В настоящее время важнейшее значение приобретают задачи как по сохранению человеческого потенциала, так и по повышению его качества (хорошее здоровье, высокая работоспособность, активная умственная, творческая и физическая деятельность). Цель и задачи программы «Екатеринбург – здоровый город» – достижение современных стандартов в работе системы здравоохранения и формирование здорового образа жизни и, тем самым, обеспечение высоких показателей здоровья и продолжительности жизни горожан. Программа «Екатеринбург – здоровый город» включает следующие стратегические проекты: 1. Екатеринбург – медицинский центр региона. Цель проекта – создание в Екатеринбурге высокоэффективной модели оказания медицинской и фармацевтической помощи горожанам, обеспечивающей максимальное удовлетворение потребностей населения города в лечебно-диагностической, медико-социальной и лекарственной помощи. 2. Здоровье маленьких горожан. Цель проекта – улучшение здоровья женщин и детей, снижение показателей детской, перинатальной и младенческой смертности, а также детской инвалидности и хронической заболеваемости. 3. Три шага к долголетию. Цель проекта – снижение смертности в трудоспособном возрасте, снижение инвалидности и заболеваемости от сердечно-сосудистых, онкологических болезней и травм. 4. Профилактика – упреждающий удар. Цель проекта – стабилизация и снижение инфекционной заболеваемости, предупреждение массового распространения социально-значимых заболеваний (ВИЧ-инфекции, туберкулёза, ИППП). 5. Выбираю жизнь. Цель проекта – совершенствование единого профилактического пространства муниципального образования «Город Екатеринбург» в целях формирования у горожан бережного отношения к своему здоровью, установок на здоровый (трезвый) образ жизни и негативного отношения к вредным привычкам (курение, злоупотребление алкоголем, немедицинское потребление наркотиков и злоупотребление ими). Остановимся более подробно на характеристике стратегического проекта «Выбираю жизнь». В формировании стратегического проекта приняли участие структурные подразделения Администрации города Екатеринбурга, правоохранительные органы и другие учреждения (организации) федерального подчинения, Совет ректоров вузов Свердловской области, Совет общественных объединений города Екатеринбурга, работающих в сфере профилактики наркомании, иных зависимостей ВИЧ-инфекции и другие заинтересованные стороны. Стратегический проект «Выбираю жизнь» формировался с учётом требований законодательства России, Свердловской области, в том числе требований вступающего в силу 01 января 2006 г. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. Согласно этому Закону, целые направления, связанные с системой комплексной профилактики наркомании, вышли из ведения муниципальных образований, например:
Учитывая требования Закона, а также накопленный в Екатеринбурге опыт организации антинаркотической работы, приоритетным направлением стратегического проекта «Выбираю жизнь» определена первичная профилактика зависимостей от ПАВ и острых отравлений в быту. Отсюда следует, что категориями горожан, на которых в первую очередь направлены усилия проекта, являются несовершеннолетние, их родители и специалисты, работающие в сфере комплексной профилактики зависимостей от ПАВ и острых отравлений в быту. Инструментом реализации проекта определён Перечень мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и острых отравлений в быту в городе Екатеринбурге на очередной год. Перечень утверждается и вводится в действие Постановлением Главы города. Стратегический проект призван решать следующие задачи: 1. Обеспечение горожан доступной и качественной помощью по предупреждению и решению проблем, связанных с зависимостями от ПАВ, острыми отравлениями в быту в рамках полномочий муниципального образования «Город Екатеринбург». 2. Совершенствование информационных потоков по предупреждению и решению проблем, связанных с зависимостями от ПАВ, острыми отравлениями в быту, пропаганде здорового (трезвого) образа жизни. 3. Вовлечение горожан в активную деятельность по комплексной профилактике зависимостей от ПАВ, острых отравлений в быту, формированию здорового (трезвого) образа жизни. 4. Совершенствование системы межведомственного взаимодействия, управления, координации профилактической деятельности и соблюдения российского законодательства. По замыслу разработчиков проекта, решение вышеперечисленных задач приведет к следующим ожидаемым результатам:
Основными мероприятиями проекта, направленными на решение первой задачи, являются:
К основным мероприятиям, направленным на решение второй задачи, относятся:
Для решения третьей задачи предусмотрены следующие мероприятия:
На решение четвёртой задачи нацелены следующие мероприятия:
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что в настоящее время в Российской Федерации не существует законов, определяющих полномочия субъектов федерации, муниципальных образований в организации и проведении антинаркотической деятельности. Эта работа остаётся актом проявления гражданской позиции и политической воли отдельных руководителей регионов и органов муниципальной власти. Включение в Стратегический план развития города Екатеринбурга проекта «Выбираю жизнь», его разработка и реализация является свидетельством того, что администрация города Екатеринбурга считает деятельность по комплексной профилактике наркомании и иных зависимостей от ПАВ важным элементом в развитии социальной сферы города, неотъемлемой составляющей работы по сохранению и развитию человеческого потенциала. С.В.Ширшов, В дополнение к докладуВышеприведенный текст представляет собой предоставленный редакции вариант доклада. Однако в доклад не вошло многое из сказанного докладчиком, поэтому мы сочли целесообразным сделать небольшое дополнение. Так, дополнением к докладу являлась характеристика наркоситуации в городе Екатеринбурге на настоящий момент. Зафиксирована в молодежной среде тенденция к потреблению «легких» наркотиков: конопли, амфетаминов. Меньше стало выявляться неизвестных ранее, новых потребителей героина. Не растет и число токсикоманов. По словам С.В.Ширшова, целью проекта является формирование у гражданина бережного отношения к своему здоровью и негативного отношения к вредным привычкам, в том числе и к потреблению наркотиков. Это главная задача проекта, и она вполне в компетенции органов муниципального управления. Вопрос привлечения общественных организаций в Екатеринбурге пытаются разрешить путем введения муниципальных грантов и, соответственно, конкурсов проектов для получения этих грантов. Оценка представленных на конкурс проектов ведется по трем составляющим: задачам проекта, предполагаемому итогу реализации и количественному показателю. В сфере образования: увеличивается число педагогов, прошедших подготовку для проведения ими профилактической антинаркотической деятельности в школе. (Ремарка А.И.Антоновой: Нельзя в качестве показателя брать количество, например, положенных в стационар наркоманов. Необходимо учитывать общий объем оказанной помощи, тогда не будет погони за количеством, за валом.) Отметил выступающий и своеобразную «сезонность» в работе антинаркотических центров. Так, в августе неизменно наблюдается всплеск обращений, так или иначе связанных с потреблением наркотиков. Заканчивается летняя беззаботная пора, и одни норовят устроиться на теплое место в больницу, другие вдруг выясняют, что пока они были на даче, их дети использовали предоставленную свободу не лучшим образом. И эти особенности надо не забывать учитывать при планировании работы и при подведении итогов. Закончил доклад С.В.Ширшов словами о том, что антинаркотическая работа не терпит фальши и самооуспокоенности. Нельзя останавливаться на достигнутом и долго задерживаться на реализации одной и той же, пусть даже успешной программы. Нельзя опускать руки, если что-то идет не так. Надо искать новые пути. Вопросы по докладуМ.И.Архипов: В чем заключаются проблемы подготовки и переподготовки кадров в области наркопрофилактики? С.В.Ширшов: В Екатеринбурге работают два центра подготовки, один федерального подчинения, другой муниципальный. Но мощности двух центров недостаточно для нужд нашего региона. И еще одна проблема – нет госзаказа на подготовку специалистов конкретно для ведения антинаркотической работы – превентологов.
А.И.Антонова: Существует ли аналогичная проблема относительно учителей и психологов? У них это должно входить в курс переподготовки. С.В.Ширшов: Проблема в том, что недостаточно грамотных специалистов для обучения педагогов по проблеме. Е.В.Махонина, менеджер программ Центра развития некоммерческих организаций (РНО) СПб: Вы ввели общественные организации в общую схему работы. Какова же слаженность такой совместной деятельности? И еще: участвовали ли общественные организации в подготовке проекта «Выбираю жизнь»? С.В.Ширшов: Ну, я бы сказал, что совершенству нет предела... Е.В.Махонина: Это следует понимать в каком смысле? Вы не можете дать оценку? Но ведь вы там живете, кому как не вам знать ситуацию! С.В.Ширшов: Могу только повторить: предела совершенству нет. Не все, конечно, получается с первого раза как хотелось бы, но ищем путем консенсуса наиболее устраивающий все стороны путь. Нет сомнения, что управление процессом поиска консенсуса должно находиться в руках государства. Однако самый главный инструмент – финансирование – недостаточно мощен. Имеющихся в нашем распоряжении средств не хватает. Поэтому мы вынуждены вести жесткий конкурсный отбор. Е.В.Махонина: Но вы довольны? С.В.Ширшов: Наша проблема – кадры. Катастрофически не хватает специалистов в области координации антинаркотической деятельности. И вообще просто некому работать. В штате отдела координации работы по профилактике и борьбе с наркоманией Администрации г.Екатеринбурга работающих всего три человека. Кого попало на такую работу не возьмешь, а найти подходящих людей никак не удается. Вот эта проблема самая наболевшая, а к тому же тянет за собой и все остальное. Если нам удастся решить проблему кадров, станет легче. И.Ю.Федько, заведующий отделом безопасности администрации г. Ставрополя: Представленный вами проект рассчитан на девять лет работы. Как известно, срок работы администрации несколько меньше. Где гарантия, что пришедшие на смену руководители продолжат реализацию проекта, а не сочтут более целесообразным направить и без того ограниченные средства на что-нибудь иное. С.В.Ширшов: Проект не является окончательным, цифры в его структуре могут меняться в зависимости от обстоятельств. Конкретный же перечень мероприятий формирует сроком на год ответственная группа.
Г.В.Зазулин: Реализация таких сложных проектов должна предусматривать координацию между всеми исполнителями программы. Как вы ее осуществляете? С.В.Ширшов: Конечно, без координации не обошлось. Например, два раза в год все общественные организации (в лице своих представителей, конечно), приглашаются на открытый совет, где непосредственно участвуют в работе над проектом. Той же цели координации служат и реализуемые у нас медиа-проекты. Третьим моментом должно стать обучение участников программы. А то сегодня нет даже общего понимания вопросов наркополитики, по-разному толкуются термины. В частности, нет единой позиции по вопросу о муниципальном гранте для общественных организаций. Так что нам есть еще над чем работать в организационном плане.
Завершил дискуссию по докладу представителя Екатеринбурга Г.В.Зазулин, сказавший несколько слов в дополнение к докладу. С точки зрения Георгия Васильевича, если нет средств у муниципального образования, то нечего и проекты разрабатывать и принимать. Это напрасная трата сил. Что касается федеральных программ, то там эти вопросы должны быть учтены и предусмотрены. В частности, в программах следует предусмотреть и особенности предоставления отчетов о проделанной работе. Не секрет, что иногда в проекты, выдвигаемые на гранты, включают и такие работы, которые входят в перечень служебных обязанностей конкретных должностей, то есть человек получает за эти действия заработную плату. Нельзя смешивать должностные обязанности и работу по гранту, государство не настолько богато, чтобы платить дважды. Назвал он очень важным и то, чем занимаются участники этого и подобных ему семинаров: ни одна крупица российского опыта не должна быть утрачена. Особенно сейчас, когда на фоне тяжелой наркоситуации поднимают свои голоса сторонники легализации наркопотребления и пересмотра государственной наркополитики. © Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков |