Санкт-Петербургский университет
   1   2-3   4   5   6   7 
   8  9   10  11  12  13
   14  15  16  17  18  19   
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
№ 1 (3787), 27 января 2009 года
от первого лица

Существенные перемены

К 15-летнему юбилею Конституции 12 декабря в Большом Кремлевском дворце прошла научно-практическая конференция, в которой принял участие президент РФ Д.А.Медведев. В конференции участвовала большая делегация из СПбГУ во главе с Ректором Н.М.Кропачевым: профессора, известные ученые, молодые преподаватели, представители восьми факультетов. На заседании выступали: проректор СПбГУ по международным связям К.К.Худолей — с докладом «О роли Конституции в формировании принципов внешней политики России» и академик Ю.К.Толстой — с докладом «О противодействии правовому нигилизму». Это было одно из ярких событий, свидетельствующее о возрастающей роли Санкт-Петербургского университета в жизни страны.

К.К.Худолей

К.К.Худолей

Какие события 2008 года были самыми важными для Университета? Как можно охарактеризовать происходящие перемены? На эти и другие вопросы отвечает профессор Константин Константинович ХУДОЛЕЙ, проректор по международным связям.

— В 2008 году в Университете произошли существенные изменения. Наиболее важные из них следующие. Во-первых, обнародован указ президента РФ Д.А.Медведева от 9 сентября, в соответствии с которым Санкт-Петербургскому университету предоставлено право создания собственных образовательных стандартов. Это решение имеет стратегическое значение для развития Университета на многие годы вперед. Мы сможем его реализовать, если создадим образовательные стандарты, которые реально соответствуют высшему мировому уровню.

Ни для кого не секрет, что государственные образовательные стандарты первого и второго поколения (да и проекты стандартов третьего поколения) ориентированы на некий средний уровень по стране. И по многим специальностям и направлениям они в известной степени сдерживали развитие Университета. Теперь есть реальная возможность наглядно продемонстрировать преимущества нашего образования. И не университетского образования вообще, а конкретно — образования, которое дает Санкт-Петербургский университет.

Я всегда был убежден, придерживаюсь этого мнения и сейчас, что для нашего Университета самое главное — это быть мировым и российским интеллектуальным центром, притягивающим к себе лучшие научно-педагогические кадры и талантливую молодежь. Это невозможно без реальной академической автономии, свободы творчества. Данный указ Президента РФ — это качественный шаг, который будет иметь далеко идущие последствия для прогрессивного развития всей нашей системы образования.

Во-вторых, в Университете начата большая работа по изменению системы управления. Несмотря на существенные сложности, многочисленные проблемы, руководство Университета достаточно последовательно проводит линию на четкое разграничение полномочий между ректоратом и факультетами. На практике это почти всегда означает не только расширение прав деканов и других должностных лиц факультетов, но и повышение их ответственности за порученное дело.

Отмечу в качестве примера, что круг вопросов, по которым деканы имеют право издавать приказы, существенно возрос. Если взять направление, за которое я отвечаю, то практически все вопросы загранпоездок студентов, аспирантов, докторантов переданы деканам. Сейчас работаем над тем, чтобы вопросы загранкомандировок преподавателей и сотрудников также перешли в основном на уровень деканов факультетов.

В-третьих, проведена большая работа по повышению эффективности расходования денежных средств. Этот вопрос очень актуален, даже если бы мы не вступали в период финансового кризиса, поэтому на декабрьском заседании Ученого совета Университета по этим сюжетам состоялся достаточно деловой и откровенный разговор. В последние годы — и это следует особо подчеркнуть — Университет финансировался из государственного бюджета на уровне хорошего европейского университета. Недофинансирования уже лет 5-7 не было. Университет зарабатывал к тому же достаточно большие деньги с помощью платных форм обучения, грантов и т.д.

Однако все эти значительные денежные средства расходовались очень неэффективно. А между тем их, видимо, было достаточно — при разумной политике — не только для преодоления последствий кризиса 90-х годов, но и для определенной модернизации Университета. Но этого не было! Отсутствие четких и понятных принципов распределения финансов внутри Университета, пренебрежение к нормам законодательства, поспешные и непродуманные решения создали почву, в которой осуществлял свою преступную деятельность бывший проректор Л.В.Огнев и некоторые другие. Ущерб, нанесенный ими и материальной базе, и авторитету Университета, существенен. Последствия всех этих негативных тенденций прошлых лет мы теперь преодолеваем.

— Можете ли вы привести конкретный пример, как эти изменения скажутся в работе Университета?

— С моей точки зрения, очень важно, что данные изменения призваны в ближайшие годы создать эффективную систему управления и организации учебного процесса. С этой целью фактически весь ресурс по реализации образовательных программ на факультетах будет передан деканам. Именно декан будет решать все вопросы организации и финансирования учебного процесса, в том числе и привлечения преподавателей по всем без исключения дисциплинам. Я разделяю мнение, что существующая сейчас практика жесткого, административно-командного закрепления преподавания отдельных дисциплин за совершенно конкретными подразделениями (причем, как правило, других факультетов!) без права поиска каких-либо альтернативных вариантов себя не оправдала. Руководство факультета должно иметь и право, и финансовые возможности подбирать себе преподавателей для чтения всех дисциплин с учетом специфики каждого факультета, каждой конкретной образовательной программы.

— Вы упомянули о сложностях, которые сопровождают процессы изменений в Университете. Какого характера эти сложности? Можно ли обозначить узлы противоречий?

— И сложностей, и противоречий очень много, всех даже не перечислить. Остановлюсь лишь на некоторых моментах.

Наш Университет, как большинство вузов мира (а не только России!), — организация достаточно консервативная. В ряде случаев это хорошо, но иногда и нет: системы высшего образования почти во всех странах мира меняются под воздействием внешних факторов. Поэтому определенная инерция мышления всюду присутствует. Есть это и у нас, и порой это препятствует изменениям. Но, думаю, все универсанты должны понять, что значительные изменения у нас — при сохранении и уважительном отношении к лучшим университетским традициям — неизбежны.

Далее. Изменения в системах управления и финансирования, конечно, не могут не сказываться на конкретных людях, которым надо помочь адаптироваться к новым условиям. Хочу подчеркнуть, что критика негатива прошлых лет направлена не против кого-либо, не на исключение кого-либо из университетского коллектива, а наоборот — на привлечение всех заинтересованных в модернизации Университета (а я уверен, что это все универсанты) к общему делу. Для успеха нужен опыт, энергия, знания всего коллектива.

— В последние полгода произошел ряд событий высокого международного уровня, в которых Университет участвовал: «Петербургский диалог», визит президента Южной Кореи Ли Мён-Бака и другие. Это со всей очевидностью показывает растущий авторитет Университета, не правда ли?

— Конечно, Университет начинает все более активно выходить на крупные проекты, имеющие большое и академическое, и общественно-политическое значение.

Снова — после шестилетнего перерыва — в стенах нашего Университета прошёл «Петербургский диалог», работающий под патронажем президента России и канцлера ФРГ. В его работе приняли участие значительно больше преподавателей Университета. Среди участников стало больше молодёжи. В 2007 г. в состав участников «Диалога» (он проходил в Висбадене) впервые были включены один студент и несколько аспирантов (это была инициатива нашего Университета). В 2008 г. на «Диалоге» были уже студенты не только нашего, но и Московского университета. Наши универсанты активно выступали почти на всех секциях. Такие форумы надо шире использовать для пропаганды интеллектуального потенциала Университета в целом и наиболее видных учёных.

Одним из важных результатов визита Президента Республики Корея в Россию стало посещение нашего Университета. Подчеркну, что Ли Мён-Бак — первый президент Южной Кореи, который стал почётным доктором нашего Университета (все его предшественники получали почётные степени в Московском университете). Президенты России и Кореи поддержали предложение Н.М.Кропачёва о создании аналогичного диалога между нашими странами на базе именно нашего Университета. Думаю, что в 2009 г. удастся решить все организационные вопросы, а в 2010 г. диалог с Кореей начнёт работу. Замечу, что интерес к нашему опыту проявляют и другие страны.

— Ну а как развиваются международные связи Университета в сфере науки и учебной работы?

— Их значение ни в коем случае нельзя принижать. Интернационализация Университета — это один из важнейших факторов его модернизации, а не какое-то искусственное дополнение, красивая игрушка.

С количественной точки зрения, ситуация не самая плохая — число загранпоездок преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов существенно (по уровню мобильности обучаемых мы лишь немного ниже среднего уровня вузов-участников Болонского процесса). Но эффективность этих поездок пока анализируется мало. Тут очень большие резервы, которые можно и нужно использовать. У меня, например, вызывает некоторое беспокойство недостаточный — по моему мнению — уровень представительства наших ученых на международных научных конгрессах самого высокого уровня.

Требует более тщательного анализа и система университетских и факультетских договоров. Анализ их эффективности будет одним из важнейших направлений работы в 2009 году. Замечу, что именно с этой целью проректор по международным связям впервые предложил деканам всех факультетов представить отчеты по каждому договору. Мы хотим посмотреть, что и как работает или почему не работает.

И, наконец, последнее по счету, но не по значению — работа в профессиональных ассоциациях. Международное признание диплома невозможно только путем переговоров между бюрократическими структурами, необходимо и признание профессионального сообщества. У нас наиболее последовательно и успешно работают в этом направлении Факультет международных отношений, Высшая школа менеджмента, но в последний год еще ряд факультетов стал действовать в этом же направлении. Я бы очень хотел, чтобы это стало общим движением всего Университета.

— Каких событий наступающего года вы ждете? Кроме, разумеется, 15-летнего юбилея Факультета международных отношений…

— Начну с того, что 15-летие Факультета международных отношений — это хорошая дата, которая заслуживает быть отмеченной. Я прекрасно помню, как мы возвращались со Станиславом Петровичем Меркурьвым с выставки молодых ученых, посвященной истории российско-голландских отношений, и во время разговора в машине появилась идея создания Факультета международных отношений… За 15 лет факультет развился, окреп и, как мне кажется, играет позитивную роль в университетской жизни.

Однако, конечно, празднование 285-летия Университета — это дата более солидная и значимая. Надеюсь, что, несмотря на все трудности и проблемы, мы ее отметим достойно, с соблюдением лучших университетских традиций.

В 2009 году я жду появление еще одного факультета — Факультета политологии. В декабре 2008 года Сенат высказался в пользу его создания. Работы тут предстоит много, но убежден, что игра стоит свеч. И с точки зрения развития политологии, превращения ее в настоящую науку, и с точки зрения развития Университета в целом.  

Вопросы задавал Евгений Голубев
Фото Андрея Дубровского

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2009 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков