Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 24-25 (3715-3716), 28 ноября 2005 года

Творческое объединение
«Основа»

Идея представить именно эту группу была продиктована тем, что традиции отечественной и мировой художественной культуры для самих художников группы «Основа» очень важны, они достойно представляют европейскую классику. Полагая, что не следует отказываться от сложившейся системы жанров, сюжета, визуальных впечатлений, предметности живописи, художники «Основы» осознанно и концептуально позиционируют себя как последователей и пропагандистов классической традиции. Построить конструкцию из линий и пятен, которая выражает только себя или случайные ассоциации, легче, чем создать конструкцию значащую; жест отрицания проще, чем труд созидания. Поиск пластического эквивалента слову, идее, визуальному впечатлению предельно усложняет формальную задачу, тем самым делая увлекательным и поиск ее решения. Единый творческий метод не умаляет индивидуальности художника. Только обращение к тому, что выше, больше и вне персоны, делает индивидуальность личностью, манеру художника – стилем эпохи, углубление в традицию отвечает вызову времени. Метод, объединяющий художников «Основы», восходит к классике. Сущность его сводится к познанию действительности средствами искусства, визуальное мышление воплощается в пластически цельные образы, хаос впечатлений, ассоциаций, воспоминаний, переживаний и размышлений упорядочивается в архитектонике произведения, выявляет смысл.

Н.Пятахин. Мать и дитя. 1976. Г.Русанов. Площадь Репина. 1990.

Н.Пятахин. Мать и дитя. 1976.

Г.Русанов. Площадь Репина. 1990.

Сознательно опираясь на фундамент художественного наследия и универсальный творческий метод, в равной степени успешно позволяющий создавать и картину, и рельеф, и здание, и текст, художники выразили свое кредо в названии объединения, существующего уже более тридцати лет как неформальное содружество близких по духу и школе мастеров – живописцев и графиков, архитекторов и искусствоведов, скульпторов и прикладников. Все они педагоги.

В группу входят художники трех поколений. Объединение сложилось на базе кафедры рисунка Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета, куда в 70-е годы пришли преподавать выпускники живописного факультета Академии художеств А.Булдаков и Н.Пятахин. Они привлекли к работе на кафедре своих единомышленников, также выпускников Академии графика И.Нахимова, архитектора Ю. Сливовского, искусствоведа и художника А.Муратова, скульптора Я.Неймана. Среди их последователей и учеников не только дипломированные архитекторы, но и художники, часть которых пополнила группу «Основа» и кафедру рисунка: Г.Русанов, Е.Антипов, А.Даур, В.Сасов, Е.Черная, И.Василь.

И.Нахимов. Павловск. 1997. Е.Антипов. Петергоф. Амур в гостях у Диониса. 1997.

И.Нахимов. Павловск. 1997.

ПодЕ.Антипов. Петергоф. Амур в гостях у Диониса. 1997.пись

Первая совместная выставка художников «Основы» состоялась в 1992 году в Мраморном дворце в Петербурге. Затем последовали выставки в Центре искусств Сингапура (1993), в Союзе архитекторов (1994), в Государственном Музее истории Санкт-Петербурга (1995), в Музее городской скульптуры (1998), в Малом зале Петербургской филармонии (2004). Работы членов «Основы» находятся в музеях России, в коллекциях других стран, публикуются в искусствоведческих изданиях, монографиях, альбомах, журналах.

А.Булдаков. Древняя Ладога. 2003.

А.Булдаков. Древняя Ладога. 2003.

Направление в современном искусстве, которое представляет «Основа», можно назвать эстетическим фундаментализмом, это движение противостоит иронии, эклектике и антигуманистическим тенденциям прошедшего века. Отношение к творчеству, которое для участников «Основы» сродни религиозному чувству, и сам художественный язык, апеллирующий к многовековому изобразительному опыту, предполагают философское видение мира вне контекста модной сиюминутности и «актуальной» суеты. «Основа» возрождает в современном искусстве категории возвышенного, идеального, гармонии и совершенства, единство истины, добра и красоты. Этот путь возвращает художника к его исконному статусу, к его высокой культурологической миссии, к его исключительной привилегии вести диалог со зрителем о самом главном.  

Т.Н.Чаговец

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков