|
№ 21 (3712), 14 октября 2005 года
|
|
|
|
|
|
Журналистика и история: чтобы стоять, надо держаться корней
Поводом для мероприятия стало второе издание учебника «История русской журналистики XVIII-XIX веков» под редакцией Людмилы Петровны Громовой. А сама презентация была задумана и проведена не для общественности и даже не для коллег-специалистов, а для студентов – тех, ради кого и был проделан многолетний труд по написанию учебника. Вместо обычной лекции студенты познакомились с некоторыми членами авторского коллектива и редакторами учебника.
|
|
Коллектив кафедры истории журналистики — авторы нового учебника. |
|
Долгое время основными источниками, по которым студенты факультета журналистики готовились к экзаменам и зачетам, были учебно-методический комплект Б.И.Есина, в который входит хрестоматия, и учебник под редакцией А.В.Западова. Но в основном студенты полагались на свои конспекты лекций.
Новый учебник вышел в 2003 году тиражом в тысячу экземпляров, и, как принято говорить, получил хорошую критику. Отзывы на книгу появились в университетских журналах и научных изданиях в Москве, Воронеже, Тольятти и Краснодаре. В заголовке рецензии Б.И.Есина, опубликованной в «Вестнике Московского университета», новый учебник был назван «альтернативным». Хотя сами авторы не совсем согласны с таким эпитетом, в его пользу говорит хотя бы то, что теперь у студентов появился выбор.
Прежде всего, учебник, появившийся в начале двадцать первого века, когда отпала необходимость в ленинской периодизации истории журналистики, содержит сведения, которые прежде оказывались за кадром, потому что не были напрямую связаны с освободительным движением. Кроме того, авторы постарались избавить журналистику от «родимых пятен филологии». Раньше история журналистики подавалась прежде всего как история толстых журналов, и главную роль в ней отводили литературному аспекту. Основные действующие лица были известны студентам из курса русской литературы – от Крылова и Фонвизина до Горького. В новом учебнике появились новые герои, без которых было бы невозможно развитие прессы как индустрии – издатели и предприниматели. Не остались без внимания газеты и региональная пресса. Более объективно описана деятельность традиционных антагонистов прогрессивной интеллектуальной журналистики, например, М.Н.Каткова.
|
|
Людмила Петровна Громова вручила новый учебник студентке третьего курса Ольге Капустиной. |
|
В своем выступлении на презентации учебника Геннадий Васильевич Жирков, заведующий кафедрой истории журналистики, заметил, что авторы учебника столкнулись в своей работе с несколькими сложностями, в числе которых — мифологизация истории. Например, раньше недостаточно внимания уделяли деятельности А.С.Суворина – редактора, издателя, «делателя» журналистики на рубеже XIX-XX веков. Другой пример — Николай I, которого прозвали «Николай Палкин» за создание бюрократического аппарата. А между тем аппарат работал, благодаря чему с населения исправно собирались налоги, появились средства на развитие страны, а Россия приобрела авторитет среди других государств Европы.
Но целью презентации был не пересказ содержания учебника и уж конечно не его реклама. Главное в этом мероприятии было то, что студенты увидели и услышали тех, кто выполнил для них эту работу. «Факультет – это прежде всего люди, — сказала в своем выступлении профессор Людмила Петровна Громова – которые искренне хотят вложить в вас самое лучшее: знания, истинные понятия и ценности».
Среди авторов учебника — Ольга Вадимовна Сляднева, доцент кафедры истории журналистики, специализирующаяся на журналистике 1780-1790 годов; Дмитрий Александрович Бадалян, аспирант кафедры, автор раздела о славянофилах; Елена Сергеевна Сонина, доцент кафедры, автор разделов о газетах; Борис Владимирович Мельгунов, сотрудник Пушкинского дома, возглавлявший «некрасовскую» группу; Юрий Владимирович Стенник, сотрудник Пушкинского дома, который начал работу над разделом о XVIII веке, будучи серьезно болен, и завершил ее, но до второго издания не дожил; Александр Иванович Станько, автор раздела о первой четверти XIX века, выпускник кафедры, а сегодня — профессор Ростовского государственного университета; Маргарита Михайловна Ковалева, сотрудница Уральского государственного университета, автор раздела о В.Г.Белинском; Леонид Михайлович Макушин, автор раздела о М.Н.Каткове и «Русском вестнике».
Является ли журналистика наукой, ремеслом или призванием – спорный вопрос. Главное, чтобы она не стала профанацией. Говорят, что уроки истории еще никого ничему не научили. Но знание корней, традиций отечественной прессы – это та база, которая придает профессии основательность, а журналисту – чувство собственного достоинства и, что не менее важно, ответственности.
Рецензенты, среди которых специалисты в области истории русской журналистики, в числе недостатков учебника отмечали неточности некоторых формулировок и отсутствие именного и предметного указателей, списков рекомендуемой литературы. Но самый существенный минус касается не содержания и не структуры материала. Учебник студентам практически недоступен: тираж его слишком мал, а цена слишком высока - больше трехсот рублей. В конце презентации один из последних авторских экземпляров Людмила Петровна Громова вручила студентке третьего курса Ольге Капустиной. После каникул она лучше всех прошла тестирование и оказалась носителем самых полных «остаточных» знаний по истории русской журналистики восемнадцатого века.
Полезность учебника уже доказана на практике. Зачеты и экзамены успешно сдают даже те студенты, которые не очень регулярно ходят на лекции и готовятся по учебнику, а не по конспектам.
В библиотеке журфака учебник есть только в читальном зале, и то всего несколько экземпляров. Так что большинству будущих журналистов приходится либо потратиться, либо ждать явления добровольца, достаточно терпеливого, чтобы отсканировать книгу, и достаточно аморального – чтобы выложить ее текст в Интернет.
Венера Галеева
|