Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 23 (3713), 14 ноября 2005 года
выпускники — главное богатство факультета

«Твори, выдумывай,
пробуй»


Я познакомился с ним 57 лет назад. Тогда мне было 17 лет. А ему – 8. Но он меня учил и воспитывал. И мне даже в голову не приходило, что он вдвое моложе меня.

За прошедшие с тех пор годы многое изменилось. Я, увы, состарился. А он, как ни странно, как будто, наоборот, помолодел. В то далёкое время он, несмотря на свой юный возраст, был старообразен и старомоден. Он боялся всего нового. Всего, что могло быть истолковано как самодеятельность, выходящая за рамки директив руководящих органов. Он со старческой раздражительностью пресекал шалости неосторожных студентов, осмеливавшихся на «отсебятину». А ныне, когда ему 65, он энергичен, смел и дерзок. На нем царствует свобода мысли. Если раньше он питался духовной пищей исключительно из сочинений классиков марксизма и постановлений партии, то теперь он всеяден, и в учебных курсах, на конференциях и симпозиумах с молодым аппетитом пережевывает великое разнообразие философских яств. Материализм и религия, философская эссеистика и фундаментальное теоретизирование, рационализм и восточная мистика соседствуют в духовном и физическом пространстве его аудиторий. «Твори, выдумывай, пробуй!»

С большой долей условности я бы выделил три тенденции, получившие сегодня развитие на факультете, имея в виду не разделение философии на идейные школы, а, так сказать, стиль философского мышления. Одна – это эзотерический интеллектуальный изыск, почти «игра в бисер». Тут идет элитарный философский «дискурс», смысл которого доступен лишь посвященным, избранным. Непременное требование – начитанность и ссылки на литературу. Верховные авторитеты – Гуссерль, Хайдеггер, Деррида. Вторая, контрастная с первой, тенденция – прагматические, утилитарно-прикладные философские рассуждения, посвящённые актуальной, волнующей современное общество тематике, – главным образом, социально-идеологической, политической. Этот род философствования широко представлен на факультете развитием политологии и конфликтологии, выражением чего служит появление целого ряда кафедр, само существование которых на философском факультете придаёт ему практическую значимость (которую никак нельзя продемонстрировать результатами «игры в бисер»). Здесь ценятся ясность, простота, опора на факты, выводы, имеющие рецептурный характер и сформулированные доступным для практиков-политиков языком. И третья тенденция – рациональное философское мышление, связанное с разработкой логики, эпистемологии, онтологии в её классической интерпретации. Для сторонников его характерно стремление строить философское знание, используя по мере возможности научную методологию, – так, чтобы философия, хотя она и не наука, была бы всё же «наукоподобной». Разумеется, возможны и «стилевые смеси».Не уверен, что философы, работающие в разных традициях, хорошо понимают друг друга. А каково студентам? Один из уважаемых профессоров факультета как-то сказал мне: «Мои студенты любят, чтобы было непонятно». Студенты моего поколения этого не любили.

Факультет вырос, так сказать, не только духом, но и телом. Первоначально он занимал уголок третьего этажа, от большой лестницы до малой, которой уже нет. Дальше шли владения истфака. А сейчас он вальяжно растянулся вдаль по третьему и распространился на второй этаж. Коридоры его похорошели, аудитории посветлели, за дверьми кафедр и лабораторий деловито мерцают экраны компьютеров. Были, правда, в мои студенческие годы грандиозные стенгазеты – длиной в несколько метров. Там допускались некоторые идейные вольности, и вывешивание их было событием, будоражащим и студентов, и преподавателей, нередко становившимся предметом обсуждения в партбюро факультета, что угрожало авторам нешуточными карами, вплоть до исключения из партии или комсомола, а это автоматически вело и к отчислению из университета. Ныне таких стенгазет нет, но зато висят объявления с заманчивыми призывами на обсуждения, доклады, презентации, выставки, концерты и прочие тусовки разного рода.

А в коридоре можно наблюдать, как ходят, вышагивают, шествуют, бегают именитые мэтры-философы современной России. Мудрый Каган, окружённый со всех сторон (по)читателями и, конечно же, (по)читательницами. Слинин, без книг которого мне бы никогда не осилить гуссерлевскую феноменологию. Марков, умеющий писать захватывающе интересно, а говорить – ещё более захватывающе. Мчащийся куда-то со скоростью метеора Бранский, на бегу разъясняющий идеи негеоцентризма и синергетизма. Поражающий эрудицией и отточенностью мысли Караваев. Всегда готовый к неожиданному и оригинальному повороту любой темы, красноречивый и ироничный Пигров. На каждом метре – знаменитые мэтры, всех не перечислить. А сколько ещё молодых, но уверенно движущихся к славе блистательных талантов! И подобно Зевсу на этом философском Олимпе, декан управляет сонмом разномыслящих умов, обеспечивая многообразие направлений развития философской мысли и мирное содружество представителей смертельно конфликтующих течений.

Alma mater – не пустое слово. Факультет был и остаётся кормящей матерью для всех петербургских философов и многих его выпускников, рассеянных по городам и весям необъятной России. Здесь интеллектуальный центр, в котором сосредотачиваются, конденсируются, опробываются и оцениваются новейшие веяния современной культуры. Здесь источник, из которого течёт река новых идей. Здесь на конференциях, семинарах, заседаниях кафедр и учёных советов создается и отсюда распространяется духовная атмосфера, определяющая текущее состояние, тенденции и дальнейшие перспективы философского творчества. Поднимаясь сюда по лестнице, я по-прежнему, как и много лет назад, переживаю испытанное мною впервые когда-то давным-давно чувство неофита-студента, входящего в храм науки. Я иду сюда на заседания учёного совета, совещания и встречи с коллегами, чтобы обсудить требующие обсуждения вопросы, выступить оппонентом на защите диссертации, узнать новости философской жизни города и мира. И где же ещё, как не здесь, удастся найти компетентных, умных, широко мыслящих, способных дать дельный совет и просто доставить радость общения собеседников? Я прихожу сюда учиться. А навстречу идут нынешние студенты, будущие светила философского разума. «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»  

Л.С.Кармин,
профессор

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков