Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 20 (3710), 29 сентября 2005 года

Н.К.Рерих
в современном Санкт-Петербургском университете


Николай Константинович Рерих (1874- 1947), известный философ, живописец, археолог, путешественник, писатель, общественный деятель, учился в 1893-1898 гг. на историко-филологическом и юридическом факультетах нашего университета. Сейчас здесь многое напоминает о нём.

Начнём со знаменитого «коридора Петровских Коллегий». Он был создан в результате проведённого в 1834-1837 гг. остекления второго этажа западной галереи здания. Ныне здесь мало что изменилось. Лишь с конца 1940-х гг. ректором А.А.Вознесенским была реализована идея, возникшая ещё в 1930-х гг.: коридор к настоящему времени украсился 51 портретом, 13 бюстами и 10 скульптурами знаменитых универсантов. Кстати говоря, здесь недавно появился и портрет Н.К.Рериха, выполненный московским художником П.Ф.Стронским. Сейчас происходит обновление этих изображений. Коридор видел очень многих известных россиян. Студентами университета были, например, П.А.Столыпин, А.Ф.Керенский, Л.П.Карсавин, А.Н.Бенуа, И.Я.Билибин, Е.А.Лансере; здесь экстерном сдавал экзамены в 1891 г. В.И.Ульянов; позднее в этом здании бывали учившиеся на разных факультетах В.В.Путин, Г.Н.Селезнёв, С.Б.Иванов, А.Л.Кудрин, В.Л.Мутко и многие другие. Ходил по этому коридору, будучи студентом, и Н.К.Рерих. Расположение подразделений было тогда, в конце ХIХ в., следующим: в 1-й части со стороны Университетской набережной находились физико-математический, затем юридический и историко-филологический факультеты; на 3-м этаже, над библиотекой, размещался факультет восточных языков, занятия на котором начались в сентябре 1855 г. Наверняка, как и другие студенты, Н.К.Рерих пользовался книгами университетской библиотеки, начало которой было положено фондами Учительской гимназии, Педагогического и Главного педагогического институтов. В экспозиции Музея истории университета хранятся изображения длинного коридора (его протяжённость около 400 метров) конца ХIХ в.

Н.К.Рерих

Н.К.Рерих

Сейчас бывшие Петровские Коллегии являются Главным университетским зданием, где располагаются 2 из 20 его факультетов; а кроме того, университет владеет ещё более чем 270 домами в разных районах города.

В настоящее время в экспозиции Музея истории университета есть фотопортрет Н.К.Рериха и копия его картины «Старая Ладога», оригинал которой хранится в кабинете ректора. Несомненно, бывал он и в нынешнем Петровском зале – памятнике архитектуры 30-х гг. ХVIII в. Правда, никто, пожалуй, не может сейчас ответить, куда девались отсюда бюсты императоров Александра I и Николая I. О визите последнего в 1828 г. напоминает отделённый металлической оградой от проезжей части сад, разбитый по его приказу, чтобы не мешать студентам в их занятиях. Думается, что и здесь наверняка гулял Н.К.Рерих.

Вообще-то память о Н.К.Рерихе живёт во многих аспектах современной жизни университета. Как известно, Н.К.Рерих пытался вернуться на Родину, но удалось это только его сыну Ю.Н.Рериху, известному востоковеду, в 1957 г. Он обосновался в Москве, заведуя сектором в Институте востоковедения; но в то же время Юрий Николаевич уделил много времени созданию Музея-института семьи Рерихов в родном для них городе Ленинграде. Сейчас Музей-институт, находящийся в структуре университета, ведёт обширную разностороннюю работу. Достаточно сказать, что на балконе Актового зала, где находится выставочный зал Музея истории университета, им регулярно организуются выставки репродукций картин семьи Рерихов, в том числе привезённых и из-за рубежа. Этим Музеем проводятся регулярные научно-практические конференции в университетских зданиях с последующей публикацией их материалов. В частности, заместитель директора Музея-института Н.К.Рериха В.Л.Мельников уже 6 лет принимает участие в секции истории филологического факультета ежегодно проводимых Международных филологических конференций, делая соответствующие сообщения на её заседаниях на основе документов из фондов семьи Рерихов. По итогам работы этих конференций периодически выходят сборники публикаций.

Недавно, в 2004 г., в Вышнем Волочке вышла книга воспоминаний Л.С.Митусовой «О прожитом и судьбах близких», подготовленная Музеем-институтом семьи Рерихов. Людмила Степановна родилась 23 мая 1910 г. в Бологом, а скончалась 23 апреля 2004 г. в Санкт-Петербурге. Отец её, Степан Степанович, уже в 1910-е гг. был известным музыковедом и музыкантом, тесно общался с композиторами Н.А.Римским-Корсаковым, И.Ф.Стравинским, художниками И.Я.Билибиным, М.А.Врубелем, В.И.Зарубиным, А.В.Рыловым и другими представителями «Мира искусства», Школы поощрения художеств, Консерватории и т.д. Он познакомился с Н.К.Рерихом ещё до встречи его с Еленой Ивановной Шапошниковой, кузиной Степана Степановича. Знакомство Рериха с будущей женой произошло летом 1899 г. в имении Бологое археолога князя П.А.Путятина. Здесь постоянно бывал и С.С.Митусов, которому князь приходился отчимом. А знакомство Митусова с Н.К.Рерихом произошло в 1890-х гг. в Петербургском университете, где они оба учились. Во время революции, в 1917 г., Людмиле Степановне исполнилось 7 лет. Её воспоминания насыщены весьма любопытными фактами и о встречах с перечисленными людьми, и о событиях нашей истории. Тексты дополняются фотоматериалами и документами из архива автора, а ведь она явилась одним из создателей Музея-института семьи Рерихов и принимала впоследствии активное участие в его мероприятиях.

В настоящее время Музей-институт получил здание на углу 18-й линии и бывшей Николаевской набережной (ныне набережной Лейтенанта Шмидта). Это дом под номером 41/1, имеющий свою интересную историю. Кратко коснёмся её. В 1730-х гг. он принадлежал подполковнику князю И.Репнину. В 1820-х гг. очередными его владельцами стали наследники чиновника И.Ф.Грошопфа. В 1880-х гг. дом приобрёл академик исторической живописи М.П.Боткин. По его заказу архитектор

А.К.Бруни в 1883 г. сделал мансардную надстройку для художественной мастерской, оформил интерьеры дома. Боткин собрал здесь крупную коллекцию русского и зарубежного искусства, в том числе итальянского Ренессанса. Фоном для неё служила изысканная отделка интерьеров, и современники сравнивали особняк с музеем. Там на литературных чтениях, артистических вечерах, праздниках собирались художники, музыканты, актёры. Среди них, в частности, в 1901-1902 гг. бывал студент историко-филологического факультета Петербургского университета А.А.Блок со своей невестой Л.Д.Менделеевой, дружившей с дочерьми хозяина. Бывали здесь художник К.Сомов и Н.К.Рерих. М.П.Боткин скончался в 1914 г. Долгие годы при советской власти здесь размещался Василеостровский районный суд. Но элементы прежней отделки конца Х1Х в. ещё в 1960-х гг. давали представление о том, как выглядели залы, лестницы, мастерская в начале ХХ в. Над широким окном студии, обращённым к набережной, ещё и сейчас сохраняется картуш с вензелем хозяина начала ХХ в. В настоящее время идёт приспособление здания для нужд Музея-института Н.К.Рериха.

16 сентября 2005 г. здесь уже состоялось открытие выставки и одновременно Музея. Таким образом, музей этот дополнил коллекцию разнообразных городских экспозиций, усиливающих историко-культурный потенциал нашего города.  

Ю.А.Ендольцев,
учёный секретарь Музея истории СПбГУ.

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков