Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
спецвыпуск (3717), 14 декабря 2005 года
новый опыт

Эксперты
тоже учатся...

Итоги семинара,
посвященного методике проектного планирования LFA

  14-15 сентября в конференц-зале отеля «Достоевский» (С-Петербург), состоялись учебные курсы по методу проектного планирования LFA. Группу обучающихся составили лидеры в области антинаркотической политики из российских городов -ECAD: Великого Новгорода, Екатеринбурга, Кандалакши (Мурманская область), Перми, Ступино (Московская область) и Санкт-Петербурга. Обучение проводила Кари Ортенгрен (Kari Ortengren), консультант шведского агентства международного развития и сотрудничества Sida. В качестве тренинга участники объединились в три «проектные группы» и попытались применить этот метод к сфере антинаркотической политики. Вначале ключевая проблема для разработки проекта была сформулирована очень широко - «Неготовность общества к противостоянию наркоэпидемии». После выполнения 4-х ступеней, проблема была конкретизирована - «Как улучшить российско-шведское сотрудничество в сфере антинаркотической политики», а «проектные группы» объедены в одну. Что из этого получилось мы публикуем ниже. Слайд-доклад выступления Кари Ортенгрен (Kari Ortengren) опубликован в разделе «Подготовка кадров - Образовательные программы» сайта www.ecad.ru .

Целями семинара по планированию проекта, проведенного в Санкт-Петербурге 14-15 сентября 2005 года, являлось обучение методике проектного планирования, а также составление действительно релевантного, осуществимого и устойчивого предложения по проекту, нацеленному на повышение готовности российского общества к борьбе против распространения наркотиков.

Занятие с экспертами ведет Кари Эртенгрен, специалист по методике LFA.

Занятие с экспертами ведет Кари Эртенгрен, специалист по методике LFA.

На семинаре был дан хороший обзор существующих проблем, связанных с наркотиками. Были представлены предложения по решению этих проблем и обозначены сферы, которые должен затронуть будущий проект. К участию в семинаре была приглашена группа из 11 представителей заинтересованных структур, специалистов по борьбе с наркотиками из Северо- Западного и Уральского регионов. В качестве метода планирования на семинаре применялся пользующийся международным признанием метод логического структурированного (рамочного) подхода (the Logical Framework Approach, LFA).

Распространение наркомании в России приобрело масштабы от очень серьезных до катастрофических. В некоторых регионах есть школы, где половина учащихся являются наркопотребителями. По официальным данным в прошлом году около 70.000 человек умерли или погибли по причинам, так или иначе связанным с наркотиками. Следом за наркотиками почти по всей стране стремительно распространилась ВИЧ-инфекция. В отличие от большинства западных стран основную группу ВИЧ-инфицированных составляют внутривенные наркоманы.

Из наркотиков наиболее распространены препараты конопли, но в некоторых городах доминирует героин. Бoльшая его часть попадает в Россию контрабандным путем через Таджикистан. Многие наркоторговцы происходят из стран Кавказского региона.

Имеет место большой дефицит хороших мест для лечения наркоманов. Появляется все больше и больше лиц и организаций, желающих заниматься проблемой наркомании, но многие из них не являются серьезными. Целый ряд частных предпринимателей предлагает дорогостоящие курсы исцеления для наркоманов, являющихся детьми состоятельных родителей. Места в государственных лечебницах должны в принципе быть бесплатными, но в действительности стoят пациентам больших денег. Потребность в местах для реабилитации во много раз превосходит их количество.

Многие органы местной власти осознали важность профилактической работы в борьбе против наркотиков, однако уровень знаний о том, что такое профилактика вообще и что такое хорошая профилактика в частности, сильно варьирует.

Низкий уровень оплаты труда работников государственного сектора осложняет задачу поддержания достаточно высокой мотивированности в проведении запланированной профилактической работы в системе образования, включая школу, и в других важных областях.

Большое количество наркоманов оказывает влияние на многие сферы жизни. Согласно расчетам, в одном только Санкт-Петербурге имеется порядка 150.000 внутривенных наркоманов. Многие женщины-наркоманки видят единственный путь обеспечения своих потребностей в проституции. Во многих сферах растет преступность. Наркопреступность в целом порождает криминальные сети, составляющие угрозу демократии. Наркоторговля является также основным источником, подпитывающим террористические структуры, представляющие собой вторую по опасности угрозу для российского общества.

Г.В.Зазулин делает сообщение о результатах работы проектной группы.

Г.В.Зазулин делает сообщение о результатах работы проектной группы.

В группе из 15 участников семинара (контрагентов) были представители Управления ФСКН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (прежнее сокращенного название этого органа — Госнаркоконтроль), Центра реабилитации для подростков «Гармония» (Мурманск), советник Главы МО из г.Ступино Московской области, соискатель кафедры конфликтологии СПбГУ, представители межведомственных комиссий Администраций Перми и Екатеринбурга, Аналитического центра (Санкт-Петербург), Северо-Западного центра экспертизы и мониторинга Министерства здравоохранения России, а также исполнительный директор ECAD в России с ассистентом. Кроме того, со шведской стороны участие принимали руководитель проекта от Швеции Томас Халлберг, эксперт по вопросам борьбы с наркотиками Йонас Хартелиус и специалист по методике LFA Кари Эртенгрен.

Анализ ситуации

После введения и рассмотрения теоретической части метода LFA участники семинара провели анализ ситуации/проблем, посвященный причинам и следствиям недостаточной готовности противодействовать распространению наркотиков в России.

Было решено, что главной проблемой, т.е. отправной точкой данной фазы проекта, причиной осуществления данной части проекта, является НЕГОТОВНОСТЬ ОБЩЕСТВА К ПРОТИВОСТОЯНИЮ НАРКОЭПИДЕМИИ В РОССИИ.

Это стало отправной точкой для обоснования необходимости осуществления нового подпроекта. В результате анализа участниками семинара причин возникновения главной проблемы выяснилось, что эти причины можно разделить на пять тем/кластеров:

1. Организация / структура

2. Законодательство / интересы государства / политика

3. Воля и возможности индивида / предпосылки

4. Ценности / традиции

5. Международные влияния / внешнее воздействие

Далее следуют пояснения к каждому из вышеозначенных кластеров, т.е. причинам недостаточной готовности противстоять наркоэпидемии. Проблемы взаимосвязаны, т.е. оказывают воздействие друг на друга. Перечень проблем следует читать снизу вверх. Расположенные ниже ведут к возникновению стоящих выше.

Проблемы

1. ОРГАНИЗАЦИЯ/СТРУКТУРА (Группа 1)

Первая из проблем, описанных в рамках этой группы, была обозначена как «Слабость институтов общества». Причинами этого, в частности, являются:

  • Разрозненные действия государственных структур, общественности и специалистов в борьбе против наркотиков
  • Нескоординированность проводимых мероприятий
  • Неэффективное использование финансовых ресурсов
  • Отсутствие обученных кадров с единым понятийным аппаратом (о наркотиках)
  • Отсутствие воли и механизмов взаимодействия в нормативной базе
  • Несовершенство структуры
  • Неготовность мобилизовать имеющиеся ресурсы
  • Межведомственные барьеры

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО/ПОЛИТИКА (Группа 2)

Здесь перечислены причины недостатков системы, имеющие отношение к законам и политике, антинаркотическому законодательству. Причины этой группы влияют на группу 1 (организация), группу 3 (воля и возможности индивида) и группу 4 (система ценностей в обществе).

  • Незаинтересованность государства в развитии общественных институтов и совершенствовании законодательства по причине того, что
  • Общество не готово взять на себя ответственность
  • Минимальная мотивация к действиям у политиков
  • Проиграна борьба с алкоголизмом – общество/граждане признали поражение
  • Менталитет: терпимое отношение к аддиктивным зависимостям
  • Отсутствие знаний среди российских политиков о законах возникновения и распространения наркоэпидемий

3. ВОЛЯ / УСЛОВИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИНДИВИДА (Группа 3)

  • Неготовность индивида к ответственности за борьбу против наркотиков
  • Нет достаточных умений действовать
  • Отсутствие знаний об опасности наркотиков у населения
  • Кризис семьи
  • Увеличивающийся разрыв между поколениями
  • Молодежная мода / общая тенденция к либерализации во всем
  • Отсутствие информационной антинаркотической кампании в СМИ
  • Недостаточно развитые традиции гражданского общества, слабые общественные организации

4. ТРАДИЦИИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ (Группа 4)

  • Очень мало индивидов, понимающих общественную опасность наркотиков
  • Отсутствие знаний у населения
  • Криминализация общественного сознания / общество раздвигает границы дозволенного и не расценивает хранение и продажу наркотиков как криминальное деяние
  • Размытость ценностных ориентиров
  • Дефицит специалистов по вопросам наркотиков
  • Достаточно сильны представления «мы – лучшие» (особенно среди более старших), нежелание проводить изменения вопреки изменениям в обществе
  • Автономность государства относительно общества / индивида

5. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВЛИЯНИЕ И ВНЕШНЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ (Группа 5)

  • Глобализация, космополитизм, влияние Запада
  • Сильные тенденции гедонизма в молодежной среде
  • СМИ-агрессия
  • Лоббирование интересов наркомафии, влияние на политиков
  • Проигранная наркоструктурам «информационная война»

Кроме причин главной проблемы – «Неготовность противостоять наркоэпидемии в России» – участники семинара проанализировали также ее последствия для общества, т.е. то, что произойдет, если не будут приняты достаточные меры для снижения частоты рецидивов, иными словами, если не будут обеспечены позитивные изменения ситуации.

На семинаре были выделены следующие возможные эффекты (последствия):

  • Деградация общества / гибель государства
  • Угроза национальной безопасности
  • Снижение мобилизационных ресурсов
  • Снижение экономической мощи государства
  • Снижение уровня безопасности жизнедеятельности в обществе
  • Потеря властью контроля над наркоситуацией в обществе
  • Рост преступности
  • Рост бедности / «социальных случаев»
  • Рост смертности
  • Большие группы населения оставляются на волю судьбы / асоциализируются
  • Снижение уровня жизни
  • Ухудшение психосоциальной ситуации для молодежи из малообеспеченных семей
  • Снижение качества помощи нуждающимся
  • Население «тупеет», превращаясь в людей, неспособных действовать рационально
  • Вид Homo sapiens исчезает, сменяясь видом Нomo narсotiсus
  • Рост количества наркоманов

Комментарии к анализу проблем: Анализ ситуации/проблем закладывает основание для будущего плана проекта. Благодаря тому, что анализ ситуации на семинаре совместно проводится группой специалистов/контрагентов, получена релевантная картина того, какие проблемные области должны быть охвачены работой будущей проектной группы для обеспечения устойчивых/перспективных решений.

А.П.Скрипков сообщает о результатах работы проектной
группы

А.П.Скрипков сообщает о результатах работы проектной группы

Причины главной проблемы – это те проблемы, с которыми должна работать проектная группа, чтобы достичь цели проекта, в данном случае – «Повышение готовности общества противостоять наркоэпидемии в России».

Последствия (эффекты) – это проблемы, являющиеся непосредственными аргументами в пользу того, почему необходимо решить главную проблему. В этом случае последствия являются сильными аргументами в диалоге с ответственными лицами с целью убедить их, что эту важную проблему следует решить как можно скорее.

Большинство проблем, выделенных в ходе анализа, взаимосвязаны и влияют друг на друга, что вполне обычно для общественных проблем такого ранга. Пять кластеров/групп составляют важные предметные области, на которые следует направить работу в рамках будущего проекта. Все они являются крупными и важными вопросами, которые следует решить, чтобы в перспективе добиться устойчивых решений/улучшений в области борьбы против наркотиков, тем самым обеспечив устойчивое «излечение» общества от наркоэпидемии.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМУЛИРОВКЕ ЦЕЛЕЙ И ПЛАНУ МЕРОПРИЯТИЙ

После того как участники семинара провели анализ проблем, началась групповая работа по формулированию целей и планированию мероприятий. Участники семинара дали письменные предложения по целям и мероприятиям, позицию по которым позднее определит проектная группа – какие из них будут включены в будущие проекты ECAD, а какие будут осуществляться на месте в России на федеральном или региональном уровне. Все предложения одинаково важно осуществить для достижения цели проекта, но некоторые могут проводиться на месте без помощи извне. Предложения, которые – с точки зрения участников семинара – следует включить в будущий проект, выделены ниже. Ряд мероприятий нуждаются, по мнению заинтересованных сторон, в поддержке Швеции и ECAD, т.е. должны быть включены в новую фазу проекта.

Структура предложений та же, что и при анализе проблем, т.е. они разбиты на пять кластеров/групп/предметных областей.

1. Организация / структура

2. Законодательство / интересы государства / политика

3. Воля и возможности индивида / предпосылки

4. Ценности / традиции

5. Международные влияния / внешнее воздействие

 

Решения по этим пяти кластерам были скомпонованы в ходе групповой работы (см. ниже). Для достижения цели проекта «Повышение возможностей борьбы против распространения наркотиков в России» участники семинара предложили следующие результаты (промежуточные цели) и мероприятия/решения:

Результаты

Группа 1. ОРГАНИЗАЦИЯ / СТРУКТУРА / КООРДИНАЦИЯ

Результат 1. Усиление общественных институтов в целях борьбы с распространением наркотиков

Мероприятия, предложенные участниками семинара:

1.1. Развитие системы проведения конкурсов социальных проектов в сфере борьбы с наркотиками и обеспечить распространение результатов

1.2. Организация фонда по привлечению средств бизнес-сообщества («фандрайзинг»)

1.3. Популяризировать/распространять позитивные результаты работы, учиться у других

Результат 2. Координация деятельности по борьбе с наркотиками из единого центра

Мероприятия:

2.1. Создание единого координирующего органа по борьбе с наркотиками в России

2.2. Наделение этого органа полномочиями по координации на федеральном уровне

2.3. Обеспечение этого органа соответствующими ресурсами (бюджет и кадры)

Результат 3. Увеличение финансирования из государственного бюджета

Предлагаемые мероприятия:

3.1. Развитие системы программно-целевого финансирования

3.2. Финансирование мероприятий программ в 100%-ном объеме

Результат 4. Межведомственный обмен уполномоченными представителями/специалистами в сфере борьбы с наркотиками в России

Мероприятия:

4.1. Создание в каждом органе системы уполномоченых сотрудников по связям с другими органами власти и управления

Результат 5. Создание в России государственной системы обучения и научной работы в сфере борьбы с наркотиками

Мероприятия:

5.1. Введение соответствующей государственной специализации

5.2. Создание соответствующих учебных заведений и исследовательских институтов

 

Группы 2 и 4. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПОЛИТИКА / ЦЕННОСТИ

Результат 6. Разработка единой терминологии / единого понятийного аппарата в сфере борьбы с наркотиками

Мероприятия:

6.1. Экспертиза опыта конфликтологов в разработке единого понятийного аппарата

6.2. Проведение конференций с участием специалистов

6.3. Издание сборников материалов/словарей/терминологических справочников

Результат 7. Программа «ликбеза» для политиков в сфере борьбы с наркотиками

Мероприятия:

7.1. Включение раздела о наркотиках в учебник государственного муниципального управления

7.2. Раздел в политических СМИ

7.3. Подготовка экспертных заключений для политических партий/функции советников

7.4. Организация визитов политиков в спецучреждения

Результат 8. Формирование четкой государственной антинаркотической политики

Мероприятия:

8.1. Формирование проекта новой концепции государственной антинаркотической политики

8.2. Разработка и принятие комплекса законов, регламентирующих антинаркотическую деятельность

8.3. Разработка проекта закона РФ, определяющего полномочия и ответственность различных ветвей и уровней власти в антинаркотической деятельности

Результат 9. Создание структур по борьбе с наркотиками во всех органах власти

Мероприятия:

9.1. Распространение опыта уже организованных структур (конференции, статьи, сайты)

Результат 10. Введение государственных стандартов подготовки кадров для антинаркотической работы

Мероприятия:

10.1. Разработка образовательных стандартов для специалистов разных уровней, работающих с индивидами, проблемами, структурами

Результат 11. Введение четкого и неотвратимого наказания за потребление наркотиков

Мероприятия:

11.1. Открытые письма в органы прокуратуры разных уровней о недостатке надзора

11.2. Пропаганда, распространение международного опыта (сопоставление результатов схем, предусматривающих неизбежное наказание, и попыток либерализации)

Результат 12. Снижение доли населения, участвующего в потреблении наркотиков

Мероприятия:

12.1. Разъяснение значения раннего выявления и диагностики

12.2. Проект закона о раннем выявлении и вмешательстве

Результат 13. Заинтересованность государства в развитии общественных организаций

Мероприятия:

13.1. Вовлечение новых мэров в ECAD, информирование о деятельности этой и других общественных организаций в борьбе против наркоэпидемии

13.2. Информирование об уставной деятельности, распространение опыта управления работой общественных организаций

Группы 3 и 5. ВОЛЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИНДИВИДА и МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЛИЯНИЯ

Результат 14. Активное участие молодежи в антинаркотической работе

Мероприятия:

14.1. Диалог молодежи с властью через участие в «круглых столах», в работе МВК, в работе информационного портала в Интернете

14.2. Создание молодежного консультативного совета (молодежного парламента) на региональном уровне

14.3. Анализ молодежным парламентом нормативно-законодательной базы и подготовка местных законодательных актов

Результат 15. Преодоление кризиса семьи

Мероприятия:

15.1. Создание информационного портала по вопросам наркотиков с открытым доступом

15.2. Создание партнерских объединений, оказание поддержки семьям в сложной социальной ситуации

Результат 16. Сокращение разрыва между поколениями

Мероприятия:

16.1. Проведение совместных культурно- и спортивномассовых мероприятий для молодежи и старших поколений

16.2. Развитие клубного движения

16.3. Знакомство с международным опытом

Результат 17. Улучшение условий совместной социально-активной жизнедеятельности

Мероприятия:

17.1. Подготовка программ и кадров для реализации антинаркотического образования, ориентированного на здоровую семью

17.2. Организация волонтерского движения

17.3. Введение начального антинаркотического образования в школах и на рабочих местах

17.4. Создание социального бюро как органа управления социальной политикой а антинаркотической сфере; борьба с наркотиками в масштабах федерации должна выстраиваться снизу вверх (задачей является анализ и оценка наркоситуации на уровне территории и доведение информации до органов власти)

В работе по методу LFA принято различать три уровня целей:

1) Общие (перспективные) цели

2) Цели проекта

3) Результаты (промежуточные цели)

Все эти цели взаимосвязаны. Результаты ведут к достижению целей проекта, которые, в свою очередь, влияют на общие цели. Предложенные участниками семинара результаты (промежуточные цели) уже были представлены выше в разделе «Предложения по формулировке целей и мероприятий». Предложено определить общие цели и цель проекта следующим образом:

Предполагаемую цель проекта можно было бы сформулировать следующим образом:УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОКРАЩЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАРКОТИКОВ В РОССИИ.

Цель проекта, возможно, будет скорректирована в окончательном варианте плана проекта. В конечном счете проектная группа формулирует цель проекта, результаты и общие цели.

У участников семинара не было времени на обсуждение индикаторов, показателей степени достижения как цели проекта, так и отдельных результатов. Эта работа возлагается на проектную группу.

В ходе семинара были предложены некоторые общие цели проекта:

  • Повышение безопасности жизнедеятельности
  • Снижение преступности
  • Снижение бедности / «социальных случаев»
  • Сокращение числа групп населения, оставляемых на волю судьбы / асоциализируемых
  • Повышение уровня жизни
  • Улучшение психосоциальной ситуации для молодежи из малообеспеченных семей
  • Повышение качества помощи нуждающимся
  • Более эффективное использование бюджетных средств / снижение расходов на лечение и реабилитацию наркоманов
  • Сокращение количества наркоманов
  • Сокращение потребления наркотиков в России

Общие цели связаны с эффектами (последствиями), перечисленными выше в разделе «Анализ ситуации». Эти цели являются перспективными, достигаемыми в течение нескольких лет вследствие как осуществления данного конкретного проекта, так и иных преобразований/проектов, проводимых в обществе. Общие цели являются аргументами в пользу того, почему данный проект важен для общества.

На завершающей стадии семинара его участники провели краткий анализ рисков, определяя, какие существуют риски возможного недостижения поставленных целей проекта и результатов (промежуточных целей). По причине дефицита времени, однако, группа не успела составить планы управления этими рисками, найти решения, позволяющие устранить эти риски.

Проведенный анализ рисков будет принят во внимание в окончательном варианте плана проекта. Проектная группа продолжит работу по анализу рисков и составлению плана управления рисками.

В ходе семинара были названы следующие риски, способные повлиять на результаты проекта:

Риск 1: Политики и администраторы игнорируют предлагаемые советы специалистов

Методы управления риском 1: Интенсифицировать информацию, разработать информационные стратегии для разных целевых групп, планы доведения информации до получателей

Риск 2: Дефицит информации у представителей разных ветвей власти

Методы управления риском 2: Приглашение политиков к участию в конференциях, создание системы поощрений (напр., почетный диплом ECAD мэру и администрации города, всерьез занимающимся антинаркотической работой)

Риск 3: Победа нарколобби, выступающего за либерализацию антинаркотической политики

Методы управления риском 3: Обучение, приведение в качестве контраргументов результатов международных исследований, подбор статистических данных, свидетельствующих против либерализации, распространение информации среди общественности, поддержка деятельности Госнаркоконтроля (ФСКН) и помощь в подборе контраргументов

Риск 4: Отсутствие интереса к получению информации

Методы управления риском 4: Подбор мотивированных сотрудников, способных формировать интерес, приглашение на встречи соответствующих лиц/экспертов, занимающихся антинаркотической работой и способных дать квалифицированные ответы на вопросы

Существуют и прочие риски, которые могут проявиться позднее. Важно, чтобы проектная группа составила план управления рисками с целью обеспечить устойчивость результатов/целей проекта.

Еще один аспект проблемы — контрагенты – это стороны, воздействующие на будущий процесс преобразований/проект либо подвергающиеся его воздействию, различные действующие лица в актуальной сфере.

Анализ контрагентов в преддверии данного проекта был проведен путем приглашения к участию в семинаре. Все приглашенные являются специалистами/заинтересованными лицами в сфере антинаркотической работы. Разумеется, существуют и другие контрагенты в этой области: важной целевой группой являются наркозависимые. А также:

1. Комитеты по делам молодежи, как на региональном и федеральном уровне, так и в районах городов

2. Комитеты по образованию

3. Лечебные учреждения и комитеты по здравоохранению

4. Комитеты по социальной защите

5. Органы внутренних дел

6. ГУ ФСИН, Федеральная служба и Колпино (колония для несовершеннолетних)

7. Органы опекунства, муниципальные власти

8. Спортивные клубы

9. Общественные организации

10. Средства массовой информации

11. Прокуратура, судебные органы

12. Структура Уполномоченного по правам ребенка и многие другие.

Мероприятия (по темам проекта)

Обобщая сказанное, можно сказать, что участники семинара сочли важным включить в будущий план проекта нижеследующие мероприятия. (В тексте выше они выделены жирным курсивом.)

Прочие мероприятия, предложенные группой, относятся к внутренним локальным процессам, не требующим участия консультантов извне. Залогом успеха проекта и повышения готовности общества к борьбе с распространением наркотиков в России является осуществление многих из этих мероприятий локального характера.

Группа 1. ОРГАНИЗАЦИЯ/СТРУКТУРА/КООРДИНАЦИЯ

Результат 1: Усиление общественных институтов в целях борьбы с распространением наркотиков

Мероприятия, которые предлагается включить в проект:

1.3. Популяризировать/распространять позитивные результаты работы, учиться у других

 

Группы 2 и 4. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО/ПОЛИТИКА/ЦЕННОСТИ

Результат 6: Разработка единой терминологии / единого понятийного аппарата в сфере борьбы с наркотиками

Мероприятия:

6.1. Экспертиза опыта конфликтологов в разработке единого понятийного аппарата

6.2. Проведение конференций с участием специалистов в методологии

6.3. Издание сборников материалов/словарей/терминологических справочников

Результат 7: Программа «ликбеза» для политиков в сфере борьбы с наркотиками

Мероприятия:

7:3 Подготовка экспертных заключений для политических партий/функции советников

7:4 Организация визитов политиков в спецучреждения

Результат 9: Создание структур по борьбе с наркотиками во всех органах власти

Мероприятия:

9.1. Распространение опыта уже организованных структур (конференции, статьи, сайты)

Результат 11: Введение четкого и неотвратимого наказания за потребление наркотиков

Мероприятия:

11.2. Пропаганда, распространение международного опыта (сопоставление результатов схем, предусматривающих неизбежное наказание, и попыток либерализации)

Результат 13: Заинтересованность государства в развитии общественных организаций

Мероприятия:

13.1. Вовлечение новых мэров в ECAD, информирование о деятельности этой и других общественных организаций в борьбе против наркоэпидемии

Группа 3. ИНДИВИД, его воля и предпосылки избежать наркотизации

Российские участники семинара пришли к выводу, что в этой группе необходимо проводить мероприятия на национальном уровне, которые, по расчетам, не требуют поддержки извне, исключая разве что предложение по выпуску издания “Drugbox” на CD ROM. Кроме того, было высказано пожелание о размещении этого же материала в Интернете. Такая форма способствовала бы распространению информационного материала среди педагогов, родителей и подростков. Предложение вызвало дискуссию об опасности злоупотребления материалом со стороны подростков, у которых, благодаря большему объему знаний о наркотиках, может развиться повышенный интерес к ним.

Все наши эксперты получили такие сертификаты.

Все наши эксперты получили такие сертификаты.

Заключение

Семинар стал важным этапом процесса планирования новой фазы сотрудничества между EСАD и Санкт-Петербургская региональная общественная организация «Город прротив наркотиков» (CAD) в сфере борьбы с наркотиками.

Кроме того, что семинар заложил основу плана проекта, он дал также возможность контрагентам встретиться и обсудить проблемы общего характера в сфере антинаркотической работы и вопросы координации усилий, выработать общие взгляды. Координация работы через процесс участия в планировании является очень важным фактором для достижения устойчивых результатов в этой сфере.

С точки зрения участников семинара в связи с решением лишь части названных проблем в этих пяти областях потребуется помощь и поддержка со стороны EСАD.

Прежде чем появится окончательный план проекта, проектная группа должна изучить предложения, выдвинутые в ходе семинара, и оценить необходимость изменения существующего плана.

Затем проектной группе предстоит проработать следующие пункты:

1. Выработать окончательную формулировку целей (общие/перспективные цели, цели проекта, результаты/промежуточные цели)

2. Оформить окончательный план мероприятий в рамках проекта

3. Определить подходящие индикаторы, показатели степени достижения целей проекта и результатов/промежуточных целей

4. Составить план ресурсов (бюджет, персонал, временной график)

5. Рассмотреть и дополнить проведенные на семинаре анализ рисков и план управления рисками

Некоторые части проекта начнут осуществляться уже осенью 2005 года.  

По материалам Кари Эртенгрен
/Project Design AB /Швеция
Перевод Германа Иванова

Матрица проекта

ОБЩИЕ ЦЕЛИ

1. Повышение безопасности жизнедеятельности
2.Сокращение преступности
3. Снижение бедности / «социальных случаев»
4. Сокращение числа групп населения, оставляемых на волю судьбы / асоциализируемых
5. Улучшение психосоциальной ситуации для молодежи из малообеспеченных семей
8. Повышение качества помощи нуждающимся
9. Сокращение количества наркоманов
10.Сокращение потребления/распространения наркотиков в России
ИНДИКАТОРЫ (примеры)

1&2.Сокращение количества преступлений / жертв преступлений:
3.Сокращение бюджетных расходов на «социальные случаи»
9.Сокращение случаев наркозависимости
и т.д. и т.п.
ИСТОЧНИКИ ВЕРИФИКАЦИИ

1.Статистические данные регионов
2.Национальные счета регионов
3.Система социального страхования
4.Интервью с социальными работниками
9.Статистика Госнаркоконтроля
ПРЕДПОСЫЛКИ

1.Относительно стабильный экономический рост
2.Стабильное политическое развитие в Санкт-Петербурге и России
3.Политическая воля к преобразованиям
ЦЕЛИ ПРОЕКТА

Напр.:

Улучшение административных условий для антинаркотической работы в России
ИНДИКАТОРЫ

1.Улучшение системы координации борьбы с наркотиками
2.Единая система классификации наркотиков
3.Квалифицированный персонал в сфере антинаркотической работы
ИСТОЧНИКИ ВЕРИФИКАЦИИ

1.Интервью с заинтересованными структурами
2.Изучение структуры, которую планируется создать, и разрабатываемого учебного материала
3.Тестирование персонала
ПРЕДПОСЫЛКИ

1.Политическая воля преобразования системы повышения квалификации
2.Стремление официальных структур решить проблему распространения наркотиков
РЕЗУЛЬТАТЫ (примеры)

Проектная группа определит конечные результаты, на достижение которых будет работать проект. Некоторые примеры, предложенные на семинаре:
1.Улучшение координации антинаркотической работы в России
2.Повышение уровня знаний среди политиков и чиновников о действии наркотиков и средствах лечения
3.Повышение заинтересованности политиков в борьбе против наркотиков и т.д. и т.п.
ИНДИКАТОРЫ

Эти индикаторы будут позднее разработаны проектной группой после принятия решения по конечным результатам.
ИСТОЧНИКИ ВЕРИФИКАЦИИ

Источники верификации позднее определит проектная группа.
ПРЕДПОСЫЛКИ

1.Учреждения/стороны сотрудничают, следуя вновь созданным структурам взаимодействия
1, 2 и 3.Сокращается текучесть квалифицированных кадров/политиков. Персонал применяет новые знания, полученные в рамках проекта.
МЕРОПРИЯТИЯ

Перечень предложений по мероприятиям будущего проекта приведен в разделе 8 отчета. Однако решение по окончательному варианту плана проекта принимает проектная группа. Мероприятия следует пронумеровать, чтобы можно было увязать их с соответствующими результатами:
1:1
1:2
1:3
2:1
2:2
и т.д. и т.п.
РЕСУРСЫ

• Персонал
• Время
• Бюджет
  НЕПРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ

Необходимо узнать точку зрения и учитывать потребности целевой группы – наркозависимых.
Необходимо привлечь к осуществлению проекта соответствующие кадры, способные найти время и желание вести эту работу.

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков