Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 24-25 (3715-3716), 28 ноября 2005 года
новое в учебном процессе

Ролевые игры
в «большой»экономике

Вячеслав Михайлович ШАВШУКОВ, доктор экономических наук, профессор – изменил стандартный процесс обучения для первокурсников на факультете международных отношений по курсу «Экономика». Сторонник углубленного изучения предметов, Вячеслав Михайлович в течение трех суббот проводил экономическую деловую игру в качестве семинара. Он считает, что одной лекции в неделю явно недостаточно, и практические знания необходимо получать во время живого общения и обсуждения тем в малых группах – «временных творческих коллективах». Появляется активность учебного процесса.

В.М.Шавшуков и его «деловые» студенты. В.М.Шавшуков и его «деловые» студенты.

В.М.Шавшуков и его «деловые» студенты.

Весь первый курс факультета поделили на 10 команд, которые представляли 8 экономических школ. Задача игры заключалась в следующем: на основе концепций школ (меркантилизм, физиократы, классики, марксизм, неоклассики, кейнсианство, монетаризм, институционализм) предложить рекомендации российскому правительству по изменению его экономической политики и, исходя из этого, дать прогноз экономического роста, качества жизни и места России в мировой экономике.

…И вот выходит очередная команда, четыре человека. Почти все заметно волнуются, в первый раз выступают перед большой аудиторией, а тем более перед всем своим курсом. Нужно не только достойно рассказать о школе, характерных ее свойствах, но так же ответить на вопросы Вячеслава Михайловича и ребят – тем самым заработать баллы для зачета и к тому же выглядеть авторитетно в глазах однокурсников. Четверка выступающих бойко читает подготовленные тексты, однако на вопросы отвечает нерешительно. В предыдущую субботу другие команды выходили под музыку и разыгрывали сценки. Вячеслав Михайлович меряет шагами зал, не убирая взгляда с выступающих. Ребята ловят на себе этот внимательный взгляд и, видимо, слегка смущаются.

Наконец завершена презентация команд. В качестве итога игры Вячеслав Михайлович предложил следующее задание – на основе проведенных презентаций обсудить в командах и решить, какая из экономических школ наиболее приемлема для нашей страны.

Путем голосования выбрали институционализм.

Заканчивая игру, Вячеслав Михайлович отметил, что если ребята недовольны качеством жизни в своей стране, если темпы роста экономики недостаточны, если место России в мировой экономике далеко не самое высокое, значит, у первокурсников факультета международных отношений есть возможность искать альтернативу и предлагать свои версии, пока хотя бы во время экономических игр.

По мнению Вячеслава Михайловича, игра помогает развить здоровую конкуренцию, где побеждает интеллект. «После семинаров такого рода появляется градация студентов – кто молодец, а кто серой мышкой просидел всю игру».

А вот мнения студентов, которые были названы, как лучшие выступающие.

Олег Федоров: «Задумка такой деловой игры принадлежит нашему преподавателю по экономике. И действительно такие занятия очень полезны и продуктивны. Я считаю, что такая тренировка мозгов нужна не только по экономике, но и по ряду других предметов, по которым у нас, к сожалению, семинарские занятия не предусмотрены. А вообще игра открыла перспективы дальнейшего развития России для рядовых студентов первого курса факультета международных отношений. То есть мы, будучи международниками, порой не задумываемся об экономическом положении страны, на благо которой мы собираемся работать. И эта игра помогла выявить все те проблемы, которые существуют у нас, она позволила познакомиться с рядом источников, и самое главное – она позволила каждому искать пути решения проблем в российской экономике через призму своей экономической школы. И в целом, мне кажется, что после этих занятий у нас сложилась комплексная картина тех мер, которые мы можем принять для процветания нашей страны. Я надеюсь, что Россия когда-нибудь станет локомотивом мирового капитализма, и я уверен в светлом будущем нашей страны».

Аня Журба: «Часто университет обвиняют в слишком теоретических знаниях, которые мы не умеем применять на практике. Но такие экономические игры как раз дают нам возможность придумывать реформы собственного правительства, и примерить себя к этой роли. А как известно, роль политиков – это одна из тех ролей, которые применяют к выпускнику факультета международных отношений».

Ирина Латфулина: «Большой плюс таких занятий – это то, что мы не просто сходили в библиотеку, открыли книги, прочитали статьи, получили много информации, мы сами поработали, как говорится, своими мозгами. Попытались осмыслить, переработать информацию – это вообще здорово, как мне кажется».

Стас Ладшевский: «Это была супер-конференция, ролевая игра, в первую очередь не потому, что мы узнали что-то новое в экономике, а потому что это было важно для развития наших лидерских качеств. В будущем мы станем специалистами, которые будут высказывать свою точку зрения, защищать ее, задавать вопросы, критиковать мнения других.

— Ты можешь назвать себя лидером?

— Да.

— Сложно было выступать?

— Очень, присутствовало волнение. Трудно было отвечать на вопросы, нужно быстро сформулировать у себя в голове грамотный ответ. И прослушав следующую презентацию, задать неглупый вопрос команде соперников».

Юлия Желещникова: «Очень интересная деловая игра. И нам, как будущим политикам, полезно участие в дебатах, выступать перед аудиторией, высказывать свою позицию и аргументированно ее отстаивать. А также мы должны знать страну, в которой живем. И несмотря на то что мы представляли разные школы, мы погрузились в мир современности и поняли, какие у нас слабые и сильные места. И я надеюсь, что такие деловые игры будут продолжаться. Я хотела добавить, что у нас будет публикация наших работ, а именно, мы надеемся издать целый сборник, посвященный различным школам и этапам реформирования российской экономики в будущем».

Плюсы таких деловых игр очевидны – ребята тянутся к преподавателю, хотят больше узнать, и на данном этапе очень важно развивать в них это стремление к знаниям, давать возможность проявлять свои личные качества. К тому же студенты первого курса учатся вместе всего несколько месяцев, и проведение подобных ролевых игр помогает или сплотить коллектив и лучше узнать друг друга.  

Наталья Сухова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков