Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 18 (3708), 31 августа 2005 года

«Университет
весь построен
на традициях...»



Мало кто помнит, что все то, что называется европейской цивилизацией, родилось во многом благодаря Хартии свободных университетов. Именно университеты были той публичной силой, которая подтолкнула развитие народов Европы.

— Я думаю, что Санкт-Петербургский государственный университет является такой структурообразующей силой для нашего города и страны, — считает Станислав Германович ЕРЕМЕЕВ, директор Центра русского языка и культуры СПбГУ. — Университет весь построен на традициях. Поэтому мы не случайно все время обращаемся к истории, к 1724 году, к зарождению университета, ибо любой культурный человек должен обладать исторической памятью. И это не только дань традиции, дань уважения — это во многом и прагматический подход. Ведь только изучив опыт предшественников, мы можем на него опираться, а не начинать все с нуля. Это очень важно. И говоря об университете, мы представляем череду имен, лиц, которые создавали славу российской науки и российской государственности. Нам с вами всем повезло, что мы причастны к такому гиганту, которым является университет.

Сегодня стало модным говорить о престиже, о всяких брендах. Так вот, Санкт-Петербургский государственный университет —настолько “раскрученное” имя, если говорить языком пиара... На каких же традициях он стоит? Какие традиции мы сегодня помним, чтим, уважаем?

Посвящение в студенты

— Одна из традиций — принятие новых лиц в корпоративное сообщество, посвящение в студенты. Она обусловлена тем, что приходят новые люди в известную корпорацию. И здесь есть некие писаные и неписаные законы и правила.

Университетская семья — это тоже наша традиция. Проходят годы (а время обучения, к сожалению, проносится очень быстро), но выпускники остаются с университетом навсегда, на всю жизнь.

— Вы еще помните годы обучения?

— Естественно. Помню, как в 1972 году, после службы в Вооруженных Силах, я пришел в ЛГУ на философский факультет. Хотя сначала была мысль поступать на юридический факультет, и с этой мыслью я нес документы в университет. Но так получилось, что по дороге я зашел сюда, в ректорский флигель, в этот подвальчик — тогда здесь находился комитет комсомола Ленинградского университета (а сейчас здесь Центр русского языка и культуры, так что я являюсь хранителем “комсомольского подвала”, к вопросу о традициях). И так получилось, что разговор с Виктором Пайчадзе, заместителем секретаря комитета комсомола ЛГУ, изменил мою жизнь. Он меня сориентировал: зачем, говорит, тебе идти на юридический? Это суд, следователи, адвокаты — романтика, одним словом. Но ты человек с жизненным опытом, за плечами армия, поработал уже. И ты понимаешь, что вопросы обустройства мира решаются на философском факультете. Короче, он сагитировал меня поступать на философский, поскольку сам был выпускником этого факультета... Другое дело, что жизнь порой возвращает нас к нашим истокам, и я понял, что первая любовь к юриспруденции не пропала, и позже закончил юридический факультет.

К чему я это говорю? Иногда встреча с личностью круто меняет нашу жизнь. Для меня комсомольцы той поры остались интересными людьми. Более того, никто из них не потерялся в этой жизни. Скажем, секретарь комитета комсомола ЛГУ той эпохи Александр Владимирович Прохоренко — председатель Комитета по внешним связям администрации Санкт-Петербурга, человек, который определяет политику города в сфере международных связей. Студенческий лидер юрфака Дмитрий Козак – полпред президента РФ.

Студенческий клуб

— Когда мы говорим о молодежных традициях, о студенческой жизни, то для меня очень много значил, например, директор Студенческого клуба Олег Иванович Виноградов. Это был человек, который в 1970-80-е годы для многих универсантов был той личностью, которая притягивала к себе. По-настоящему увлеченный человек, он создавал уникальную атмосферу университетских встреч с замечательными людьми. И если сегодня спросить выпускников 1970-80-х, что они помнят из внеучебной жизни, они ответят: переполненный Актовый зал и встречи студентов с такими выдающимися людьми, как Георгий Товстоногов, Сергей Юрский, Андрей Миронов, сестра Анжелы Дэвис (хотя это имя сегодня никому ничего не говорит...). Все выдающиеся деятели культуры и искусства того времени были здесь, в университете. Клубные встречи — это была возможность неформального разговора с молодежью, со студентами. Олег Иванович Виноградов использовал свой талант организатора, чтобы привлекать в университет яркие личности.

— Студклуб, как я помню, тоже был в этом подвальчике...

— Конечно, все крутится вокруг Ректорского флигеля! На самом деле, вспоминаешь ту или иную университетскую личность — и за ним сразу встает традиция. А университетский клуб — это еще и наш уникальный хор, которым руководил Сандлер Григорий Моисеевич. Это прекрасный студенческий театр, который, помню, поставил спектакль “Вагончик” в 80-е годы. Столько было шуму вокруг него, с репрессивными мерами со стороны партийного аппарата. Это был театр, спектакли которого рвались посмотреть не только студенты университета, со всего города приезжали. Это тоже явление той эпохи. Это все наши традиции.

Стройотряды

— Была еще такая традиция — участие универсантов в жизни города. Включенность в проблемы, которые волнуют не только академическую общественность. Вспомните хотя бы работу студентов с трудновоспитуемыми подростками, с ребятами из неблагополучных семей, которые стоят на учете в милиции. Эти проблемы не сегодня появились, не только в наше непростое время, они были и в 70-е годы. И студенты философского факультета ЛГУ создали первые в стране студенческие ССО по работе с трудными подростками, отряды студентов и подростков (назывались они ОСИП). Суть этого опыта в том, что работали не только летом, когда был выезд на стройки, работа была круглый год с трудными подростками по набору отряда. В тех отрядах ОСИП, в которые выезжал я в Коми АССР, было до 40 подростков в каждом отряде. База отряда — подростки, а командир и комиссар были студентами. Это была игра на самостоятельности подростков и поручение им живого конкретного дела. Для них студент-комиссар становился лидером, авторитетом в хорошем смысле слова. На принципе “делай, как я” строились эти отряды. Ребята зарабатывали первые трудовые деньги, их вырывали из неблагополучной среды, они могли видеть позитивный пример, им давали возможность понять, что такое коллектив, как трудом зарабатываются деньги...

— Один студент на 40 подростков — риск, наверное, немалый?

— В течение года с ними работаешь, подбираешь отряд, потихонечку изучаешь ребят. Эти отряды довольно эффективно работали... Когда вспоминаю тот наш опыт, жалею, что он сегодня не востребован. Это был конкретный вклад студенчества той эпохи. Знаю, что многие “неблагополучные” ребята, прошедшие через ОСИПы, с благодарностью вспоминают студентов за то, что получили толчок к нормальной жизни. Подросток, который рассматривался обществом как антисоциальный элемент, выезжает на стройки народного хозяйства, в поте лица зарабатывает немалые, по тем временам, деньги (привозили по 800-1000 рублей за два летних месяца, а тогда средний заработок в стране был 120 рублей). Первый заработок, первый трудовой опыт, первый опыт жизни в организации с позитивными настроениями.

Да и вообще школа ССО, студенческих стройотрядов, многими выпускниками вспоминается с благодарностью. “От сессии до сессии живут студенты весело”, — помните, мы пели? Отчего весело? Да потому что деньги зарабатывали в стройотрядах. Отряды выезжали в большом количестве — мы ежегодно отправляли, по линии Штаба ССО университета, 40-50 студенческих отрядов в Ленобласть, в Коми АССР, в Тюмень, на юг для сбора урожая. Был и интернациональный опыт — ИССО в Польше, ГДР, ЧССР. Опыт освоения рабочих профессий, возможность познакомиться с теми или иными уголками нашей Родины, выработка способности руководить коллективами. И многие командиры и комиссары ССО получили там свой первый опыт управленческой деятельности. Сегодня многие из них — руководители разных серьезных организаций, фирм, коммерческих структур, и опыт управления ССО стал для них пилотным.

Учитель и ученик

— Еще одна традиция, может быть, самая главная в университете — традиция взаимоотношений между учеником и учителем. На этой академической традиции построен Санкт-Петербургский государственный университет. У каждого студента и выпускника есть свой учитель или учителя. Люди, которые определили нашу профессиональную судьбу, которые внесли очень серьезный вклад в формирование нас как личности. А у них были свои учителя — и эта цепочка не прерывается в веках.

Я с благодарностью вспоминаю своих учителей, которые сделали очень многое, чтобы я стал “я”, то есть самим собой, таким, какой я есть. Это профессор Рудольф Фердинандович Итс, заведующий кафедрой антропологии и этнографии исторического факультета. Профессор Герман Иванович Сафронов с филологического факультета, председатель профсоюзной организации ЛГУ (вот уж настолько университетский человек был, и многими поколениями универсантов он воспринимается как визитная карточка университета). Профессор Акат Калистратович Белых, один из основоположников политологической школы на философском факультете. Профессор Петр Пименович Амелин, который читал прекрасные лекции на философском факультете, все мы уважали их за глубокое понимание процессов развития культуры...

На самом деле, перечень имен и фамилий велик. Так случалось иногда, что тема ученика и учителя для нас выходила далеко за границы профессиональных интересов. И для меня, например, такой яркой личностью был Станислав Петрович Меркурьев. Мне довелось с ним вместе поработать, когда я был профсоюзным лидером университета, и процесс становления Станислава Петровича как ректора проходил на моих глазах в 1980-90-е годы. Сегодня многие вспоминают Меркурьева с благодарностью, потому что он был человек, наделенный стратегическим мышлением. Многие ориентиры, заложенные в развитие сегодняшнего университета, родились с командой единомышленников Станислава Петровича Меркурьева и Людмилы Алексеевны Вербицкой.

Поколение победителей

— Невозможно, говоря о традициях, не вспомнить великолепное поколение фронтовиков, которые пришли в университет после Великой Отечественной. Это поколение победителей несло уникальный дух людей, которые умели решать поставленные задачи. Не случайно в университете всегда пользовалась авторитетом такая структура, как Совет ветеранов. Многие из них были людьми, которые стояли у истоков тех или иных университетских традиций. Кроме Г.И.Сафронова с филологического факультета можно назвать профессора Н.Д.Колесова с экономического, профессора А.Ф.Бережного с факультета журналистики и многих-многих других. У каждого факультета, есть свои знаменосцы — те фронтовики, которые много сделали. С.И.Катькало и В.З.Лукашевич с юридического факультета, профессора Тюльпанов и Пешехонов с экономического, В.Ф.Барабанов с геологического — героические личности, люди, которые оставили яркий след в жизни университета. Перечень имен огромен. Как человек университетский, видящий университет шире рамок какого-то одного факультета, я мог был часами говорить об этих замечательных людях. Мы помним их.

Это поколение многое сделали для становления университета. В 50-е годы они пришли в университет, а в 60-е стали у руля управления. С ними пришел дух фронтовой дружбы, дух товарищества, корпоративный дух. Для меня, как представителя послевоенного поколения, фронтовики — это носители социального оптимизма. Для любого общества, для любой организации это очень важно. Они умели преодолевать трудности, знали, что такое дружба и товарищество, умели побеждать...

Традиции старые и новые

— Какие традиции уходят, а какие — остаются? Скажем, ССО фактически ушли уже...

— Мы, ветераны студенческих стройотрядов, делаем попытки сказать сегодняшним студентам, что институт ССО может быть им интересен. Правда, в других масштабах — поскольку рыночные отношения диктуют свои правила...

Одна из сохранившихся традиций — тесная связь с выпускниками. Традиция вековая: университетское братство существует, растет. И мы рады, что на всех факультетах существуют клубы выпускников, что работает Ассоциация выпускников университета. Традиция связи в альма матер — это улица с двухсторонним движением: и университету нужна эта связь, и самим выпускникам.

Университет — интернациональная семья. Мы разные, и в многообразии сила университета. И разные мы не только по своим взглядам, но и по национальности, по представительству тех или иных культур. Поэтому мы возрождаем Интерклуб вместе с международным отделом и всеми факультетами, поскольку количество иностранных студентов растет.

Сообщество профессоров и преподавателей — это тоже традиция. И сегодня в масштабах города воссоздано Профессорское собрание. Это нормальный процесс корпоративного единения. У каждого сословия, страта есть свой взгляд на происходящие события. Профессора — это лица высшей научной квалификации, и Профессорское собрание — это, если хотите, высшее экспертное сообщество.

Новое поколение

— Иногда пожилые люди замечают, что студент нынче пошел не тот...

— Чего брюзжать? Каждое новое поколение интереснее предыдущего, оно несет какие-то специфические черты, присущие новому времени. Мне нравятся сегодняшние студенты: они знают, зачем пришли в университет, они хотят получить приличную профессию, а значит, заинтересованы в знаниях, которые им даются. Это нормально. У них другой круг информированности по сравнению с нами, студентами 70-х. Мы живем в ином обществе, в ином мире. Сегодня преподаватель для них — это не сосуд, из которого они черпают знания, а скорее факел знаний. Человек, который дает им алгоритмы решения задач.

Ведь знания очень быстро меняются, обновляются, устаревают. И сегодня процесс обучения другой, меняется сам характер обучения. Знания, информацию можно легко взять из Интернета, из многочисленной справочной литературы. Но годы, проведенные в университете, формируют студента как личность не только на лекциях и семинарах, а и во внеучебной работе. Она сегодня является полем эксперимента, поиска. И это хорошо... Я по-хорошему завидую сегодняшним студентам, потому что их условия шире, глубже, точнее тех, которые были у нас, поколения 70-х.

Есть формы дистантного обучения, но ничто не заменит тот дух, который несет в себе личность преподавателя. Весь смысл университетского преподавания — в общении учителя и ученика. В этом уникальность университетского образования, его “штучность” — у нас соотношение студентов и преподавателей намного меньше, чем в других вузах. Именно личностью преподавателя силен университет. Уникальные университетские научные школы держатся на личностях. Компьютеры — это лишь инструментарий обучения, не более того. А университет держится на людях.  

Вопросы задавал Евгений Голубев
Фото С.Н.Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков