Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 16-17 (3705-3706), 29 июня 2005 года

Если нас не волнует их детство,
то их не будет волновать наша старость…

В 2000 году Елена Анатольевна ВОРОНОВА работала на кафедре теории и практики социальной работы, преподавала “Историю социальной работы в России” и другие дисциплины. Обычные занятия: лекции, семинары. Но у студентов должны быть и практические навыки самостоятельной социальной работы с клиентами, и Елена Анатольевна решила пустить их “в жизнь” — чтобы студенты через свое восприятие, на собственном опыте, изнутри изучали модели социальной работы в Санкт-Петербурге. Опыт был успешный.

Е.А.Воронова

Е.А.Воронова

А в ноябре 2000 года на базе университета и Духовной академии был проведен международный конгресс «Христианство и проблемы благотворительности: проблемы детей в современном мире». В нем приняли участие больше 300 человек из Санкт-Петербурга, Ленинградской области, регионов России и из-за рубежа: Швеции, Англии, Эфиопии... Совместная работа, встречи, поездки в древнерусские города Псков, Новгород, Старую Ладогу, выступления с докладами, подготовка научных материалов для сборника — это были первые шаги на пути создания на факультете социологии будущего Центра научно-практической социальной работы и студенческих инициатив. Ученых, практиков и студентов сплотила общая цель — социальная работа с семьей и детьми.

— Сейчас в России 50 млн детей, а к середине XXI века, по оценкам демографов, будет только 10 млн. И если нас сегодня не волнует их детство, то их не будет волновать наша старость, — формулирует корень проблемы Елена Анатольевна ВОРОНОВА, директор Центра научно-практической социальной работы и студенческих инициатив, доцент факультета социологии СПбГУ. — Если мы не будем предпринимать активных последовательных действий по изучению проблемы социальных сирот (то есть детей, не нужных живым родителям), не будем поддерживать семью, то может получиться, как со Смольным собором: его два века не ремонтировали, а потом рухнул крест на главном куполе...

— Положение настолько катастрофично?

— В России (и в Петербурге в том числе) каждый второй брак заканчивается разводом. На 1 января 2005 г. детей, оставшихся без попечения родителей, в Петербурге насчитывалось 3040, беспризорных – 600-1000. Многие дети живут в неполных семьях, с отчимом или мачехой. Общедоступных досуговых учреждений для детей становится все меньше — они закрываются или переходят в разряд коммерческих. Все это приводит к вытеснению ребенка на улицу. И эту проблему надо решать индивидуально: отслеживать конкретную ситуацию с каждым ребенком и с каждой неблагополучной семьей (алкоголе- и наркозависимым – помогать в медицинском излечении, безработным – в трудоустройстве и т.д.).

Один из недавних весомых ударов по семье и детству был нанесен печально известным Федеральным законом №122, который ввел монетизацию льгот. Вот передо мной документ, подготовленный членами Экспертного совета при уполномоченном по правам человека в РФ. Они пишут о том, что ФЗ №122 вступил в противоречие с Конституцией РФ, где в ст.138 провозглашается: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Теперь же из всех федеральных законов, относящихся к семье и детству, тщательно вычеркнуто любое упоминание об ответственности государства и правительства — она была делегирована субъектам Российской Федерации. Кроме того, конституционное слово «защита» столь же тщательно было заменено на слово «поддержка»... Мое мнение: в стране должна быть общественная экспертиза законов со стороны практиков, работающих с детьми, и науки. И наш университет мог бы выступить в качестве такой экспертной площадки, объединив в своих стенах и ученых, и практиков.

Изменения, которые были внесены в Гражданский и Жилищный кодексы РФ, могут повлечь нарушения прав детей – членов семьи собственников жилого помещения при переходе права собственности к другому лицу. Вызывают также самую серьезную озабоченность предпринимаемые в стране шаги по ликвидации детской педиатрической службы.

— И что же делать? Насколько я понимаю, в Центре уже накоплен опыт изучения и работы с уличными детьми?

— Когда мы пять лет назад организовали международный конгресс по благотворительности, то увидели: в мире много неравнодушных людей. И поняли, что надо продолжать это благое дело, будить к милосердию. По принципу: если хорошо мне, то я должен помочь другому. Ведь мы все связаны невидимыми нитями друг с другом, и благие дела не остаются без отклика. Студенты Центра не только изучают уличных детей, но и помогают им. Собирали, например, детские вещи, игрушки, книги – для инфекционной Детской больницы №2 на Васильевском острове, или для детского приюта при монастыре в Угличе. Недавно пришло письмо от парня из колонии в Мурманской области — и уже нашлись те, кто будет помогать ему. Это желание помочь конкретному человеку — очень важно. Университет всегда старался воспитывать у студентов нравственную гражданскую позицию.

За эти годы студенты нашего Центра приняли активное участие в ряде исследовательских проектов: например, в проектах Международной организации труда «Уличные дети Санкт-Петербурга: от эксплуатации к образованию» и «Создание зоны безопасности». Они не только проводили социологические опросы, но и напрямую участвовали в предоставлении социальной помощи детям Кировского района, в осуществлении комплексной психолого-педагогической поддержки школьников и членов их семей. Работа в школах велась в течение всего учебного года, а летом — на базе школьных оздоровительных лагерей.

Нашим ребятам очень понравилась работа с детьми, они проводили спортивные соревнования, интеллектуальные игры, поставили театральный спектакль “Буратино и все-все-все”. А кроме того, в процессе исследовательской и практической работы студентов группа ученых и практиков создали модель Центра по работе с уличными детьми.

— А дети что говорят? Те, с которыми работают ваши студенты?

— Самое удивительное: дети рады! “Меня выбрали!” — восклицают они. Ведь это те, на кого в школах давно махнули рукой. А тут с ними встречаются взрослые, с ними беседуют. Им, оказывается, и поговорить-то не с кем. Один психолог на три школы, или один социальный педагог на школу, на 1000 школьников!

— Много ли в городе служб, которые работают с детьми, оказавшимися в кризисных ситуациях?

— Увы, явно недостаточно. Выпускница факультета социологии Дарья Иванова, активно работающая в нашем Центре, обошла практические службы города, работающие с уличными детьми и их родителями. О своих наблюдениях она написала статью для вашего журнала, это была тема ее дипломной работы.  

Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков