Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 19 (3709), 15 сентября 2005 года
от первого лица

Наш университет:
бремя лидерства

Выступление ректора СПбГУ Л.А.Вербицкой
на традиционном ежегодном расширенном заседании
Ученого совета
31 августа 2005 года

Глубокоуважаемые коллеги!

Позвольте поздравить вас с началом учебного года. Я искренне рада видеть всех присутствующих в зале в добром здравии, отдохнувшими и готовыми к новым творческим свершениям.

Наше традиционное расширенное заседание Ученого совета проходит в знаменательный период. Мы отметили 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этой датой открыли в Петродворце памятник «Ушедшим в бессмертие» и в сентябре будем отмечать 60-летие окончания Второй мировой войны. Сегодня мы пригласили на наше заседание участников этих событий. Я прошу вас выразить им нашу благодарность аплодисментами.

К сожалению, время неумолимо. И сегодня не все могут разделить с нами радость начала нового учебного года. Я прошу почтить память всех, не вернувшихся с войны, и ушедших от нас в послевоенные годы, минутой молчания.

Глубокоуважаемые коллеги!

Позвольте мне отчитаться перед вами за прошедший год.

Каждый раз при подготовке своего отчета я пытаюсь найти новый ракурс, чтобы оценить, проанализировать позитивные результаты деятельности университетского коллектива, найти промахи, ошибки и упущения в работе, чтобы не допустить их в будущем.

Наш университет в российском и мировом образовательном сообществе занимает одно из ведущих мест, что вовсе не означает отсутствия в нашей работе недостатков. Их немало, и я попытаюсь на них остановиться в свое время.

Ректор Л.А.Вербицкая на празднике посвящения в студенты.

Ректор Л.А.Вербицкая на празднике посвящения в студенты.

Я хочу вам предложить оценить нашу работу, то есть самих себя, с учетом требований, которые предъявляются ведущему вузу. Поэтому я назвала отчет этого года так: «Наш университет: бремя лидерства».

Ведущим быть почетно. Но от лидера всегда ждут новых успехов. Это как в спорте. Можно вырваться вперед, но гораздо труднее все время быть лидером. Для этого надо иметь колоссальный запас прочности, ресурсов, эффективно их использовать.

В отличие от спорта, где лидерство линейно, конкретно, лидерство университета многоаспектно, многофункционально. Анализ деятельности университета с точки зрения выполнения функций лидера высшей школы – задача очень непростая.

Наш университет действует в социально-политическом контексте, который складывается в обществе здесь и сейчас. Коллектив университета – активный субъект формирования этого контекста, но в то же время мы зависим от других субъектов и элементов социальной структуры общества.

В прошедшем году наше общество переживало этап управленческой модернизации. Правительство изменило свою структуру. Министерства в прежнем виде уже не существуют. Органы управления получили двухзвенную структуру, в которой стратегические функции предписаны собственно министерствам, а тактические — агентствам.

Такие изменения произошли и в нашем министерстве.

К сожалению, я не могу сказать, что результат всех этих преобразований позитивный.

Я обращаю внимание на структурные перемены как важный фактор формирования социально-политического контекста потому, что правительство прилагает громадные усилия по проведению реформы сферы образования. Обратите внимание на информацию в СМИ. В каждой газете вы найдете сообщения о том, что реформа образования запаздывает, тормозится.

Вот только ясности в том, чего хотят реформаторы, каковы цели, конечные ориентиры реформы – нет.

Действия органов власти носят иногда бессистемный характер.

Пока можно отметить лишь введение ЕГЭ и ГИФО. Это два весьма спорных по своей полезности результата. ГИФО реально уже отменено, ЕГЭ – обсуждается, и, по-видимому, отменено не будет, останется как одна из форм приема в вузы. Городские власти приняли решение в следующем году проводить ЕГЭ еще по 4 предметам, перечень которых окончательно не определен. Университет должен выработать свою позицию, взвесив все плюсы и минусы результатов ЕГЭ. Я прошу деканов к заседанию Сената 12.09 подготовить свои предложения.

Структурная перестройка фактически притормозила работу министерства. Постоянная кадровая чехарда привела к снижению уровня профессиональной компетентности. Нет четкого понимания и положения российской высшей школы в мировом образовательном пространстве.

В самом российском образовательном сообществе, в его лидирующей части складываются две условные группы вузов: 1) вузы-бизнесмены и 2) вузы-патриоты. Их различает отношение к образованию как социальному институту. Для первых главный критерий – прибыль. Для вторых – развитие страны, подготовка кадров высшей квалификации, научные достижения мирового уровня.

Идеи современной реформы российского образования сегодня генерируют представители первой группы. По их мнению, образование – это высокодоходный бизнес, а потому нужно сокращать бюджетное финансирование вузов, нужно сокращать подготовку гуманитариев. И эти идеи уже реализуются органами управления. Вам известно, что уже в этом году на 43 тысячи сокращен прием на гуманитарные специальности.

Конечно, нам нужна реформа образования. Я не консерватор. На мой взгляд, лишь 10% вузов соответствуют современным требованиям. В общем-то идея сокращения числа вузов достаточно обоснована: их сегодня более 3200, в том числе 640 государственных. Но нельзя забывать, что развитие российского общества определяется состоянием образования, его доступностью самым широким слоям населения. На встрече с выпускниками школ в Москве наш президент выдвинул инициативу, по существу возвращающую обязательность всеобщего среднего образования.

Это будет иметь существенные последствия как для воспитания подрастающего поколения, так и для деятельности вузов, так как формирует контингент поступающих в вузы.

К сожалению, мнение широкой вузовской общественности не всегда учитывается при подготовке документов, определяющих процесс реформирования системы образования. Например, сокращение числа вузов предполагается начать с государственных.

Наблюдая за деятельностью нашего министра, который за последние 10 лет – самый активный и инициативный министр, я могу констатировать разрыв между его идеями и их исполнением на уровне министерства.

Правильные установки в силу некомпетентности исполнителей на практике приобретают такие формы, что дискредитируют инициатора.

Я с различных трибун пытаюсь уже давно довести до правительства мысль о том, что без структурной перестройки, без отхода от отраслевого принципа организации образования модернизация отечественной высшей школы – невозможна.

Результаты сегодняшней реформы, на мой взгляд, не вселяют радужных надежд. Вузы выживают и сегодня вопреки логике реформаторов, а не благодаря их действиям. Нам обещают повышение заработной платы, увеличение стипендий. Будем надеяться, что хотя бы в этой части поддержка образования со стороны государства состоится, не все отношения будут строиться на принципах коммерции (с 01.09 стипендия увеличивается на 100 руб., ставки преподавателей – в 1,11 раза).

Я хочу рассказать более подробно о результатах переговоров с министром образования, которые активно обсуждались в средствах массовой информации. Во-первых, это создание Высшей школы менеджмента СПбГУ, во-вторых, продолжение реконструкции здания бывшего НИФИ под библиотеку, завершение строительства в Петродворце, обновление оборудования факультетов и институтов. На это обещают выделить около 1,8 миллиарда рублей.

Уважаемые коллеги!

Я специально обратила ваше внимание на проблемы общероссийского характера, поскольку политическая стабилизация, достигнутая государственной властью в последние годы, действует успокаивающе.

Конечно, прошедший год нельзя сравнивать ни с 1998, ни с 2001. Тогда мы не знали, как оплатить тепло, энергию, как выплатить заработную плату. Сегодня картина иная, но и требования иные. Чтобы им соответствовать, нужно еще большее напряжение сил. Нужны еще большая организованность и ответственность.

Именно на это были направлены усилия Ученого совета, ректората и мои как ректора в прошедшем году.

Много сил и времени в предшествующий период было затрачено на разработку стратегии развития университета. В конечном счете, нам удалось согласовать позиции всех структурных подразделений, различные точки зрения, порой прямо противоположные, создать, на мой взгляд, документ, консолидирующий универсантов.

В стратегии мы четко определили позиции университета как ведущего, как лидера. Само собой разумеется, что в прошедшем году наши усилия были направлены на создание механизма, обеспечивающего реализацию стратегических целей.

Ученым советом была создана комиссия по разработке плана реализации стратегии развития университета, чтобы перевести стратегические установки в систему тактических действий, согласовать их по ресурсам и результатам. Это очень сложная работа.

К сожалению, результаты работы комиссии нас не могут полностью удовлетворить. Оказалось, что согласований на уровне стратегических установок достичь проще, нежели перевести их в режим реального времени. Это по существу первый опыт менеджмента вуза. Но я очень надеюсь, что в новом учебном году мы справимся с поставленной задачей, разработаем четкий план развития университета, согласованный по срокам, ресурсам и конкретным результатам.

В своем отчете я хочу отойти от традиционной схемы анализа и на первое место поставить состояние организационно-управленческой структуры университета, поскольку состояние финансов, материально-технической базы, организация учебной и научной деятельности зависят от эффективности управления.

Университет – очень сложная организационная структура, в которой должны быть согласованы цели и интересы разных уровней, обеспечена оптимальная самостоятельность подразделений и рациональная централизация.

Ученым советом по моему предложению были приняты решения по изменению организационной структуры ректората. Вам эти решения известны. Мы сократили число проректоров, уменьшили количество отделов и служб, чтобы упростить процедуры прохождения документов. Результаты этих изменений, на мой взгляд, можно оценить как положительные, хотя не обошлось без сбоев.

Вместе с тем, структура ректората еще далека от оптимальной, и в этом направлении всем нам предстоит дальнейшая работа. Я еще раз подчеркну главную идею этих преобразований: не факультеты для ректората, а ректорат для факультетов и научных подразделений!

Ученым советом был одобрен эксперимент по расширению самостоятельности факультетов в части формирования кадрового состава и оплаты труда преподавателей.

Я надеюсь, что факультеты разумно подойдут к реализации своих прав и не создадут массовых правовых конфликтов, поскольку разрешать их придется все равно ректорату.

Беспокоит меня и организационная структура управления подразделениями. Мне представляется, что деканаты порой неоправданно увеличивают количество административно-управленческого персонала.

Специальная рабочая группа, избранная Советом 26 июня, занимается разработкой системы управления всеми звеньями, статуса УНЦ. Будет разработана типовая структура управления факультетами и должностные инструкции для работников.

Университет – динамично развивающаяся система. В дополнение к уже действующим кафедрам, число которых было 284, в прошлом году открыто 4 новых (сравнительной социологии, архивоведения, госпитальной терапии, нейрохирургии и неврологии).

В июне месяце прошло официальное открытие Медицинского центра, на который мы возлагаем огромные надежды, и я уверена, что он будет дополнен клиническим комплексом мирового уровня.

Еще раз отмечу, что правительство приняло решение об открытии на базе факультета менеджмента Высшей школы менеджмента СПбГУ. Это стратегическое решение позволит готовить управленческую элиту для государственных учреждений и бизнеса.

Мы ведем активную работу по включению в структуру университета Военного института физической культуры и укреплению за счет этого спортивной кафедры и военного факультета.

Но хотелось бы, чтобы поскорее были решены вопросы формирования профессиональной армии и дана возможность студентам решать самостоятельно, хотят ли они связать свою жизнь с армией.

Мне также представляется перспективным открытие направления по подготовке и переподготовке специалистов-управленцев для системы образования. Она вполне может быть организована силами факультетов менеджмента, экономического, социологии, юридического и психологии. Именно об этом я говорила на заседании правительства Петербурга 28 июня этого года. Нам нужно активнее развивать межфакультетские программы как основу межфакультетского сотрудничества, и не только в области научных исследований, но и в подготовке кадров, не отказываясь от создания и сохранения структурных подразделений. В качестве позитивного примера могу отметить опыт работы Учебно-методического центра по подготовке аудиторов, который сегодня реализует целый ряд программ, в том числе и по подготовке специалистов в сфере интеллектуальной собственности.

Хочу специально остановиться на вопросах реализации Болонских требований. Мы знаем, что степень готовности факультетов разная. Изданный в мае приказ это учитывает. Но хочется, чтобы все руководители подразделений имели перспективные планы перехода к новой системе, тем более что наш университет был инициатором этого процесса.

Лидерство предполагает наличие необходимых ресурсов: высококвалифицированного кадрового потенциала, развитой материально-технической базы, финансового обеспечения.

Университетский кадровый потенциал – это 30 действительных академиков и членов-корреспондентов Российской Академии наук, 2 академика РАО и 3 члена Академии медицинских наук. В качестве профессоров и доцентов в университете работает 1147 докторов наук, 2327 кандидатов наук. В научных подразделениях университета занято 1056 сотрудников, имеющих ученые степени докторов и кандидатов наук. За прошлый год 57 сотрудников университета получили ученые звания доцента и 21 – профессора.

Оценивая динамику качественного состава ученых университета как положительную, я должна обратить внимание на проблемы. В их числе наибольшее беспокойство вызывает тенденция старения кадров.

Средний возраст профессоров в университете 60 лет. И хотя эта цифра ниже среднероссийской, она не может не тревожить. Причин много: это и низкая заработная плата по сравнению с другими сферами деятельности. И слабая техническая оснащенность исследовательской деятельности, особенно в естественных науках. И, не в последнюю очередь, социальная нестабильность в обществе, недооценка ученых со стороны общества, падение престижа научного работника. Видели ли вы за последние 15 лет фильм об ученом? Наверное, последний отечественный фильм, посвященный этой тематике, был «Иду на грозу» по роману Д.Гранина.

У меня есть предложение Ученому совету выступить инициатором создания полнометражного художественного фильма о человеке науки, о его радостях, успехах, достижениях, сомнениях, тревогах, раздумьях. Тем более что известный режиссер А.Масленников – наш универсант, знает университетскую среду не понаслышке. Молодежи нужны идеалы, и их нужно создавать!

Конечно, экономический фактор имеет существенное значение. И инициатива некоторых факультетов, в частности экономического, юридического, факультета менеджмента, по стимулированию научных достижений за счет внебюджетных средств очень своевременна, поскольку оплата труда профессорско-преподавательского состава остается невысокой, несмотря на ее позитивную динамику. Но не все факультеты сегодня имеют такую возможность. Увеличение ставки в 1,11 раза с сентября ситуацию существенно не меняет. Я же могу вам гарантировать выплату премии 5 сентября в размере оклада. Выплата началась 2.09, то есть в пятницу.

Уважаемые коллеги!

Финансовое благополучие университета в значительной степени определяется взаимодействием ректората с Федеральным агентством по образованию, умением отстоять нашу позицию по объемам финансирования. Если не знать всего механизма распределения финансов, может сложиться впечатление, что главный источник финансирования деятельности университета – внебюджетные средства, особенно если сравнивать экономику факультетов, имеющих разные внебюджетные поступления. Уверяю вас, это не так.

Доходная часть бюджета университета на 2005 год запланирована в объеме 3426,6 млн руб., из этой суммы бюджетные поступления составляют 2085,7 млн руб. (включая финансирование из регионального и местного бюджетов и различных бюджетных фондов, в объеме 84,7 млн руб.). Подготовка же специалистов по контрактам и другие платные образовательные услуги дают в сумме 848,9 млн руб. И если на некоторых факультетах средства от платных форм обучения – главные, то в целом по университету они составляют немногим более 25%. Такая структура финансов свидетельствует о том, что государство сохраняет свою ответственность перед университетом как федеральным образовательным учреждением. Обращаю внимание на то, что в прошлом году средства от платных образовательных услуг составляли почти 50% консолидированного бюджета.

Надо отметить, что для наших финансовых служб прошлый год был очень напряженным по чисто психологическим причинам. Изменение кодов бюджетной классификации потребовало обновления программного обеспечения, вызвало сбои в финансировании.

Нашу финансовую деятельность проверяли контрольно-ревизионные службы Министерства финансов и в целом положительно оценили работу.

В июне финансы университета проверяли аудиторы Счетной Палаты (главным образом интеграцию учебной и научной работы). Результаты этой работы мы узнаем лишь в конце октября.

Рациональная организация финансов как проблема не снимается с повестки дня. Мы обсуждали идею консолидированного бюджета, оптимальной организации финансовых потоков, эффективного использования внебюджетных средств. Мы продолжаем настаивать на включении университета в федеральный бюджет отдельной строкой.

Решением Ученого совета для обеспечения медицинского страхования сотрудников университета было выделено 10 млн руб. внебюджетных средств. Тем самым мы не только решили некоторые социальные проблемы сотрудников, но и консолидировали средства для реальной деятельности Медицинского центра. Нам сейчас предстоит проанализировать результаты работы по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) и добровольному медицинскому страхованию (ДМС).

Материально-техническая база университета – наша одна из самых болевых точек. Я, бывая за рубежом, с завистью смотрю на университетские кампусы, и новые, и старые. К сожалению, реальность такова, что мы не сможем в обозримом будущем иметь одну территорию. Множественность адресов создает массу эксплуатационных трудностей. Но мы рассматриваем как успех получение новых зданий. За прошлый год получены здания для экономического факультета (Таврическая ул., 21, 23, 25) – 3516,2 кв.м и подсобные помещения по адресу: 13 линия, д.24, площадью 418,3 кв.м. Это даст возможность освободить ряд помещений Главного городка. Нам необходимо получить дополнительные помещения для расселения НИФИ. Новое здание для медицинского факультета официально подарено губернатором, но еще нужно приложить много усилий, чтобы оно стало нашим, хотя принципиально два дня назад все вопросы были решены.

За прошлый учебный год были отремонтированы фасады Смольного монастыря, филологического (9 линия В.О., 2/11), экономического, биолого-почвенного (здание кафедры генетики и селекции) факультетов, продолжается ремонт фасада бывшего дворца Лейхтенбергского.

Начат ремонт фасада здания филологического и восточного факультетов.

Общий объем ремонтных и ремонтно-реставрационных работ составил 540 млн руб., в том числе за счет средств университета (внебюджетные средства) – 125 млн руб.

Я с большим удовольствием увидела вчера две отремонтированные силами университета аудитории (на 100 человек каждая) на физическом факультете и зал заседания Ученого совета матмеха.

Идет и будет к Новому году закончена реконструкция зданий № 1 и № 3 по Волховскому пер. (факультет менеджмента).

Наконец, активизировалась работа по оформлению недвижимости университета. Сегодня мы имеем оформленные документы на 117 зданий (45%), внесенных в Реестр федерального имущества, и свидетельства на право оперативного управления на 75 зданий (29%). Очень медленно идет оформление земельной собственности как по объективным причинам, так и из-за наших недоработок. Из 1082 га земли, выделенных ранее университету, получены свидетельства на 192,8 га, что составляет 17,8%.

Биолого-почвенным факультетом для нужд философского факультета освобождена лаборатория М.Н.Смирнова, медицинским факультетом — для исторического факультета — аудитория № 88.

Материально-техническая база – это не только недвижимость. Университет имеет сложную технологическую базу, лабораторное оборудование. Именно она сегодня нуждается в первоочередном обновлении. К сожалению, здесь проблемы решаются плохо. Еще не определен механизм, который позволил бы оптимизировать материально-техническое снабжение.

Нам нужно проработать процедуру конкурсного отбора университетских поставщиков, возможные лизинговые отношения и другие способы повышения эффективности материального снабжения. Это должно быть частью плана реализации стратегии университета.

Список необходимого оборудования для развития факультетов и институтов на сумму более 2 млрд руб. рассматривается министрами Г.О.Грефом и А.Л.Кудриным, и я очень надеюсь на то, что в ближайшее время нам станет известно об их решении, что позволит эффективно выполнять главную функцию университета – подготовку высококвалифицированных специалистов.

В настоящее время в университете лицензированы 66 специальностей, 32 направления бакалавриата, 23 направления подготовки магистров. Всего обучаются 29394 студента. В прошлом учебном году состоялись первые выпуски студентов по специальностям 351421 – прикладная информатика в социологии.

Традиционный выпуск студентов-отличников в этом году мы уже не смогли провести в Актовом зале. Для выпускного бала нам был предоставлен Каретный сарай. Из 958 выпускников-отличников многие были именными стипендиатами, победителями конкурсов.

Теперь о приеме на первый курс. Я хочу познакомить вас с ситуацией, сложившейся в России, и на этом фоне оценить наши результаты. В этом году в России студентами стали 1,4 млн человек. Около 600 тысяч из них получают образование за государственный счет, а более 800 тысяч будут учиться за деньги.

Таким образом, в России сегодня только 40% студентов могут получить образование за счет государства. В университете нам удается удерживать более благоприятную ситуацию.

В 2005 году на 1 курс принято 6855 первокурсников, в том числе на бюджетной основе 3920 (то есть больше 60%), на контрактной основе 2935:

  • на дневное отделение, соответственно, 2940 и 2319
  • на вечернее отделение - 685 и 373
  • на заочное отделение - 295 и 243

По конкурсу лидируют:


  • информационные технологии - 6,8
  • журналистика - 6,64
  • стоматология - 6,5
  • прикладная информатика в гуманитарной сфере - 5,8
  • связи с общественностью - 5,73
  • юриспруденция - 5,37
  • международные отношения - 5,35
  • политология - 5,3
  • клиническая психология - 5,28
  • психология - 5,15
  • лечебное дело - 5,12
  • теория и практика межкультурной коммуникации и искусство и гуманитарные науки - 5,0.

Многие из вас были на Дне первокурсника. Своеобразие приема этого года в том, что молодежь становится все более открытой, радостной. Это вселяет оптимизм в отношении будущего нашей страны.

Университетская наука во все времена вносила достойный вклад в мировой прогресс. За прошлый год учеными университета было защищено 37 докторских и 140 кандидатских диссертаций, опубликовано более 400 монографий и сборников, научных статей, более 500 учебников. Получено 12 патентов Российской Федерации на изобретения и 2 зарубежных патента. Наши ученые разработали математическую модель глаза, оригинальные программы для целей медицинской томографии, модельные системы для диагностики и лечения болезни «коровье бешенство» и многие другие.

Университетская наука имеет мировой авторитет. Наши ученые являются головными в исполнении ряда федеральных программ, в том числе и программы «Русский язык» (к счастью, она утверждена, хотя финансирование уменьшено в 2 раза).

Вместе с тем проблемы в университетской науке нарастают. Их становится все больше в связи с теми установками, которые приняты в Министерстве образования и науки. Они в том, чтобы сокращать расходы на «бесполезную» фундаментальную науку. Вам известны результаты обсуждения перспектив развития науки на общем собрании РАН. Проблема не снята, она просто отложена на некоторое время. Казалось, мы уже перешли этап, когда надо было сохранять науку и образование, и можно было бы переходить к развитию. До сих пор нет в обществе понимания роли и места именно университетской науки.

Вы все знаете, что наша трехлетняя борьба только с помощью президента РФ увенчалась успехом. 25 июля М.Е.Фрадков подписал постановление правительства о присвоении Петергофу статуса Наукограда. Политическое решение принято. Предстоит очень серьезная работа, в выполнении которой университет должен выполнять главную роль как градообразующий элемент Петродворца. Чтобы обеспечить гласность, прозрачность всех действий, нам нужно, чтобы все наши предложения о формировании Наблюдательного совета были учтены; чтобы была сформирована дирекция, полностью согласованы все вопросы с администрацией Петродворца.

В успехе проекта заинтересованы все проживающие, работающие и отдыхающие в Петродворце, но более всего мы. Теперь мы серьезно занимаемся организацией работы дирекции.

Последние годы ректорат и Ученый совет предпринимают меры по внутриуниверситетской поддержке молодых ученых. Развивается университетская программа постдоковских грантов. За весь период существования этой программы (с 1998 по 2004 год) в ней участвовало 10 факультетов, гранты получили 212 человек.

Уважаемые коллеги!

Лидерство в науке – это признанные научные школы, а у нас их 100. Это выдающиеся ученые, получившие мировое признание. Я с огромным удовольствием от имени всего Ученого совета хочу поздравить великого ученого Л.Д.Фаддеева, в очередной раз получившего премию, на этот раз Премию президента, присужденную решением Госсовета.

И еще приятные новости: Премия правительства Российской Федерации 2005 года в области образования присуждена академикам РАН, членам Ученого совета Александру Даниловичу Ноздрачеву и Юрию Викторовичу Наточину за учебник для высших учебных заведений «Физиология человека» и профессору экономического факультета, депутату Государственной Думы Валентине Николаевне Ивановой за научно-практическую работу «Исследование, разработка и внедрение новых методов обучения в области профессиональной подготовки и повышения квалификации инженерных, управленческих и педагогических кадров». (Постановление Правительства РФ № 470 от 30.07.05, «Российская газета» 09.08.05).

Выполняя функции лидера, университет предпринимает самые разнообразные действия, чтобы добиться особого статуса для университетской науки. В их числе проект создания исследовательского университета и положение о научных работниках.

В образовательной и научной деятельности информационное обеспечение имеет основополагающее значение. Организация работы научной библиотеки, издательства, Василеостровского и Петродворцового центров информации – главная задача создания университетского информационного пространства. К сожалению, не все получается так, как планируется.

Издательством сделано много, чтобы ликвидировать прорыв, созданный в предшествующий период. Но по целому ряду причин универсанты предпочитают издавать свои труды у других, в том числе и грантовые, объем которых на этот раз более 65 млн, а планируемые результаты деятельности издательства – 5 млн. Нужно сделать все, чтобы все средства шли в свое, университетское издательство.

Научной библиотеке, на мой взгляд, требуется собственное внутреннее понимание своей роли как информационного центра, активное ее исполнение. Надеюсь, что нам удастся разработать программу развития библиотеки.

В деятельности университета международное сотрудничество выполняет чрезвычайно важные функции. Оговорюсь сразу. Сотрудничество ведут подразделения университета, на них ложится весь груз выполнения договорных обязательств. Международные службы университета обязаны координировать эту работу, определять цели, способы их достижения, оценивать эффективность.

Несмотря на очень активную международную деятельность университета, а делается в этом направлении много, у нас все-таки нет целевой программы. Международные отношения выстраиваются часто на личных связях, что не является оптимальным. Международным службам нужно выработать способы оценки эффективности этого направления деятельности. Надеюсь, что уже ставшие систематическими презентации университета в разных странах помогут повысить эффективность международных связей.

В университетской жизни общественные организации всегда играли важную роль. Традиционно важные функции отводятся профсоюзам. В этом году был избран профсоюзным лидером С.Г.Еремеев, и мы вправе надеяться, что профсоюзное движение активизируется.

Однако пока я могу лишь повторить вопрос, который задают мне многие сотрудники: за что мы отчисляем профсоюзу 1% заработной платы? Профком получает на свой расчетный счет 4 млн 393 тыс. руб. ежегодно. Но в подразделениях и на общеуниверситетских конференциях активности по обсуждению расходования этих средств я не наблюдаю.

Не очень чувствуется роль студенческого профсоюза. Надежды на то, что они возьмут на себя организацию студенческого самоуправления, не оправдываются. Но Ассоциация студентов зарегистрирована, и, надеюсь, скоро мы это почувствуем.

Важной общественной организацией у нас является Совет ветеранов войны и труда. Его актив сохранил запас энергии. Несмотря на возраст, они в строю. Я хочу еще раз поблагодарить их за бескорыстие и ответственность, за служение университету.

В числе проблем, определенных в стратегии, важное место занимает социальная сфера. Ученый совет, ректорат, факультеты не выпускают ее из своего поля зрения.

Как важнейшее достижение прошлого года я отмечу деятельность нашего Медицинского центра. Медицинским страхованием было охвачено 3022 сотрудника университета на сумму около 12 млн руб. (10 млн из ЦФ, остальное – из факультетских средств).

Отзывы тех, кто воспользовался услугами Медицинского центра, самые положительные.

В прошлом году в связи с расселением студентов в Петергофском комплексе и упорядочением вопроса о проживании там посторонних лиц возникали всплески недовольств. На мой взгляд, это были провокации тех, кто не хотел уезжать, но есть и недоработки факультетов и студенческого городка. Надеюсь, что в этом году такого не случится.

Вчера на ректорском совещании был рассмотрен проект студенческого спортивного комплекса, подготовленный Студгородком Петергофа, и стратегический план развития соцструктуры ПУНКа, которые могут быть реализованы поэтапно в течение 2,5-3-х лет за счет средств федерального бюджета, в том числе и средств финансирования проекта «Наукоград».

Уважаемые коллеги!

В социальный раздел включается организация отдыха сотрудников и членов их семей. Возможности университета здесь не безграничны, но в прошлом году ими воспользовались 1820 человек (7862456 руб. за счет средств университета, 5841621 руб. – из личных средств сотрудников, 4681828 – из фонда соц.страхования. Всего – 18412437 руб., то есть 70% за счет бюджета и внебюджетных средств, и только 30% — личные средства)..

Злободневной и острой остается жилищная проблема, особенно для молодых семей. Известно, что город принял особую программу именно для такой социальной группы. Я попросила руководителей наших профсоюзных организаций вместе с юристами изучить возможности участия в этой программе универсантов (в первую очередь — возможность реконструкции общежития № 9 в Петергофе в жилой комплекс или строительства на этом месте нового). В ближайшее время результаты будут доложены на ректорском совещании, а за этим и на Сенате.

Университет — не только центр образования и науки. Мы позиционируем себя как центр культуры и, мне представляется, соответствуем этому.

Наши отношения с Мариинским театром уже превратили Актовый зал в сцену первого просмотра. Универсанты смотрят и слушают спектакли на полгода раньше, чем они идут на сцене Мариинки.

У нас установились добрые отношения с руководством Филармонии. Я надеюсь, что в активную театральную площадку превратится зал факультета международных отношений. Наши студенческие коллективы, которых уже 8, в состоянии конкурировать с профессионалами, и это в традициях университета. Достаточно вспомнить выдающихся деятелей искусства, выпускников университета (от Глиэра до Филатовой и Юрского).

Прошлогодний отчет был посвящен проблемам морали и нравственности. Почетные профессора университета разработали Моральный кодекс универсанта, который в ближайшее время будет представлен для ознакомления.

Уважаемые коллеги!

Я вернусь к исходной идее своего отчета: бремя лидерства – как быть все время в лидирующей группе? Для этого нужно знать не только свои достижения, но и недостатки.

Мы должны понимать наше положение в мировом образовательном пространстве, имея в виду его оценку не только по выдающимся достижениям, но и по соответствию мировым требованиям условий текущей деятельности нашей университетской повседневности, т.е. соответствию принятым мировым нормам и стандартам.

Для этого я хочу предложить Ученому совету рассмотреть вопрос о сертификации университета на соответствие международным стандартам качества. Я понимаю, что это сложная и, в общем, недешевая процедура, которую проводят внешние эксперты. Для лидера эти условия необходимы. Уважаемые коллеги!

Я еще раз хочу поздравить вас с началом учебного года, пожелать вам и вашим семьям благополучия и процветания.

Я благодарю всех за внимание. Спасибо!  

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков