Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 23 (3713), 14 ноября 2005 года
слово декана

Ю.Н.Солонин:
«С философией жить трудно,
а без нее — невозможно...»

Философский — один их четырех факультетов, которые были в Санкт-Петербургском университете с момента его основания Петром I в 1724 году. Но этот ровесник университета празднует гораздо более скромную дату — 65 лет со дня возрождения, со дня создания философского факультета в ЛГУ. Об истории и сегодняшнем дне философского факультета рассказывает профессор Юрий Никифорович СОЛОНИН, декан философского факультета:

Ю.Н.Солонин

Ю.Н.Солонин

— В 1940 году была целая серия решений властей. Был открыт не только философский факультет в Ленинграде, но и в Москве (чуть позже). К тому времени философия вызрела в скрытых формах... Был, например, ЛИФЛИ (Ленинградский институт философии, лингвистики, истории). А к 1940 году власти почувствовали, что за 20 лет правления Советов марксизм в стране упрочился, и что “враждебные” буржуазные воззрения вряд ли возникнут. И к тому времени уже требовались идеологические работники для высшей школы.

И тут вышел любопытнейший казус: власти и не догадывались, что выпустили джинна из бутылки. Оба философских факультета готовили идеологов высшей категории. Но одновременно началось развитие философии, которое не было предусмотрено начальством. Конечно, чаще всего она развивалась, как тогда было принято в советской философии, — в терминологии марксизма. Но новые идеи продвигались, хоть и с экивоками, всяческими ухищрениями, различными обманными финтами, с мимикрией... Были и разоблачения, и цензурный гнет, и увольнение неугодных власти идейных лидеров.

Конечно, история развития философии в Советской России знает и другие страницы: были ретрограды, догматики (в том числе — искренне верящие в новую идеологию). При пристрастном, недружелюбном подходе можно вытащить разные эпизоды, доходящие вплоть до дискредитации философии вообще...

Но когда я оглядываюсь назад, то вижу все-таки не пустыню, поросшую чахлыми кустиками, а нормальную здоровую растительность. Именно в те годы были созданы теория ценностей, аксиология (профессорами ЛГУ М.С.Каганом, В.П.Тугариновым, В.В.Прозерским), теория личности (профессорами И.С.Коном и В.П.Тугариновым), заложены основы социальной психологии (профессором Б.Д.Парыгиным), эмпирической прикладной социологии (профессором В.А.Ядовым).

Мы видим титаническую работу лучших представителей философской мысли России, новации, которые находились на мировом уровне как в проблемном, так и в методологическом плане. Например, профессор М.С.Каган создал лучшую теорию эстетики в СССР, которая до сих пор ценится, много раз переводилась на иностранные языки, его учебник считается лучшим. Кроме того, Моисей Самойлович разрабатывал теорию деятельности, морфологию искусства, философию культуры, а сейчас он исследует синергетический подход к явлениям культуры и искусства...

Как видите, нам есть чем гордиться. И это, кстати, касается не только Ленинградского университета. В МГУ в те годы работали такие видные фигуры, как М.К.Мамардашвили, А.А.Зиновьев, Э.В.Ильенков, В.С.Степин. Создание философских факультетов вывело развитие философии в СССР в другую плоскость.

Об истории

— Но ведь факультет в 1940 году был именно возрожден. В Санкт-Петербургском университете, основанном Петром Первым, философский факультет был?

— Естественно. Наш ректор Л.А.Вербицкая не раз цитировала указ Петра I, где были поименованы четыре первых факультета — в том числе и философский. Это закономерное явление: в Европе ни один университет без философского факультета не создавался. Это было ядро, все остальные науки вырастали из философии. Даже медицина. Даже география у Страбона. Без философии классический университет просто не мог существовать.

Сейчас в России философских факультетов много, они открываются в разных вузах. Их к этому толкает конъюнктура, это считается престижным. Рационально никто не может объяснить, но все понимают: это факультет экстра-класса, факультет высокого уровня. Это интеллектуальная вершина, которую все хотят достичь. Факультет, который явно готовит людей, попадающих в интеллектуальную и культурную элиту.

— Вернемся к истории. В XIX веке философский факультет в Санкт-Петербурге перестал существовать...

— Да, при Николае I. Было несколько шумных дел против профессоров-философов насчет распространения идей, порочащих религию и государство... И где-то в 1835 году закрыли оба философских факультета — и в Петербурге, и в Москве. Философию как учебный предмет преподавать в высших учебных заведениях, в университетах разрешили, но только преподавателям, имеющим богословскую степень. Поэтому учителями философии были в то время только выпускники Духовных академий. Позже разрешили и светским людям, в университетах появились кафедры философии, а факультетов не было .

Но произошло другое, гораздо более важное событие для развития русской философии. В Петербурге были осуществлены два перевода “Критики чистого разума” Иммануила Канта. Для этой колоссальной лингвистической работы потребовалось найти особые свойства русского языка, нужно было сформулировать, назвать то, что прежде было не названо. Переводы осуществили: выдающийся философ профессор М.И.Владиславлев (ректор Санкт-Петербургского университета) и крупный философ Н.О.Лосский. Эти переводы ознаменовали появление профессионального языка философии. До этого философия в России была полулюбительской, достаточно дилетантской наукой, язык был насыщен терминами в основном конфессионального происхождения. А теперь появился секуляризованный философский язык. Так что профессиональная философия родилась в Петербурге.

О развитии факультета

— Как развивается факультет сегодня?

— До начала 1990-х структура нашего факультета была совсем иной — это был, скажем так, монофакультет. В свое время, около 40 лет назад, стараниями Б.Г.Ананьева, из отделения психологии философского факультета родился факультет психологии ЛГУ. А теперь, в новое время, появились и новые отделения: политологии, культурологии, религиоведения, конфликтологии, музейного дела и охраны памятников, прикладной этики. Сегодня философский факультет, пожалуй, самый сложный факультет университета. Именно на философском факультете рождались новые идеи, дававшие ростки новой специализации — так и появлялись эти новые образовательные направления.

Специфика нашей профессии в том, что философ, пожалуй, самый гибкий, самый эластичный из специалистов-гуманитариев. Он легко переучивается и приспосабливается к рынку благодаря широте воззрений и психологической открытости к новому.

К тому же мы открывали специализации, близкие нам по духу. Скажем, конфликтология — это мультидисциплина, близкая к психологии и социологии, религиоведение тоже близко к психологии. А музееведение в государственном образовательном стандарте отнесено к культурологии… Но открыть новое отделение очень сложно. И например, открыть отделение прикладной этики вряд ли бы нам удалось без авторитета ректора СПбГУ Людмилы Алексеевны Вербицкой. Только с ее энергией удалось «пробить» стену московской бюрократии. Ведь такой кафедры нет ни в одном университете России, до нас брались за это разные вузы, но безрезультатно.

Философский факультет СПбГУ — самый мощный в России по количеству сотрудников. Больше даже, чем в МГУ. Наши преподаватели ведут занятия на всех факультетах университета, а в МГУ существует отдельно факультет общественных наук... Философский факультет — это как бы мини-университет внутри большого университета. Коллектив очень большой, отсюда сложность управления им. Но помогает психологическое единство и общее понимание большого дела. Хотя некоторые направления, по идее, могли бы стать самостоятельными факультетами — например, политология.

Философ — это специальность, которая имеет большие перспективы в будущем. Она ориентирована на новый тип общества. Я не видел еще выпускника нашего факультета без работы. Необязательно они работают по специальности: кто-то идет в бизнес, кто-то в политику, есть «наши люди» и в высших эшелонах власти, и в администрации города.

— То, что факультет возглавляет член Совета Федерации, видимо, придает ему определенный статус? От факультета ждут чего-то большего…

— Да нет, пожалуй. То, что меня избрали в Совет Федерации, — в этом есть элемент случайности. И скорее не для факультета это важно, а для меня. Но мой престиж больше поднимает то, что я являюсь профессором Санкт-Петербургского университета… Но конечно, я стараюсь воспользоваться положением члена Совета Федерации — часто бывая в Москве, пытаюсь привлечь внимание к факультету, к проблемам высшего образования. Используя столичные знакомства, «вытаскиваю» на наш семинар выдающихся московских ученых, политиков. Может быть, это позволит привлечь на факультет и какие-то материальные ресурсы.

О философии

— Философия — это не совсем наука, и не метанаука, она не сверх, она — отдельно. Иерархия здесь не годится. В философии есть содержание, которое не подчиняется критериям научным. Точно так же, как сосуществуют искусство и литература. Ведь литература — не просто вид искусства, это особый вид деятельности, принадлежащий к культуре. В силу того, что слово (предмет литературы) имеет особое коммуникативное значение, иное, чем в искусстве… Так же и философия — она больше, чем наука, но нельзя науку изъять из философии.

Философия находится за пределами отдельных наук. Известны случаи, когда, к примеру, такие видные физики, как Бор, Гейзенберг, Эйнштейн пытались разобраться в философском значении собственных открытий. Но если физик может объяснить свое открытие с помощью каких-то понятий, как бы философских, то от этого он не становится философом.

Философия фундаментальна, но в ней есть и прикладной аспект. Это сердцевина гуманистики, а не просто щепотка соли, посыпанная на хлеб с маслом… Вне философского знания человек не может существовать. Не в прямом, а в косвенном смысле — он ограничен этически, эстетически, с точки зрения мировоззренческого кругозора. И поэтому приходится скорбеть, что в высшем образовании появилась тенденция сокращать философские дисциплины, чтобы расширять за их счет узко профессиональные.

С философией жить трудно, а без нее — невозможно. Философия — это совесть культуры, совесть общества. Философия требует от ученых того, что беспокоит их быт и нравственность. Но философия необходима. И все попытки стерилизовать культуру от философии заканчивались гибелью… для культуры.

О будущем

— В каком направлении факультет будет развиваться?

— Ближайшие перспективы мы связываем с вхождением России в Болонский процесс. Меняется технология образования, организация дела, вырабатываются новые образовательные формы — например, дистантное обучение. Мы заключили соглашение с Гейдельбергским университетом о создании в СПбГУ Центра немецкой философии и культуры. Специалисты из Германии будут читать курсы на немецком языке. Подобный центр уже функционирует на факультете социологии, только наша специфика — культурологическая. Новый центр — это мостик перехода в среду реального сотрудничества с европейскими университетами.

Большой популярностью на факультете пользуется Центр библеистики и иудаистики. Студенты здесь изучают историю еврейского народа, семитские языки. Иерусалимский университет присылает своих преподавателей, которые читают оригинальные спецкурсы.

В перспективе мы хотим создать при факультете научно-исследовательскую структуру. Исторически так сложилось, что Петербург был лишен философских институтов Академии наук. Есть академические институты (или филиалы) по востоковедению, истории, литературе, а по философии — нет. Институт философии есть в Москве и в Екатеринбурге, во Владивостоке, но не у нас. Хотелось бы восполнить этот явный пробел в науке.

И наконец, о себе

— По образованию я философ-логик. И кандидатскую диссертацию защищал по логике, и до сих пор читаю историю логики.

Пик популярности на факультете был, когда в начале 1970-х мне поручили читать курс критики идеологии антикоммунизма. Под этой маркой я смог рассказывать об идеях современной общественно-политической жизни Запада. Студенты это мигом учуяли — и в аудиторию набивалось огромное количество желающих. В те годы мне удавалось рассказывать о Збигневе Бжезинском, о Даниэле Белле и других крупных фигурах западной философии, культуры и политики. А также о деятелях русской философии в эмиграции, включая Бердяева. Я не осуждал, а просто анализировал различные течения в западной философии. И студентам это нравилось. Представляете, мои лекции были в самое неудобное время — две пары в субботу с 9-00 — но в аудитории яблоку негде было упасть! И до сих пор ничего, кроме благодарностей от теперь уже бывших студентов, я не слышу.

Занимался разными вопросами — культурологией, историей философии, философией культуры. Сейчас читаю курс по маргинальным философским и культурным школам. Это диковинки — философы, которых не пускали в университеты. Но они несли новые взгляды, которые часто становились источником философских революций, совершали переворот в науке. Но, кстати, немало выдающихся ученых не могли работать в университетах: Декарт, Паскаль, Гоббс, Локк, Фрэнсис Бэкон, Торричелли, Галилей.  

Вопросы задавал Евгений Голубев
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков