Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 24-25 (3715-3716), 28 ноября 2005 года

Костюм
как предсказание

Двенадцатый раз прошла в Санкт-Петербурге неделя pret-a-porter и pret-a-porter de luxe «Дефиле на Неве», созданная ее бессменным вдохновителем и президентом Ириной Ашкинадзе. В этот раз действие происходило в непосредственной близости от филологического факультета, в Манеже Кадетского корпуса. На таком масштабном мероприятии, где представляют свои коллекции и ведущие дизайнеры костюма, и начинающие, гости из ближнего и дальнего зарубежья, можно было составить представление не только о модных тенденциях, но и о том, как эти тенденции пульсируют в творчестве разных авторов. Именно в такой ситуации легче от созерцания регланов и кроя по косой перейти к восприятию смыслов образов, а значит, к восприятию предсказаний того, что с нами со всеми произойдет в обозримом будущем (не только на уровне одежды).

Культура костюма у нас еще только начинает складываться. Самое распространенное непонимание подиумных коллекций состоит в том, что человек прикидывает, сможет ли он это носить или нет? Но верное видение костюма – это не только фасон, силуэт и так далее... а образ, который заключает в себе смысл. Умея его «считывать» даже интуитивно, начинаешь вступать в визуальный диалог с тем, что происходит сегодня в мире, видоизменяя свой облик, при этом совсем не обязательно буквально следуя формам увиденного. Костюм, в отличие от всех остальных видов дизайна, непосредственнее всего приближается к человеку (его в прямом смысле «носителю»), а значит, здесь прогнозы психологически тоньше и вернее.

Что же «наворожили» в этом сезоне
на питерских берегах

Именно ворожбой занимается известный дизайнер Лилия Киселенко. Попурри языческих горловых песнопений в стиле Бьорк сопровождает ее колдунью, которой на сей раз не так просто преодолеть свои горести. Для того чтобы быть самой прекрасной сегодня, она цепляет на голову капороподобные венки из черных роз, отказывается от свободно летящих силуэтов, заковывая себя в словно бы не по ней сшитые жакеты и пальто – праздник через силу, «завив горе веревочкой» или распустив его лентами головных уборов – такое заклятие, перешедшее в разнос, в закликухи.

Александра Киаби, верная душой своему средневековью, застегнула на множество пуговок камзолы ли, юбки ли, туфли-сапоги ли. Ее героиня мужественно готова отстаивать собственную женственность и собственные иллюзии. Кружева украшают двухслойные юбки, выбиваются из-под пиджаков. Она тоже знает цену страданию, и коричневая гамма не траурно, но сдержанно повествует о красоте в неприспособленном для нее мире.

Совсем молодые дизайнеры модного дома «Пиросмани» Женя Малышева и Юля Романова вовсе существуют в параллельном идеальном пространстве, их создания полны медитативной грусти: они не наступательно агрессивны – просто им не до прихорашиваний – надо успеть, добежать, сталкиваясь с кем-нибудь встречным (как всегда, точный режиссерский ход Сергея Луковского). Прекрасность их бархатно-пастельных, вечно распахнутых одеяний возможна именно на наших сутулых фигурах и идет к замученно-напряженным лицам.

Если вдуматься в нынешние прогнозы тех, кто одевает наше тело (а значит, и душу), то нельзя не вздрогнуть, разглядев, к примеру, в элегантно-утонченной черно-белой коллекции Дарьи Разумихиной (Москва), в декоративном икате (узбекском традиционном орнаменте) одной из моделей случайно-незаметно сложившиеся кладбищенские кресты, прозвучавшие так просто от комбинаторики орнаментальных модулей, как в игре «Тетрис».

Но тем и хорош дизайн, что автоматически вместе с проблемой предлагает путь ее преодоления. Чтобы утопленницы-русалки не являлись вам безлунными ночами, Елена Тихонова (модный дом Princess and Frogs) нанесла их образ, как оберег или татуировку-макияж, на лицо современницы, у которой теперь уже и омут позади. А остатки тины – перламутрового грима на умытых щеках и юбки ли – платья болотной гаммы болотного мегаполиса с каким-нибудь да отстающим лоскутом-хвостом так непритязательно чудесны, что подобной несчастницей уже и не страшно быть.

И в завершение «нагнетания страстей» от моды – оптимистические реплики этого дефиле. Коллекция Аси Когель и Нади Орловой – летняя, сарафанчики и комбинезончики украшены аппликацией – яблоками, грушами. Этакий детский сад, подростковая группа. Только такого возраста человечек имеет право не замечать – не знать того, что творится вокруг и позволять себе оранжевую гамму в одежде и сетчатые листики в волосах – он сам этакий фруктик!

Но если молодым предложено ощутить себя детьми, то сами дети, напротив, стремительно повзрослели в коллекции питерского короля авангарда Владимира Бухинника (фирма ЛаЛиМа). Это маленькие леди и джентльмены в разноцветных цилиндрах, с бантами на рукавах, с подсолнушками в виде заколок или брошек. Обворожительная цветовая гамма – яркие, но не пестрые сюртучки и платьица и вправду дают понять, что только в сказке все так очаровательно. Они – чудные волшебнички по отношению к нам, беспомощно-прозаичным на том пиру жизни, который иногда может носить название даже светского раута...

Неделя моды в этом сезоне посерьезнела и по части прогнозов, и по уровню многих коллекций. Не стоит пугаться, почувствовав предостерегающие нотки в голосе тех, кто создает наш будущий образ. Просто не стоит сегодня расслабляться или стараться выглядеть слишком «с иголочки». В напряженное время востребован тот, кто тщательно одет так, будто не задумывался об этом вовсе.  

Влада Липская

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков