Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 24-25 (3715-3716), 28 ноября 2005 года

Филфак ищет
таланты

Способные школьники проходят несколько этапов отбора и обучения — для того, чтобы к моменту поступления на филфак они уже ясно представляли, какой научной деятельностью будут заниматься, получив филологическое образование. Об этом нам рассказала Марина Валентиновна РУСАКОВА, доцент филологического факультета, председатель жюри городской олимпиады по русскому языку:

М.В.Русакова

М.В.Русакова

— Олимпиады по русскому языку проводят совместно филфак университета, Городской дворец творчества юных и Комитет по образованию администрации Санкт-Петербурга. Городские олимпиады мы проводим с 1992 года (всероссийские, кстати, начались позже года на три). Проводим в несколько этапов: школьный тур, районный, городской — и дальше Всероссийский, его уже не мы ведем. Участвуют школьники 6-11 классов, особенно активно — последние классы школы.

Олимпиады в школах проводят не везде, иногда учителя знают своих “знатоков-специалистов” и направляют их на районную олимпиаду, не устраивая специального отбора в школе. Победители районного тура идут на городскую олимпиаду...

— А победители городской — на Всероссийскую?

— Здесь путь сложнее. Победители городской олимпиады, 10-классники, приглашаются на занятия филологической школы. Там они готовятся к Всероссийской олимпиаде, но это не главное. Важнее то, что ребята за полтора года имеют возможность заняться... индивидуальной научной работой на филфаке СПбГУ. Они приступают к настоящим филологическим исследованиям под руководством научных руководителей — сотрудников филфака и Института языкознания РАН.

Если кто-то из детей приходит к нам со своей темой, то ему подбирают научного руководителя по теме. Но такое бывает редко. Чаще руководители предлагают ряд тем, а ребята выбирают из них. И таким образом, разрабатывая свою тему, каждый из них может проверить: хочет он в дальнейшем заниматься подобной научной работой или нет, и насколько сильна его мотивация. А также может реально выбрать, что ему больше нравится: разбирать текст на части и анализировать его, разговаривать с информантами и обобщать результаты полевых исследований, сравнивать данные, полученные из анализа различных языков и т.п.

Например, кто-то из них составляет словарь африканских языков — школьнику это уже по зубам. Причем, это не учебная работа, не игра, а нормальная полноценная словарная работа — такая же, какую выполняют и взрослые филологи. Или другой пример: школьница выбрала из “Евгения Онегина” определенные группы слов, у нее получилось семь групп. А затем стала тестировать петербуржцев: насколько они знают язык Пушкина? Оказывается, мы понимаем “Евгения Онегина” на 60-80%, а кто-то — и на 25%... Это уже говорит об уровне языковой культуры. Потом по результатам этого исследования можно сделать тест, исследующий словарный запас, например, абитуриента.

Есть еще одно важное отличие от школьных занятий, где ученик выучил какой-то кусок материала, сдал контрольную и благополучно забыл об этом. А в филологической школе он начинает длительное исследование, которое нужно спланировать, провести, проанализировать результаты, сделать выводы и двигаться дальше. Каждодневная кропотливая работа дает прекрасные возможности проверить его мотивацию, выявляет его качества исследователя.

— В филологическую школу попадают только победители городской олимпиады по русскому языку?

— Не только. Еще приглашаются победители городской олимпиады по английскому языку, победители олимпиады по лингвистике (она проводится у нас на филологическом факультете). И победители олимпиады по литературоведению для 10-классников. Всего собирается порядка 30 десятиклассников. Те из них, кто увлеченно занимается и не уходит (около 90%), те стабильно поступают на филфак и, став студентами, представляют лицо факультета. Они задают тон в учебе и общественной жизни филфака.

Это была идея декана С.И.Богданова — создать возможности, чтобы талантливые дети могли поступать на наш факультет. Хотя на занятиях филологической школы нет специальной подготовки к вступительным экзаменам. Когда я спросила Сергея Игоревича в самом начале, в чем он видит смысл существования филологической школы, он ответил, что ее идея в чем-то прямо противоположна малому филфаку, где абитуриентов планомерно готовят к сдаче вступительных экзаменов. У нас они сразу занимаются научной исследовательской работой.

А попутно участвуют в региональной олимпиаде по русскому языку (в 11 классе), во Всероссийских олимпиадах по русскому языку, по литературе, по иностранным языкам. А перед этим едут на недельные сборы в лагере “Зеркальный” во время весенних каникул, где радостно и увлеченно решают языковые задачки... Победы на олимпиадах тоже открывают перед школьниками заветную дверцу для поступления на факультет. Победителей Всероссийской олимпиады принимают в вузы вообще без экзаменов — по специальностям, соответствующим профилю олимпиады. А победителям региональной олимпиады их дипломы засчитывают в качестве высшей оценки соответствующего экзамена.

— Ученики каких школ чаще побеждают на языковых олимпиадах? Например, в олимпиадах по математике, физике, информатике есть явные лидеры — физматшколы 239, 30, ФТШ и, пожалуй, Академическая гимназия...

— У математиков проще потому, что у них идет явный отбор — и победителей олимпиад из обычных школ настойчиво приглашают в физико-математические лицеи. Среди гуманитарных школ такого отбора нет. Раньше, когда мы только-только начинали проводить олимпиады в городе, победителями становились учащиеся элитных школ. Например, 610-й классической гимназии, 27-й литературной и др. А в последние годы положение изменилось. Хороших школ стало гораздо больше, и выделить какие-то несколько школ уже невозможно.

Но можно отметить: среди победителей всегда есть несколько человек из известных физматшкол. Преподавание русскогоя зыка и литературы там традиционно поставлено хорошо. И такая широта способностей ребят нередка. Поэтому, бывает, звонишь родителям, чтобы пригласить школьника на Всероссийскую олимпиаду по русскому языку, а они отвечают, что он уже едет — но на олимпиаду по физике или биологии...

Еще радует то, что общее качество подготовки школьников в городе растет. Методисты в районах хорошо работают — и ребята, например, Красносельского или Калининского районов стабильно хорошо выступают на олимпиадах по русскому языку. В Калининском районе издали книжку, где собрали задания на олимпиадах прошлых лет, и распространили по школам — для подготовки.

— Какие разделы языкознания вы включаете в задания?

— Стараемся учесть все разделы науки о языке. Проверяем не только знания и сообразительность, но и общие характеристики — например, словарный запас или грамотность. Читают сегодня ребята, увы, мало. И абсолютно грамотных практически нет — даже среди победителей олимпиады. За все годы встретился всего один мальчик... Но обидно, что ребята делают ошибки не только в сложных словарных словах, но и элементарные ошибки на знание правил русского языка.

— Как можно оценить результаты работы филологической школы?

— Этой весной команда Санкт-Петербурга успешнее, чем в предыдущие годы, выступила на Всероссийской олимпиаде по русскому языку. Из Орла, где на этот раз проходила олимпиада, 6 участников привезли 4 диплома (два — первой степени и по одному — второй и третьей)... А главное, выпускники филологической школы повышают общий уровень студентов филфака. Многие, став аспирантами и даже студентами, не покидают круг энтузиастов — помогают нам вести занятия со школьниками. Они добиваются успехов в выбранной сфере исследований. Например, Наташа Заика когда-то была победителем городской олимпиады по русскому языку, теперь она — аспирантка второго курса. Занимается математической лингвистикой, работает в Институте языкознания РАН. Недавно Наташа получила международную стипендию за литературоведческую работу по исследованию баскского языка.  

Вопросы задавал   Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков