Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 23 (3713), 14 ноября 2005 года
на новых направлениях

Профессионалов потеснили
прикладные этики

В одно время с юбилеем философского факультета одна из его кафедр, а именно кафедра этики и эстетики, празднует своё 45-летие. С преподавателем этой кафедры встретился наш корреспондент.

Вадим Юрьевич Перов, доцент кафедры этики и эстетики:

«На философском факультете в 2004 году была открыта новая образовательная программа. У нас сейчас всего второй курс, и в общей сложности студентов 30 человек. Я всё время смеюсь, когда меня спрашивают: «Как в дальнейшем будет с работой?» Я отвечаю, что в 150-миллионной стране вы себе работу явно найдёте.Сама по себе этическая проблематика, в том числе в рамках прикладной этики, разрабатывалась, конечно, давно. Наша кафедра этики и эстетики была создана в 1960-м году, она первая в стране, даже в МГУ такую кафедру открыли на месяц позже. В этом году в рамках дней петербургской философии мы будем параллельно с факультетским юбилеем праздновать 45 лет кафедры этики и эстетики. За последнее время наши выпускники начали выбирать темы в области прикладной тематики. Были диссертации по гендерным проблемам, дипломные работы по этике бизнеса, профессиональной этике юриста, корпоративной этике. Сначала всё это было экспериментом, а потом уже было утверждено в качестве прикладной этики.

В.Ю.Перов

В.Ю.Перов

Появление такой образовательной программы вызвано некоторыми изменениями в обществе и потребностью в специалистах определенного рода. Сама по себе прикладная этика, как отдельная область знаний, появилась в США в конце 50 – 60 годов. С одной стороны это было связано с проблемой всей этической науки в целом, а точнее, ее теоретической части, с другой стороны – появление прикладной этики обусловлено проблемами человечества и системой нравственных ценностей, оказавшейся со временем вовсе неудовлетворительной. Появились многие новые проблемы, и в силу того, что даже их прототипов раньше не было, невозможно решить, как к ним относиться. Например, одна из самых разработанных областей этических исследований – биомедицинская этика. Раньше не было проблем, связанных с трансплантацией органов. Не было технических возможностей это осуществлять, соответственно, никто и не задумывался о том, хорошо это или плохо, нравственно ли это. Аналогичным образом сработало появление изменений в средствах массовой информации, которые могут демонстрировать события в любую точку мира в прямом эфире. Еще в 70-е годы в Западной Европе обсуждались вопросы о том, должны ли журналисты общаться с террористическими группами. В экономической сфере появляются проблемы, связанные с социальной ответственностью бизнеса, а также экологической обстановкой. До второй половины XX века не было проблем загрязнения окружающей среды в глобальном масштабе.

Все это вызвало необходимость появления прикладных этик. И я могу отметить тенденции проявления интереса к данной науке и в нашей стране в том числе. Буквально за последние два года в книжных магазинах появились отдельные полки, которые посвящены, например, этике бизнеса. Эта литература в основном переводная, но тем не менее, если мы и не ориентируемся на западный опыт, то мы не можем его не учитывать. На Западе прикладная этика тоже начиналась с этики профессионалов. Например, биомедицинской этикой занимаются преимущественно медики и юристы. Постепенно стало ясно, что эти проблемы не являются узконаправленными, а касаются в той или иной мере всех людей, скажем проблема, связанная с трансплантацией органов. Или хрестоматийный пример: все слышали о проблеме эвтаназии – чтобы решить, хорошо это или плохо, медицинские знания вообще-то и не нужны. То же касается вопроса о смертной казни.

Сейчас пришло время, когда профессионалов потеснили люди, занимающиеся проблемами прикладных этик в соответствующих областях, но не являющиеся, скажем, медиками, юристами и т.д. Явления, в которых прикладная этика имеет большое значение – это в основном специфические области – медицина, юриспруденция, журналистика, бизнес. Но для того чтобы решить какие-то правовые вопросы в данных областях, сначала нужно решить фундаментальные этические проблемы».  

Наталья Сухова

На образовательной программе «Философия» готовят специалистов, обладающих знаниями о научных, философских и религиозных картинах мироздания, разбирающихся в многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, рационального и иррационального в жизнедеятельности человека. В процессе учебы студенты специализируются по проблематике одной из указанных кафедр, выполняя самостоятельные научные исследования. Выбор специализации осуществляется в пределах специальности, по которой студент обучается. Специализация начинается после первого года обучения.

Студенты образовательной программы «Политология» занимаются анализом социально-политических процессов со студенческих лет. Они работают в органах исполнительной и законодательной власти, в политических организациях, средствах массовой информации, маркетинговых группах и аналитических службах, в PR-агентствах. Они владеют методами политического анализа и прогнозирования, умеют организовывать политический и социальный PR, проводить прикладные исследования.

На факультете создана первая в России образовательная программа по направлению «Конфликтология» с выдачей дипломов бакалавра и магистра. Программа включает прохождение практик в фирмах, органах государственного управления и научных организациях. Студенты в реальных ситуациях учатся определять сущность конфликтов, находить пути разрешения, определять стратегию предупреждения конфликта, пользоваться приемами и методами ведения переговоров. Используя современные компьютерные технологии, наши специалисты разрабатывают модели конфликтов, определяют стратегии конфликтологического сопровождения предприятий и организаций.

Образовательная программа «Культурология» реализуется в 3-х специализациях: культура Германии, Культуры Китая, Библеистика и гебраистика. «Культура Германии» предполагает изучение современного немецкого языка, памятников культуры и искусства Германии. Изучение немецкого языка начинается уже с 1 семестра. Важнейшим элементом обучения является один год обучения в Гейдельберге, старейшем германском университете. Специализация «Культуры Китая» предполагает овладение современным китайским языком, знакомство с древнекитайским, изучение религиозно-философских учений Китая и т.д. В процессе обучения у студентов есть возможность пройти годовую стажировку в Китае или на Тайване. Специализация «Библеистика и гебраистика» предусматривает изучение истории еврейского народа, библейской мифологии, истории культуры и религиозных представлений евреев, истории Ближнего Востока, освещение современной социокультурной ситуации в Израиле. Изучаются два классических языка, современный иврит, древнееврейский и древнеарамейский языки. Студенты проходят стажировку в Израиле.

А студенты направления «Религиоведение» в рамках образовательной программы изучают древние и современные религии Востока и Запада, проблемы религии в контексте культуры, теоретические аспекты изучения религии и философско-религиозные учения, объясняющие феномен религии. Их ждут преподавательская и музейная работа, экспертная и консультационная деятельность в государственных структурах. В ходе обучения осуществляется углубленное изучение одного из европейских языков, предоставляется возможность для изучения второго иностранного языка и основ древних языков (древнегреческий, латынь, старославянский), а также восточных языков. В план обучения включены три практики, которые студенты проходят в различных образовательных учреждениях Российской Федерации. Студенты и аспиранты кафедры философии религии и религиоведения имеют возможность стажироваться в университетах Европы и Америки.

Прикладная этика – единственная в стране образовательная программа, готовящая специалистов, способных анализировать и решать многочисленные этические проблемы, в различных областях медицины, права, экономики, политики, СМИ. Выпускники этого отделения могут работать в качестве экспертов, консультантов, менеджеров по работе с персоналом или по корпоративной этике и культуре. Этическая экспертиза научных исследований (биоэтика, репродуктивные технологии, клонирование, генная инженерия). Теоретическая подготовка сочетается с разнообразными практиками в фирмах и государственных организациях Санкт-Петербурга.

Музейное дело и охрана памятников – этой образовательной программой руководит директор Государственного Эрмитажа профессор М.Б. Пиотровский. Оригинальные авторские курсы читаются ведущими сотрудниками музеев Санкт-Петербурга и научно-исследовательских институтов по проблемам охраны и реставрации памятников истории и культуры. Полученное образование открывает перед выпускниками такие сферы деятельности, как работа в музеях, галереях и выставочных залах, туристических центрах, органах управления и охраны памятников истории культуры.

Философский факультет поддерживает тесные контакты со многими университетами и учебными центрами зарубежных стран. На индивидуальной основе студенты и аспиранты выезжают на учебу и стажировку в университеты США, Франции, Норвегии, Великобритании. Есть возможности для обучения в учебных заведениях Германии и Южной Кореи. Студенты факультета, хорошо владеющие иностранными языками, привлекаются для организации встреч иностранных делегаций и отдельных зарубежных ученых, приезжающих в университет для участия в научных мероприятиях. Преподаватели кафедры философии и культурологии Востока, кафедры философии религии и религиоведения поддерживают контакты с различными международными религиозными и общественными организациями. Например, с международной ассоциацией «Свет Будды» (Buddha’s Light International Association— США, Тайвань), подарившей факультету для научно-исследовательских целей богатейшую библиотеку буддийских текстов на китайском языке. Особое внимание уделяется получению студентами грантов и стипендий для стажировки в зарубежных университетских центрах и их участию в существующих в университете программах международного сотрудничества. Студенты имеют возможность ознакомиться с достижениями современной мировой философии «из первых рук» благодаря лекциям и выступлениям приезжающих на факультет авторитетных зарубежных философов.

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков