его подписали Президент Республики Башкортостан М.Г.Рахимов и Ректор СПбГУ Н.М.Кропачев.

Ректор СПбГУ Н.М.Кропачев и Президент Республики Башкорстостан М.Г.Рахимов подписывают Соглашение о сотрудничестве.

Ректор СПбГУ Н.М.Кропачев и Президент Республики Башкорстостан М.Г.Рахимов подписывают Соглашение о сотрудничестве.

Готовили этот документ, это заседание и эту поездку больше двух месяцев. И важным было не столько подписание Соглашения о сотрудничестве между СПбГУ и Башкортостаном, сколько встречи и переговоры представителей Университета с руководителями государственных органов, организаций и учреждений республики.

— Каждый из нашей делегации работал по собственной программе, организованной профильным министерством республики, участвовал в отдельных переговорах, — рассказывает Илья Александрович ДЕМЕНТЬЕВ, проректор СПбГУ по инновационным проектам развития. — Цель этих переговоров была — найти точки соприкосновения, предмет взаимодействия между учеными Университета и представителями Башкирии.

Например, первый проректор по экономике И.П.Бойко проводил встречи по программе Минэкономразвития Республики Башкортостан, проректор К.К.Худолей — по программе Министерства внешнеэкономических связей, торговли и предпринимательства РБ, деканы Г.А.Леонов, Л.А.Петросян и А.С.Чирцов — по программе Министерства промышленности РБ, декан С.В.Петров — по программе Министерства здравоохранения РБ, деканы И.В.Булдаков и Н.В.Каледин — по программе Министерства экологии РБ и так далее.

Речь шла не только о подготовке специалистов соответствующего профиля, но и об использовании интеллектуального потенциала СПбГУ для решения насущных задач республики. Нужно было найти детали будущего взаимодействия для решения вопросов экономики Башкирии. Те детали, которые в официальной переписке и заочных переговорах трудно увидеть.

— В октябре на заседании Ученого совета СПбГУ вы рассказывали о взаимодействии Университета с регионами Российской Федерации. Стало понятно, что заказчиков услуг среди регионов Университет выбирает тщательно…

— Мы выбираем партнеров сильных, отвечающих вызовам времени, успешных в их собственной деятельности. Нужны регионы богатые (могут финансировать проекты) и готовые к сотрудничеству (желают заказывать у нас услуги). Нужны партнеры, которые способны вести себя на равных с нами и агрессивно (в хорошем смысле, то есть требовательно) по отношению к нам. Способные формулировать задачи таким образом, чтобы и нам было интересно их выполнять.

Опыт работы показывает, что взаимодействие с бизнес-структурами для Университета складывается очень сложно. Фактически рано или поздно ситуация сводится к тому, что бизнес говорит: «Скажи нам, что ты хочешь, — чтобы мы от тебя хотели…» Получается, что он сам не может спросить (не знает, что ему надо на самом деле) и хочет, чтобы за него это сформулировали. Это — неагрессивная позиция. Агрессивно — это когда человек, фирма или правительство говорит: «Мне надо это, это и еще вон то…» Когда он четко представляет, чего хочет.

Типичный пример — эффективное использование лесных ресурсов. У нас полстраны в лесах, но из всего этого богатства эффективно потребляется только та часть, которая расположена недалеко от транспортной инфраструктуры. А эффективно используется (то есть после потребления еще и возобновляется) и вовсе мизер. Значит, неплохо бы планировать, как менять транспортную сеть, как потом будут меняться политика развития сети населенных пунктов, миграционная политика региона. Как, наконец, будут возобновляться ресурсы и сохраняться природное разнообразие.

Если задача ставится именно так — то это как раз та задача, которую может решать Университет. Не просто ответить, как построить дорогу, а определить, куда ее строить, почему ее строить именно туда, как это изменит политическую ситуацию, как это повлияет на развитие сельской инфраструктуры… Если вопросы будут формулироваться в таком направлении, то потенциал Университета сможет развернуться в полную силу.

— То есть задачу перед Университетом следует формулировать широко и комплексно, а не просто — подготовить, обучить таких-то специалистов?

— Ну, об обучении специалистов нас и просить не надо. Образовательная составляющая в отношениях, например, с Башкирией и так довольно развита. Отношения налажены: есть договор о совместной деятельности в области образования, мы проводим там выездные вступительные испытания. В сфере образования развитие отношений будет направлено на переподготовку кадров, управленческих прежде всего. Эта сторона пока не очень активно развивается — в силу удаленности региона и отсутствия нужной информации. Если мы говорим о первом образовании, то здесь родители абитуриентов проявляют инициативу, а в программах переподготовки такой инициативы «снизу» недостаточно. Поэтому акцент делаем на то, что пока еще недостаточно развито.

Понятен и собственный мотив. Хотелось, чтобы для факультетов был сформирован внешний запрос на их услуги. Чтобы возник спрос на те предложения, которые в Университете подспудно уже есть.

— Как можно охарактеризовать Республику Башкортостан — в качестве достойного партнера Университета?

— Несколько факторов определяют потенциал Башкортостана. Во-первых — особенности природы и разнообразие полезных ископаемых. В Башкортостане имеются месторождения полезных ископаемых — железной руды, цинка, меди и золота, а также соли и сырья для цементной промышленности. Формирование стратегии их освоения, тесно связанной с социальным развитием республики, может стать важным направлением взаимодействия. В республике есть значительные запасы нефти и газа, и не все еще до конца разведаны. Здесь поле деятельности для наших геологов, которые уже представили перспективный проект взаимодействия. Около 40 % территории республики занимают леса, которые одновременно и источник сырья, и объект национальной гордости. Изучение лесных массивов и рекомендации по созданию оптимальных условий заготовки, восстановления и охраны могут разрабатываться нашими биологами и экологами.

Во-вторых, республика имеет мощный промышленный комплекс по переработке того, что добывает, развитую транспортную сеть и живое сельское хозяйство. Рациональное использование и переработка ресурсов обеспечивает Башкортостану получение значительных объемов средств в бюджет республики, управление экономикой.

В-третьих, социальная политика и построение социальной стратегии. Население Башкортостана проживает как в крупных городах (столица Уфа — город-миллионник), так и в малых поселениях. Разработка социальной и демографической политики, сохранение национальной самобытности и исторических традиций, особенно малых народов, обеспечение их прав — направления для сотрудничества с нашими учеными-гуманитариями.

Наконец, руководство республики заинтересовано в решении широкого спектра вопросов развития, имеет достаточную материальную базу для финансирования исследовательской и экспертной деятельности и готово привлекать для этого специалистов, в том числе — из СПбГУ.

И это далеко не все.

— Эта программа продвижения Университета в регионы совершенно инновационная…

— Она идет не в том ключе, не в том направлении, в котором мы привыкли жить. Взоры всех университетов обращены не в регионы, а к федеральному правительству, которое дает деньги — объявляет конкурсы или финансирует по смете. И фактически жизнь Университета (в том числе научная) регулируется либо хозяйственными договорами с бизнесом, близлежащим как территориально, так и по направлениям деятельности, либо заданиями, которые, так или иначе, формирует Министерство образования и науки.

Поэтому проект выхода Университета на региональные рынки услуг не только совершенно новый, но и перспективный.

— Ясно, что потенциал Университета велик и могуч…

— Но мы отвыкли применять его. Надо найти правильный механизм согласования интересов наших и интересов партнера — когда потенциальный заказчик понимает, чего он хочет от нас. В противном случае ситуация будет та же, что и раньше…

— Как происходила подготовка визита в Башкирию? Факультеты обсуждали с принимающей стороной свои предложения заранее?

— Подготовка была длительной и основательной. Как и любые договаривающиеся стороны, и мы, и они обозначили свои позиции. Представители Башкирии высказали свои пожелания. Пока традиции еще отсутствуют, интеллектуальный потенциал Университета используется недостаточно. Поэтому первоначальные предложения правительства Башкортостана были в основном связаны с обучением. И эти представления пришлось очень сильно корректировать, менять их видение даже на первом этапе. И два месяца ушло на согласование, на сближение наших позиций, на понимание того, кто кому нужен и насколько.

— Можно ли озвучить предложения Университета и правительства Башкирии, которые обсуждались на последнем этапе?

— Вряд ли это возможно. Подробности переговоров знают только сами участники. Вначале надо посмотреть то, о чем они договорились. Могу сказать лишь об одной стороне из того, о чем следовало бы задуматься: этой республике можно посодействовать в создании имиджа. То, что делается в Башкирии, достойно внимания многих других регионов. Не на уровне «как много денег надо потратить», а на уровне «как эффективно здесь всё сделано».

Здесь самая высокотехнологичная нефтедобывающая промышленность, потому что нефть в Башкирии сернистая, она очень трудно перерабатывается. Диверсификация экономики (которая базируется не только на «нефтянке»), принципы формирования бюджета, строительство школ, социальная политика, поддержка и развитие сельского хозяйства — им есть что показать. Но мы все отвыкли, что этот опыт можно показывать вовне, чтобы им воспользовались другие регионы. И здесь могли бы помочь знания и опыт Университета (в частности Факультета журналистики и Факультета социологии).

К примеру, мало кто знает, что в Республике Башкортостан существуют школы на 14 национальных языках. Есть украинская школа, есть удмуртская школа, есть татарская школа. В России всего 17 украинских школ, и 11 из них — в Башкирии. В этой республике всего 3000 удмуртов — для них открыты 3 школы с преподаванием удмуртского языка (а всего в Башкирии больше 100 национальностей). Эти примеры неизвестны широкой публике, но они показывают, насколько тщательно правительство республики относится к тому, как живут граждане. И эти яркие примеры нужно широко пропагандировать.

На переговорах в Уфе определялись прежде всего области интересов Санкт-Петербургского университета и Башкирии — и в этих конкретных областях каждый из участников должен был обсудить свои возможности. В общих чертах понятно, о чем могли договариваться деканы Физического и Химического факультетов с министром промышленности Башкирии, а проректор по правовым вопросам — с чиновником в администрации Президента Республики Башкортостан, ответственным за развитие гражданского общества и юридическое сопровождение работы правительства. Идеология несложная, но о деталях пока говорить рано. Мы ведь даже еще полшага не сделали — только ногу занесли.

Подробности переговоров будут изложены в документе «План мероприятий». И то, о чем смогли договориться наши коллеги, будет преобразовано в конкретные действия, с ответственными, со сроками. Это план должен быть утвержден Ректором СПбГУ и Президентом Башкирии до 20 января. Было бы правильным вернуться к этому вопросу в конце января.  

Евгений Голубев
Фото с официального сайте СПбГУ

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2009 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков