Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 19 (3709), 15 сентября 2005 года
это было летом

Первое лето
взрослого человека

«И не надо удивляться, вы теперь взрослые люди, и у вас, как у всех, только один месяц для отдыха»… А.Э.Фатеев, один из руководителей практики студентов-биологов

Месяц май. Когда мои школьные друзья, год назад поступившие почти что во все вузы города, начали отказываться от встреч под предлогом наступления зачетной недели, среди моих товарищей по факультету всех зачетов не имел только ленивый. Когда 10 июня Стас предложил встретиться и «отметить сдачу первого экзамена», пришлось отказаться по причине интенсивной подготовки к последнему экзамену. Ну а уже с 15 июня на телефонные звонки отвечала моя мама: у меня началась практика.

Летняя практика способствует более тесному общению.

Летняя практика способствует более тесному общению.

Да, начало лета выдалось у меня невероятно насыщенным! Не знаю, как другие, а я год назад, будучи абитуриентом биолого-почвенного факультета, ни о чем таком не задумывалась. Меня интересовала будущая специальность, а не особенности обучения. И только в процессе учебы выяснилось, что и «рабочий день» у меня длиннее, чем у студентов других вузов, и субботы все заняты, а в перспективе казалось, что и лета мне не видать…

Но пришло лето, и теперь я знаю, что «грамотно организованный учебный процесс» может быть полноценным, разнообразным, запоминающимся отдыхом. Да еще и состоящим из двух частей – если не понравится одно, то есть надежда, что другая часть будет по душе. (Хотя и мне, и моим друзьям понравились обе.)

Часть первая
Белое море

Для половины моих сокурсников получилось наоборот, Белое море стало второй частью практики. Мы имели право выбора, и я считаю, что выбрала правильно, потому что после напряженных дней сессии особенно остро ощущался переход к «кочевой» жизни. Уют вагонного купе, четыре часа на кораблике «Профессор Заварзин». И вот наконец показалось место проведения практики: нас ждал остров Средний с деревянными жилыми домиками, зданием с полуразобранной крышей (как после выяснилось – столовой) и прочими сооружениями сельской архитектуры.

Конечно, для любителей отдыха в Анталии или Биаррице это не совсем то. Но мы решили, что на Лазурный берег мы сможем съездить и в более преклонном возрасте. Пока наш дух содержится в молодом и относительно здоровом теле, мы можем не отвлекаться на мелкие бытовые неудобства, да нам и некогда оказалось думать о комфорте – обучение занимало весь день, с 10.00 до 00.30 (с перерывами исключительно на еду).

Конечно, мы ощутили в полной мере красоту северных белых ночей, вели задушевные разговоры под шум настоящего прибоя, гуляли по девственным местам, не оскверненным ни пустыми пластиковыми бутылками, ни пакетами от чипсов. Мы не толкались в метро, не висели на телефонах, обсуждая платье, «в котором Ленка вчера гуляла с Пашкой». То есть не тратили время на шелуху будней.

Лично я первые две недели, посвященные зоологии беспозвоночных, находилась в нервном возбуждении, вызванном желанием везде все успеть, запомнить и понять. Наши прекрасные преподаватели-энтузиасты Дмитрий Алексеевич Аристов и Варвара Владимировна Ященко успели заразить аналогичными помыслами почти всю группу.

Белое море. Песчаная литораль.

Белое море. Песчаная литораль.

То, чем мы занимались, можно описать так. Сперва на лодках, реже на корабле мы добирались до нужного места и проводили время в неустанном сборе различных «мелких животных». В зависимости от того, утренняя была экскурсия или вечерняя, мы опаздывали либо на обед, либо на ужин, поэтому по возвращении на базу все неслись домой с ведрами и банками, в которых сидела беспозвоночная живность, а также с необходимыми для ловли ситом, кюветами, сачком, драгой или кошкой, или, наконец, просто с веслами. В это время кто-то «особо везучий» в темпе отдраивал лодку.

Увлекательным моментом была разборка улова. Животные не желали жить в антисанитарных условиях, их следовало быстро рассортировать по банкам, пока улову не стало жарко. В итоге часто раздавался вопль: «Где банка с…?» При отсутствии ответа на вопрос человек просто пихал живность в ближайшую банку, так полихеты попадали к олигохетам, а брахиподы делили банку с моллюсками, что добавляло веселья при проверке преподавателем наших успехов.

А ведь после этой веселой беготни от стола к холодильнику все наловленное еще следовало зарисовать. Хорошо, на Севере ночи белые, удавалось посидеть над тетрадями и после «конца света» (то есть после прекращения работы дизеля, снабжавшего базу практики электричеством). В час ночи начиналось вечернее чаепитие и время отдыха, так что вполне объяснимо, почему я просыпалась не к завтраку, а лишь за 15 минут до занятий. И все по новой, так что постепенно я стала ощущать себя зайчиком из рекламы батареек «Энерджайзер».

После разнообразных красочных беспозвоночных монотонность лишайников и нитчаток сперва нагнала тоску, но все втянулись и пережили и эту неделю. Зато заряд бодрости придала генетика – при том же объеме экскурсий нам надо было написать небольшую исследовательскую работу, к счастью, одну на двоих. Помогли, опять же, белые ночи.

Не знаю, насколько полученные здесь знания пригодятся каждому из нас в работе, но все это ужасно интересно узнавать. И еще: теперь наше представление о том, какой должна была бы быть Земля, если бы не человечество и не последствия его деятельности, стало ярче, осязаемее, что ли.

Часть вторая
Петергоф-Петродворец
и кое-что еще

Возвращение на Большую землю прошло успешно, и уже через день нас встречал парк «Сергиевка», где продолжилась наша летняя практика. И вновь у каждого был выбор: особо одомашненные могли жить под крылом родителей и ездить на практику электричкой, а свободолюбивые студенты (их оказалось два человека) имели возможность вкусить прелестей общежитского бытия. Я выбрала последнее, и мне понравилось.

После 14 –16-градусного беломорского лета 27-градусная жара Петергофа показалась прямо-таки тропической.

Хотелось лежать, пить воду и расслабляться, а приходилось бродить стайкой по дорожкам, вытягивать шею, чтобы из-за спин друзей рассмотреть, на что же показывает Наталья Михайловна. Впрочем, погода нас недолго баловала, и дождь внес свежую струю в наши выезды в Пудость и особенно на 63-й километр в поисках особо редких для нашей области плаунов. Сам по себе вряд ли когда соберешься на такую прогулку в такую погоду, тем более нереально уговорить на такую авантюру друзей, а когда все это случилось вроде бы само собой, по воле случая, получилось весело и это сплотило ребят еще больше. Хотя бывали и моменты, когда я с удовольствием перебила бы большую часть группы, оставив в живых человека два.

Вскоре погода стала нам неважна: в любых условиях мы три часа ходили по парку, хлюпая носами и ботинками, а остальное время было занято определением собранного, перебором гербария, записыванием бесконечных латинских названий (всего около 300).

Первокурсники после своего первого университетского года отправились на практику, а новое пополнение студентов только мечтало об этом и усердно сдавало вступительные экзамены. Это было в июле: вступительный экзамен в аудитории исторического факультета.

Первокурсники после своего первого университетского года отправились на практику, а новое пополнение студентов только мечтало об этом и усердно сдавало вступительные экзамены. Это было в июле: вступительный экзамен в аудитории исторического факультета.

Главным на петергофском этапе практики было: проявляя свою развитость и находчивость, выяснить у одногруппников, какое растение нужно искать, найти его и успеть ободрать раньше всех, не спутать с похожим представителем того же рода, растущим вперемежку. Лучше иметь три-четыре экземпляра, потому что частенько добыча чудесным образом ухитрялась исчезать из мешка. А еще следовало запомнить каждое растение «в лицо и по имени», чтобы заслужить зачет. После чего практика кончилась, и появилась масса свободного времени, которое надо было как-то убить, чтобы дотянуть до сентября.

Из вышеописанного вытекает, что утверждение, что университет заботится не только об организации учебного процесса, но и об организации досуга – абсолютная правда. Причем делает он в этом направлении даже больше, чем кажется на первый взгляд.

Теперь мы в этом уверены. Посещая студенческие вечеринки и прочие мероприятия, мы не только будем вспоминать беломорский прибой и тихую речку Пудость, но и терпеливо будем ждать, что же приготовит нам в качестве награды СПбГУ по окончании второго курса?

Что касается практической пользы от полученных летом знаний: по возвращении в Петербург мы вдруг заметили, что отрекомендованный нам как редко встречающийся в наших краях Simploricarpos rivularis прекрасно себе растет по всему городу в качестве декоративного растения. Хотя не исключено, что во время сбора образцов мы вырвали из дикой природы что-то не то…  

Алена Долгова,
студентка
Фото Ирины Андреевой

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков