Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 26-27 (3718-3719), 15 декабря 2005 года
Болонская декларация в действии

Магистратура:
зарождение и тенденции развития

Если относительно этимологии слова «бакалавр» еще продолжаются споры, и среди нескольких версий имеет место и версия относительно его арабского происхождения, то происхождение слов «магистр» и «магистратура» кажется более ясным.

Широко распространенное в наше время слово «magistrat» пришло в английский язык из старофранцузского (фр. magistrature), где оно означало судейскую, а также исполнительную власть среднего звена. В свою очередь, в старофранцузский слово пришло из латинского языка (лат. magistratus). Так, в древнем Риме понятие «магистратура» объединяло целый ряд государственных должностей. В рамках своих обязанностей магистраторы имели право осуществлять как судебную, так и исполнительную власть. В Византии «магистр» – это высший титул служебной знати.

О.А.Берникова, автор материала

О.А.Берникова, автор материала

В России слово «магистратура» иногда означала судейский персонал, а в конце XIX — начале XX века – институт, в рамках которого получали первую ученую степень. В январе 1803 года специальным императорским указом наряду с учеными степенями кандидата и доктора наук была введена ученая степень магистра, которая имела весьма высокий статус, а магистерские диссертации носили характер серьезных научных трудов, многие из которых послужили основой новых научных направлений. После революции 1917 года Декретом Совнаркома РСФСР существовавшие к этому времени учёные степени были отменены. В 1934 году в Российской Федерации были восстановлены ученые степени кандидата и доктора наук, а степень магистра наук – лишь в 1993 г.

Сегодня латинское слово «магистратура» вновь обрело свое академическое содержание. Магистр – мастер, специалист высшей квалификации, что в полной мере соответствует званию выпускника одного из престижнейших востоковедных центров мира – Восточного факультета СПбГУ.

Восточный факультет одним из первых в Санкт-Петербургском государственном университете перешел на двухуровневую систему образования (бакалавриат – магистратура). В 2000 году началась реализация магистерских программ, среди которых наряду с традиционными специализациями по языку, литературе и истории появились культурология и религиоведение стран Азии и Африки.

Таким образом, за прошедшие годы на Восточном факультете был накоплен определенный опыт подготовки магистров, сформировалась база, способствующая проведению мероприятий по совершенствованию данной ступени образования.

Сегодня под совершенствованием функционирования магистратуры следует понимать стремление к повышению качества образования – максимального соответствия той задаче, которая должна быть решена в ходе подготовки специалиста этого образовательного уровня. В данном контексте магистратура, в отличие от бакалавриата, предполагает более узкую и глубокую специализацию, направленную на научно-исследовательскую и педагогическую деятельность. При этом основательная подготовка по конкретной востоковедной специализации должна гармонично сочетаться с междисциплинарным характером получаемого образования.

Определяя основополагающий принцип и направление развития магистратуры на современном этапе, следует выделить необходимость наполнения данной формы обучения содержанием, которое предусматривается так называемым Болонским процессом и условиями международной интеграции в области образования. Наряду с этим сохранение своеобразия и целостности образовательных и научных традиций Восточного факультета выступает в качестве основного условия проведения политики совершенствования деятельности магистратуры.

Основной целью Болонской декларации, провозглашенной странами Евросоюза в 1999 году, являлась гармонизация национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Интересно отметить, что именно Санкт-Петербургский государственный университет был главным инициатором вхождения России в Болонский процесс, что получило поддержку Министерства образования РФ и было реализовано 19 сентября 2003 года на Берлинском совещании министров образования европейских стран – участниц Болонского процесса.

Присоединение к Болонскому процессу, безусловно, означало признание Россией его основных принципов, которые заключаются в следующем:

1. Введение общепонятных сравнимых квалификаций в области высшего образования.

2. Переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат – магистратура).

3. Введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов).

4. Отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО.

5. Повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала (в идеале, каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном).

6. Обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов.

К настоящему моменту одни из перечисленных задач уже практически решены, другие находятся в стадии разработки. Несмотря на значительное число сторонников и противников Болонской декларации, необходимо признать, что сейчас мы находимся на той стадии, когда уже нецелесообразно обсуждать ее плюсы и минусы, а следует наилучшим способом адаптироваться к происходящим изменениям. Так, уже в течение более полугода в Санкт-Петербурском государственном университете проводится работа по реализации плана мероприятий по модернизации учебного процесса в СПбГУ с учетом основных принципов Болонского процесса.

Восточный факультет не остается в стороне от общеуниверситетских процессов и осуществляет деятельность по совершенствованию образовательного процесса, в том числе и в магистратуре. Рассматривая перспективы развития данной образовательной ступени, выделим следующие приоритетные направления.

Для обеспечения конкурентоспособности магистратуры и развития связей с ведущими мировыми востоковедными образовательными центрами осуществляется работа по повышению качественной общетеоретической магистерской подготовки. Речь идет о расширении предметной и методологической базы за счет смежных с востоковедением гуманитарных дисциплин и междисциплинарных научных направлений. Повышение уровня теоретической подготовки магистров может быть обеспечено формированием кафедр, специализирующихся на современных проблемах востоковедения и африканистики в областях языкознания, литературоведения и истории. Учитывая имеющийся в мировой практике опыт рассмотрения магистратуры как подготовительного этапа перед аспирантурой, акцент на внедрении в учебный процесс теоретических междисциплинарных курсов становится особенно актуальным.

Другим важным направлением в развитии магистратуры Восточного факультета является увеличение числа магистерских программ, которые, с одной стороны, будут полнее охватывать все исследовательские направления востоковедения и африканистики, а с другой – соответствовать современному уровню развития теоретических гуманитарных наук. В данном контексте актуально говорить и о создании совместных магистерских программ, как в рамках международных контактов, так и в качестве сотрудничества между факультетами СПбГУ.

Помимо вышеперечисленных тенденций и направлений, сегодня на Восточном факультете уделяется внимание и таким нюансам, как специфика преподавания восточных языков в магистратуре, внедрение в учебный процесс современных методик преподавания с применением технических средств обучения, разработка методических рекомендаций по составлению магистерской методической учебной литературы.

Реализация целого комплекса мероприятий, связанных с разработкой идеологической концепции каждой конкретной магистерской программы, созданием методического обеспечения магистратуры, индивидуализацией учебного процесса, будет способствовать преемственности в системе подготовки кадров на базе сложившейся в предшествующие десятилетия школы отечественного востоковедения.  

О.А.Берникова,
доцент кафедры арабской филологии

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков