Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 19 (3709), 15 сентября 2005 года

Скульптура из лавы Везувия

«…Рука, которая подчиняется интеллекту»
«…La man che ubbidisce all’inteletto»

Немного об авторе этой необычной скульптуры. Лидия КОТТОНЕ (1922-1992 гг.) – скульптор, известный не только у себя в Италии, но и далеко за её пределами. Закончив художественный лицей в Неаполе, Коттоне продолжила своё образование у известного итальянского скульптора, профессора Художественной академии Алессандро Монтелеоне. В 1946 г. она получила диплом скульптора и с 1950 г. начала преподавать в том самом художественном лицее, который окончила до Академии. Этот год становится знаменательным для Лидии, так как именно его можно считать началом её триумфального восхождения к вершинам признания и широкой популярности.

Творчество Лидии Коттоне делится на этапы, связанные с освоением профессиональной техники, выработкой своего персонального почерка, осознанным совершенствованием мастерства, естественным профессиональным взрослением и утверждением себя зрелым мастером.

С 1960 г. по 1968 г. – период начальный, первый в её творчестве, когда скульптор занимается постижением «сущности игры объёмов скульптурной массы, пластических ритмов, разных композиций из различных веществ и материалов и проблем, связанных с пространством». Реализуя свои творческие планы и идеи, автор стремится применять различные материалы: от терракоты (обожженной глины) до бронзы и даже дерева, хотя дерево потребовало от автора освоения совершенно новой техники резьбы по дереву.

Очень часто Лидия Коттоне обращается к изготовлению скульптур колоссальных размеров, и поэтому ей приходится заниматься дополнительно проблемами композиционного построения больших объёмов. К этому периоду относится её памятник из стали, выставленный на конкурс 1971 года. Его высота – 10 метров. Установлен он был на площади Карита (Милосердие) в Неаполе под названием Сальво д’Аквисто (Спасённое завоевание). В период самоутверждения мастера наблюдается особенно большое количество её персональных выставок как в Италии, так и за рубежом. Одновременно она участвует и в совместных выставках регионального и национального значения. Успех скульптора отмечен многочисленными наградами и премиями.

Камень из Неаполя

Посвящение Лидии Коттоне

В Италии Везувий – коварная гора,
Обманчиво его спокойное обличье.
Он словно хочет вам добра
И полон гордого величья!

Сейчас вулкан в сон погружен,
А может быть, он копит силы.
Но не подскажут и Сивиллы,
Тот час, когда очнётся он.

Никто из поколений не забыл,
Каким «Последний день Помпеи» был.
Бушующая лава всё смела,
Под пеплом целый город погребла.

Теперь пришло другое время,
И лава в слитке – уж не бремя,
А прочный материал творца,
Который может без конца
В руках маэстро изменяться:
Крошиться, литься, выплавляться,
И жидкая и твёрдая субстанция –
Творение Везувия и мастера абстракция.

Сейчас пред нами силуэт
Из лавы мирной, укрощенной.
Подарок русским он на век
В знак дружбы верной и достойной!

И.Д.Колобова
31.05.2005 г.

С 1973 года Лидия Коттоне начинает отдавать предпочтение камню как материалу и создаёт цикл скульптур круглых объёмов, а уже с 1987 г. как материал для своих скульптур использует исключительно только лаву. Однако не забывает она и своих живописных работ, которые начала создавать ещё в 40-е годы прошлого столетия. Тогда же она переезжает в предместье Неаполя и до конца жизни живёт в местечке Сейно ди Вико Эквэнце, а её произведения всё чаще занимают места в Неаполе: первое на площади Карита, затем на мемориальном кладбище – Чимитеро ди Поджореале, на стадионе в местечке Вомеро возвышаются две бронзовые скульптуры с названием Коллана (Ожерелье). Работы Лидии Коттоне приобретают музеи: Галерея дель Эрмо Италико, Меркато Сан Северино, музей Международной графики Ка Пезаро в Венеции, музей скульптуры Дела Фондацьоне Пагани Кастелланца в Варезе, Музей современного искусство в Ла Специи. Многие музеи за рубежом также приобрели её произведения: в Дании – музей Architectural Research Terminal, Waregem, в 2000 году в Копенгагене была установлена скульптура из лавы Везувия с названием «Прошлое, настоящее, будущее». Искусствовед Сильвана Капуано так написала об этой скульптуре: «Суть памятника – в самой горной породе, которая обретала свою форму будучи в состоянии тёплой и податливой структуры, меняясь по желанию автора и под воздействием сил вулканического вдохновения… Прошлое – это живая шероховатая порода, которая позволяет человеку нашего времени придать ей форму, даже некую симметрию, и даже кажется, что произведение имеет форму монолита, однако в сердце у него открывается незаполненное пространство – это пространство будущего».

 

А вот мнение профессора истории современного искусства из Неаполя Массимо БИНЬЯРДИ:

«Творчество Лидии Коттоне в панораме постоянно меняющегося многообразия неаполитанского изобразительного искусства послевоенного периода занимает совершенно исключительное место. Её личность художника сумела провести диалог между традиционным искусством и новыми веяниями, возникшими в Италии сразу после 1945 года. Её творчество оставило неизгладимый след и привлекло всеобщее внимание; например, её работы в области портрета, начатые ею с простого рисунка на бумаге в технике китайской туши в 1945 г., развиваются к концу жизни и отображают образы, почерпнутые уже из далёкого прошлого, правдивое изображение которых явилось результатом глубокого анализа их средиземноморских корней. Формы, представляющие магическо-ритуальные, прародительские, пророческие прообразы, как это видно из её произведений, приводят к рождению целого цикла работ под названием «Исследования» и выполнены в камне (лаве, глине, металле) в период с 1987-1989 гг. Эти произведения представляют результат взаимодействия материала со светом, который моделирует их, высекает, оформляя их подобно священным геометрическим письменам, а аура, окружающая их, подобна лёгкому дуновению ветра, долетавшему до колоссальных древних мегалитов, среди которых жест человека превращается в торжественное утверждение духовности и раскрывает науку о символах, несущих искупление.

Художественная деятельность Лидии Коттоне была направлена, прежде всего, на возобновление с новым энтузиазмом дебатов вокруг известной темы – значения формы вне её конкретности, так как многие годы, особенно в Неаполе, искусство было связано с традиционной пластикой конца XIX века. Во вторых, ей удалось утвердиться в обществе, признающем мужской приоритет в скульптуре, и выразить мечту женщины, полную многообразия изобразительных форм, которые помогли раскрыть совершенно новые горизонты в искусстве».  

И.Д.Колобова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков