Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 24-25 (3715-3716), 28 ноября 2005 года

Как продолжить
наше лето

Вот и лето прошло… У студентов и школьников начались учебные будни, разбавленные праздниками встреч, новых знакомств на фоне питерской осени. Но вдруг – один звонок из отдела внеучебной работы — и у нас, двух студенток СПбГУ, появляется шанс продолжить наше лето!

В центре авторы материала Ярослава Гараймович и Татьяна Филькина.

В центре авторы материала Ярослава Гараймович и Татьяна Филькина.

IV Всероссийская встреча организаторов летнего отдыха детей и молодежи. На ней от Санкт-Петербургского государственного университета будем мы — представители студенческих педагогических отрядов «Сказка» и «Унисон». Организация летнего отдыха детей — это то дело, которому мы отдаем наше студенческое лето, работая вожатыми в детских оздоровительных лагерях и стараясь сделать отдых детей ярким и незабываемым.

Место для проведения семинара было выбрано более чем летнее — Анапа, город-курорт на берегу Черного моря. Пара дней в пути — и лето продолжается! Солнце, пляж и море, наплывающее на берег бело-зелеными барашками… Красота!  Но мы здесь для другого, нам предстоит обсуждение вопросов организации отдыха детей и молодежи в новых экономических условиях.

На семинаре собрались представители детских лагерей всей России: из Новосибирской, Брянской, Челябинской, Ленинградской, Оренбургской, Пермской, Московской областей, с Ямала, из республики Марий Эл и других регионов России. Столько горящих глаз, столько людей, которые каждое лето отдают частичку себя детям!

Разговор на семинаре получился заинтересованный и продуктивный. Состоялся обмен педагогическим опытом, наметились новые рабочие места для наших отрядов – это реальный результат, который нужно закрепить и использовать в будущем году.

Обмен опытом происходил на мастер-классах и круглых столах, которые удивляли своей интерактивностью. Особенно полезны были мастер-классы Юрия Дмитриевича Белякова, посвященные проектированию различных творческих дел, «Огоньков», праздников. Юрий Дмитриевич — методист лагеря «Орленок» — очень интересно рассказал об орлятских традициях, и мы прониклись желанием поработать вожатыми в этом лагере, ставшем мечтой для многих поколений мальчишек и девчонок.

На одном из мастер-классов поднимались вопросы, связанные с формированием вожатского коллектива. Какие есть способы создания единой, сплоченной команды вожатых?

Деятельность — это инструмент создания нужных отношений. Во взаимоотношениях не должно быть барьеров, всем должно быть комфортно. Оказывается, существует «технология волны отношений». Она заключается в том, чтобы в ядре коллектива были хорошие, крепкие, здоровые взаимоотношения, тогда и остальные захотят к этому ядру присоединится. Очень важна эмоциональная поддержка. Вожатый, как и ребенок, не должен «сломаться» в первые дни работы, несмотря на то что он тоже проходит адаптационный период. В зоне особого внимания должен находится любой человек, которому сложно, некомфортно. Не менее важна и методическая поддержка. Если человек методически неграмотен, то он боится провалить дело, а отсюда следуют агрессия и отказ. Если человек боится, он не думает о своей работе. И только позитивная волна взаимоотношений поможет избежать всего этого! Позитивная волна докатится до всех! И, конечно, надо верить в людей! «Только создай условия — и колос будет!»

А что же необходимо, чтобы задуманное дело прошло успешно и достигло заданных целей? Мы об этом задумывались и раньше, но сейчас благодаря обсуждениям нам удалось обобщить уже существовавший опыт. Прежде всего, это то, что поднятые проблемы должны быть актуальны, форма и содержание дела должны соответствовать нашим целям и задачам. В ходе всего дела обязательно должна поддерживаться благоприятная атмосфера, а для этого лучше, когда в подготовке и проведении дела участвуют все члены группы. Соответствующее художественно-эстетическое и звуковое оформление придаст особую неповторимость этому действию. Четкая организованность и дисциплинарные моменты помогут провести дело с минимальной затратой сил.

На семинарах рассматривались и обсуждались правовые вопросы, проблемы кадровой политики учреждений детского отдыха и оздоровления. Казалось, это вопросы, касающиеся руководителей лагерей, но мы-то знаем, как они отражаются именно на нас, вожатых, и на наших отрядах!

Праздничные мероприятия на воде ... и на суше. Праздничные мероприятия на воде ... и на суше.

Праздничные мероприятия на воде ... и на суше.

Конечно, все время только слушать лекции практически невозможно, поэтому каждый вечер участников семинара ждала вечерняя развлекательная программа, во время которой происходило неформальное знакомство с вожатыми и руководителями из разных областей России. Здесь и зажигательные концерты, и безумная игра у бассейна, и тихий, берущий за душу «Огонек» — все, чтобы сделать нас, таких разных, более близкими. Дружеское общение перерастало в полезные связи — нашим студенческим отрядам поступили предложения поработать в Челябинской, Пермской, Брянской областях. Совсем скоро в Петербурге мы «влетим» в свои отряды, переполненные новыми планами и идеями. Теперь нам предстоит разговор с нашими отрядами на тему работы в лагерях не только Ленинградской области, и в случае положительного решения надо готовиться к лагерным сменам, которые пройдут в новых для нас условиях. Мы везем с собой материалы и новые наработки — ценный багаж для педагогических отрядов, который так пригодится будущим летом!.. А это лето уже заканчивается… Расставания, обещания писать письма, присылать фотографии и не забывать. Мы садимся в поезд, который повезет нас домой. Садимся и молчим, каждая о своем. Вспоминаем, анализируем, улыбаемся...

Вот поезд тронулся, унося нас в питерское «бабье лето». Достаем тетрадь с улыбающимся дельфином на красочном ярлычке-логотипе. Здесь записывались лекции и семинары этих незабываемых дней… Вот — «Неписанные педагогические правила», вот — «Табу вожатого», а это — размышления Дороти Лоу Нолт под названием «Дети учатся тому, что они видят вокруг себя». Да, это действительно в чем-то правильно:

  • Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.
  • Если ребенок живет в атмосфере враждебности, он учится воевать.
  • Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.
  • Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть самого себя.
  • Если ребенок окружен насмешками, он учится робеть.
  • Если ребенок окружен ревностью, он учится завидовать.
  • Если ребенок живет с чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым.
  • Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.
  • Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым.
  • Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
  • Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.
  • Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.
  • Если ребенок живет в атмосфере признания, он начинает понимать, как хорошо иметь цель.
  • Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.
  • Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость.
  • Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить в себя и в окружающих.
  • Если ребенок окружен дружелюбием, он узнает, что мир — прекрасное место для жизни.
  • Если вы живете в состоянии душевного равновесия, ваш ребенок будет жить с миром в душе.

…Мир — прекрасное место для жизни. Когда тебя окружает такое дружелюбие, стремление помочь, осознаешь — твоя работа нужна. И нужна не только детям, но и alma mater. Ведь так важно порой получить шанс повысить свой педагогический уровень, пообщаться с вожатыми и руководителями детских лагерей со всей России, завязать нужные и просто приятные знакомства! Спасибо за эту возможность нашему университету, отделу внеучебной работы. Когда чувствуешь такую поддержку — учишься верить в себя и жить с миром в душе…  

Татьяна Филькина,
педагогический отряд «Унисон»,
Ярослава Гараймович,
педагогический отряд «Сказка»

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков