Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 26-27 (3718-3719), 15 декабря 2005 года

Традиции живы
до тех пор,
пока им следуют

Петербург на протяжении столетий отличался огромным интересом к Востоку. Это отразилось в коллекциях ведущих музеев города. Если вы посетите Эрмитаж, Кунсткамеру, Институт востоковедения, Институт этнографии, то найдете огромные собрания восточных редкостей. Активную роль в составлении этих коллекций играла Академия наук, которая регулярно финансировала экспедиции ученых, позволявшие собирать, изучать, обобщать, анализировать сведения о Востоке, создавать научную основу исследований по тем или иным направлениям — по этнографии, философии, живописи, прикладным искусствам Востока.

А.В.Прохоренко

А.В.Прохоренко

— Всё это есть, всё сохранилось, но важную роль всегда играло владение восточными языками, знание культуры этих государств, обычаев народов Востока. И тут значение Восточного факультета университета трудно переоценить, — считает Александр Владимирович ПРОХОРЕНКО, председатель Комитета по внешним связям и туризму администрации Санкт-Петербурга. Мы беседуем с ним о современных связях Петербурга с государствами Востока и о роли выпускников Восточного факультета в развитии этих связей.

— Восточный факультет —это уникальное учреждение, которое долгие годы обеспечивало специалистами-востоковедами прикладного профиля и исследователями не только всю Россию, весь Советский Союз. Во многих странах мира работают выпускники, которые обучались на восточном факультете университета. И мы, петербуржцы, испытываем гордость от того, что у нас, в университетской короне, есть подобная образовательная и исследовательская жемчужина!

Традиция отношения Петербурга к Востоку сохраняется. Наш город, оставаясь культурно-индустриальным центром современной России, продолжает поддерживать и развивать эти отношения с восточными странами. С государствами арабского Востока, Центральной Азии, Дальнего Востока, Юго-Востока существуют устойчивые торговые отношения, промышленные связи. Многие (Китай, Индия, Япония, Казахстан) имеют здесь генеральные консульства, работающие на постоянной основе. Одно это говорит о том, что руководители этих государств придают большое значение поддержанию контактов с Петербургом.

Петербург всегда позиционировал себя как вторая дипломатическая столица, поскольку долгие годы город был столицей российского государства и традиционно воспринимается за рубежом не только как центр культуры, науки и образования, а как серьезный политический центр. Именно поэтому в последнее время Петербург используется как место встречи на высоком и высшем уровне с участием президента России, руководителей ключевых министерств и ведомств. В городе растет число дипломатических и консульских учреждений, представительств международных организаций. Сравните: в 1991 году в Петербурге насчитывалось всего 11 иностранных дипломатических представительств. Сегодня их уже 50: в том числе 29 генеральных консульств, 5 почетных генеральных консулов, 12 почетных консулов, 1 отделение посольства, 3 представительства международных организаций.

За период с 1.09.04 по 1.10.05 в Санкт-Петербурге приступил к работе генеральный консул Азербайджана (за счет повышения статуса почетного консула), учреждены почетные консульские должности Шри-Ланки, Анголы, назначен новый почетный консул Филиппин. Недавно открыли почетное генеральное консульство Намибии, продолжаются переговоры МИДа с рядом арабских государств. И хотя открытие консульств связано с большими расходами (содержание аппарата консульства и помещений), но тенденция развития есть.

В год 300-летия Петербурга здесь побывали практически все послы арабских и многих африканских стран — мы организовывали для них специальную программу, знакомили с городом. И многие из них высказывали пожелания, чтобы на первом этапе открыть хотя бы почетные консульства своих стран в Петербурге, а затем и профессиональные. Я думаю, в ближайшее время будет своеобразный прорыв в этой сфере.

— Что ваш комитет делает для создания положительного образа Петербурга в зарубежных странах — для привлечения инвестиций?

— Это большая работа, ее ведут не только Комитет по внешним связям, но также и ряд других комитетов. Многообразны формы продвижения имиджа Петербурга за рубежом — визиты официальных делегаций Санкт-Петербурга во главе с губернатором и, как правило, в сопровождении большой группы бизнесменов, имеющих свои деловые интересы в соответствующих странах. Проведение дней Петербурга в тех или иных странах — скажем, не так давно мы провели дни Петербурга в Египте, в Александрии и в Каире. Участие в выставках, профильных, технических и художественных. Приглашение сюда журналистов тех стран, с которыми мы заинтересованы в установлении и поддержании долговременных связей, и направление наших материалов для публикации в зарубежные издания. Недавно мы договорились о том, что будем проводить Дни петербургского кино в городе-побратиме Мумбай (бывший Бомбей, Индия). Провели Дни петербургского кино в Иране, тоже в городе-побратиме Тегеране. Формы работы, как видите, разнообразные, живые, весомые.

В ходе празднования 300-летия города гости из арабских стран и Ирана стали участниками Международной конференции городов-партнеров Санкт-Петербурга «Сохранение культурно-исторического наследия городов» — и это не случайно, так как список существующих городов-партнеров и городов-побратимов Санкт-Петербурга и их география расширяется, и к нему добавляются известнейшие города стран арабского Востока.

— Какие крупные проекты реализуются в Петербурге с участием восточных стран?

— В июне 2005 года в Санкт-Петербурге прошла церемония закладки камня на месте будущего строительства завода «Тойота Мотор Корпорейшн». В церемонии приняли участие президент России В.В.Путин и бывший премьер-министр Японии И.Мори.

Японские компании до последнего времени воздерживались от инвестиций в экономику России, и Санкт-Петербурга в частности. Это связано с тем, что задолженность внешнеторговых организаций бывшего СССР 15 крупнейшим японским торговым домам и компаниям составляет около 1 млрд долларов.

В последнее время, после урегулирования ряда вопросов во взаимоотношениях между странами, а также в связи с общим подъемом экономики России и освещением вопросов торгово-экономического сотрудничества в японской прессе, в Санкт-Петербурге наблюдается заметная активизация японских компаний и представительств, в том числе и в инвестиционной сфере.

На внешней торговле Санкт-Петербурга и Индии существенно отражается выполнение санкт-петербургскими предприятиями крупных заказов индийской стороны. Объем внешней торговли в 2003 году многократно превзошел объемы торговли в предыдущие годы и составил 844,5 млн долл. США.

Товарооборот Санкт-Петербурга с Китаем в 2004 году составил 755,9 млн долл. США (3-е место среди торговых партнеров Санкт-Петербурга). Торговля Санкт-Петербурга с Китаем, в отличие от предыдущих лет, начиная с 2003 года, характеризуется отрицательным сальдо. В городе работают около 50 предприятий с участием китайского капитала. Основная сфера деятельности совместных предприятий — торговля, сфера услуг.

В 1989 году в Ленинграде было создано первое советско-китайское предприятие и одно из первых совместных предприятий в городе — ресторан “Шанхай”. В настоящее время в городе открыто более 70 китайских ресторанов.

Крупнейшими китайскими предприятиями, работающими в Санкт-Петербурге, являются: Шанхайская международная групповая компания (торговля); ЗАО «Тинье» (поставка табака на табачные фабрики Санкт-Петербурга; фабрика по производству лапши, введенная в строй в 1998 году); Экспортно-импортная компания г.Чэнду, владеющая 100% пакетом акций компании пейджинговой связи “БиБиДжи Комьюникейшнз”; отель “Десон-Ладога” — крупнейшее в России предприятие с инвестициями Гонконга (инвестиции — более 6 млн долл. США).

Значительное место в торгово-экономических связях занимает сотрудничество в военной и научно-технической областях. Китай заинтересован в получении современных технологий и по данному направлению активно сотрудничает с рядом НИИ и предприятий Санкт-Петербурга.

— Рассказывают о том, что китайцы, чтобы снабжать свои рестораны продуктами, купили совхоз в Новгородской области. Но работают там не наши сельские рабочие — они завезли своих. И таким образом у нас-то количество рабочих мест не увеличилось...

— Тема рабочей силы в России стоит очень остро. Мы теряем в год миллион человек — умирают люди. Даже в Петербурге смертность превышает рождаемость вдвое! Если так будет процесс развиваться, то через 20 лет вообще некому работать будет... Сейчас правительство РФ озабочено этой проблемой. Рассматривается новый закон о мигрантах, чтобы облегчить их приезд в страну. Правительство приняло решение об увеличении в два раза квот на мигрантов, приезжающих в Россию на работу. До недавнего времени официально было 115 тыс. человек, а теперь будет 330 тыс. И упрощается процедура: регистрация станет не разрешительной, а заявительной.

Что происходит в Новгороде, не знаю. А в Петербурге, и это зафиксировано в договоре с китайской стороной, рабочая сила на строительстве “Балтийской Жемчужины” за счет китайских инвесторов по преимуществу будет представлена гражданами Российской Федерации, китайскими будут только менеджеры. Но важно еще и качество работы — кто как умеет работать. Квалификация наших строительных рабочих оставляет желать лучшего, и поэтому привлекают рабочих из Узбекистана, Киргизии, Украины, Молдавии.

Проблема состоит не столько в том, сколько здесь будет мигрантов — потому что работы хватит всем, — сколько в том, чтобы нам поддерживать межнациональный мир. Чтобы люди, приезжающие сюда на работу, не ощущали себя временными рабочими, которые могут тут вести себя как хотят, а чтобы они сообразовывались с культурными традициями Петербурга. Чтобы они понимали, что необходимо соблюдать местные законы. А это тянет за собой другую цепочку: те, кто осуществляет надзорно-охранные функции, сами не должны нарушать законы, не должны брать с приезжих взятки, не должны бить по углам и т.д.. Все это можно будет преодолеть путем совместных усилий, образовательных, культурных, воспитательных...

До недавнего времени мы и помыслить не могли, что в Петербурге будут убивать иностранцев! Только из-за того, что цвет кожи или разрез глаз другой. А сейчас это происходит. И происходит в том числе потому, что на бытовом уровне существует весьма серьезное ожесточение, проистекающее из не очень точной трактовки того, о чем вы меня спросили. Рассуждают так: “Вот, дескать, понаехали тут — кушать будет нечего, работать будет негде...”

— Вероятно, они видят, что, к примеру, происходит с мигрантами во Франции...

— Во Франции происходит то, чего нам удавалось избегать на протяжении последних десятилетий. Это явление обозначают термином “детеизация”. Там приехали иностранцы-арабы, и вокруг Парижа возникают арабские кварталы, даже целые города. Приезжают африканцы из Алжира — и происходит то же самое... У нас пока, к счастью, этого нет. До недавнего времени мы жили в Советском Союзе, и все мы были гражданами одной страны — ни узбеки, ни молдаване, ни украинцы не были иностранцами. Но сейчас все иное: к нам приезжают бывшие наши сограждане, но они для нас уже иностранцы. А с учетом того, что русский язык преподается все хуже и хуже, а человеку, который приезжает сюда, надо как-то общаться, вот он, вместо того чтобы изучать наш язык, замыкается в себе, в своей национальной среде. Отсюда и появляются районы с более или менее плотным населением разных национальностей. Для Петербурга пока это не является проблемой, мигранты расселены равномерно. Но есть места концентрации: вы на рынок придете — а там выходцы с Кавказа. Ведут себя по-разному, иногда излишне назойливо. Надо напоминать им, в каком городе они живут.

Так что китайский квартал не ухудшит положения. “Балтийская жемчужина” может изменить цены на недвижимость, но ненамного. Сейчас в Петербурге строят полтора миллиона квадратных метров жилья в год, в основном поступающего на рынок. А китайцы хотят полтора миллиона построить за шесть лет... Другое дело, что с помощью китайских инвесторов мы можем получить роскошный центр привлечения внимания. Там предполагается огромное количество развлекательных учреждений, Аквапарк, гостиница, торговые центры. И современная архитектура — китайцы привлекают лучших архитекторов Европы. Думаю, что там может быть очень интересный район, с точки зрения современной архитектуры. По крайней мере, то, что они сделали у себя в Шанхае, производит впечатление. У нас в России пока такого нет.

— Александр Владимирович, вас знают не только как руководителя Комитета во внешним связям. Мы помним, что вы университетский человек...

— Да, я учился рядом с Восточным факультетом — я закончил филологический факультет ЛГУ. Мы были соседями, и я знаю многих своих коллег, которые стали профессорами-востоковедами, а когда-то бегали мальчишками-студентами. Вместе работали в студенческих строительных отрядах, участвовали в комсомольских субботниках. Я очень рад, что жизнь продолжается. Что авторитет Восточного факультета сейчас поддерживается теми, с кем мы вместе росли, учились. И такая преемственность традиций от востоковедов старшего поколения к более младшим коллегам, конечно, очень значима. Авторитет наших учителей был таков, что невозможно было плохо учиться. Один пример уважаемого Михаила Николаевича Боголюбова был настолько значим и весом, его моральный авторитет и авторитет как ученого был столь высок, что позволил факультету сохранить лучшие традиции.

А традиции живы до тех пор, пока им следуют, как говорят англичане. Я желаю всем, кто сегодня работает и учится на Восточном факультете, именно продолжать традиции. Стараться делать так, чтобы о родном факультете еще через 150 лет все, кто соприкасался с его выпускниками, кто знакомился с трудами его ученых, говорили столь же уважительно, как говорим сегодня мы. Ну, и давай Бог успехов всем!  

Вопросы задавал Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков