Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 16-17 (3705-3706), 29 июня 2005 года

Российские IT-компании
хотят посадить в специальные зоны
и огородить забором

В декабре 2004 года во время визита в Индию В.В.Путин посетил один из местных IT-технопарков. Визит произвел на президента сильное впечатление, и уже в январе 2005 года на совещании Госсовета им был поставлен вопрос о разработке специального закона для поддержки российского IT. За работу взялось Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ). В результате вместо закона об IT в Госдуму был внесен пространный проект закона об особых экономических зонах РФ.

Организаторы и участники пресс-конференции: В.Н.Васильев, В.Л.Макаров, И.Г.Соснова

Организаторы и участники пресс-конференции: В.Н.Васильев, В.Л.Макаров, И.Г.Соснова

Накануне обсуждения закона в первом чтении представители петербургского IT-сообщества совместно с журналистским центром международного сотрудничества организовали пресс-конференцию с броским, но верным по сути вопросом: «Технопарки вне закона?» Действительно, в проекте предложенного закона нет ни слова о создании технопарков, призванных форсировать развитие IT-индустрии.

«Этот закон не помогает развитию IT», — заявил ректор Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО) Владимир ВАСИЛЬЕВ. «Это явно не тот документ, который поручал разработать президент Путин», — повторяли другие.

Предложенный МЭРТом закон предусматривает создание в стране особых экономических зон двух типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих. Именно последние и должны будут заняться «созданием и внедрением в производство научно-технической продукции». Для российских компаний, работающих в таких зонах, закон предусматривает снижение земельного налога, а также налогов на прибыль, имущество организаций и пониженную ставку единого социального налога (на уровне 14 % с сохранением принципа регрессивности). Кроме того, в ОЭЗ вводится режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары поступают без уплаты таможенных пошлин и налогов. Но вот незадача: компании, вошедшие в ОЭЗ, будут работать за забором на территории в два кв. км. Если закон действительно был нацелен на поддержку IT-индустрии, его создатели явно недооценили возможности Интернета. Кроме того, перечисленные льготы смогут получить лишь новые, а не уже существующие компании, что оставляет не у дел целый ряд эффективно работающих сегодня фирм. Наконец, управлять ОЭЗ должно специально созданное федеральное агентство, а вся работа с инвесторами будет строиться по принципу одного окна. Большинство трезво оценивающих российскую действительность специалистов сомневаются в эффективности этого принципа.

Пресс-конференция прошла в  оборудованном по последнему слову техники НИИ оптоинформатики СПбГУ ИТМО.

Пресс-конференция прошла в оборудованном по последнему слову техники НИИ оптоинформатики СПбГУ ИТМО.

Валентин МАКАРОВ, президент некоммерческого партнерства РУССОФТ, объединяющего производителей программного обеспечения России и стран СНГ, резюмировал альтернативные требования IT-сообщества к закону об информационных технологиях. По словам В.Л.Макарова, для реальной поддержки этого сектора нужно дерегулировать рынок, устранив бюрократические барьеры на пути экспорта российской IT-продукции; создать благоприятную налоговую программу и поддержать создание технопарков. «Взамен мы получили закон о сборочном производстве, который не имеет никакого отношения к интересам IT-сообщества», — заявил он.

Экспорт продукции российского IT в этом году составил 750 миллионов долларов. «Может быть, сегодня это единственная альтернатива сырьевой экономике, — заметил президент сообщества РУССОФТ. — Из-за высоких налогов мы не можем бороться за серьезные тендеры. Мы не можем и не хотим конкурировать с Индией и Китаем: они побьют нас за счет низкой оплаты труда своих программистов. Мы должны решать такие задачи, которые их специалистам окажутся не под силу. Если бы ЕСН был снижен на 10%, то поступления в бюджет не уменьшились бы, а наоборот, возросли за счет увеличения оборота продукции российских IT компаний. Мы готовы продемонстрировать это на конкретных цифрах».

«Мало кто знает, что 70 % выпускаемого сегодня программного обеспечения создается российскими программистами. Однако продается оно под западными брендами: у них более квалифицированный менеджмент, но главное – более благоприятное налоговое законодательство, — продолжил мысль В.Н.Васильев.

После пресс-конференции: В.Н.Васильев и наш корреспондент.

После пресс-конференции: В.Н.Васильев и наш корреспондент.

«Если страна хочет развивать инновационную экономику, в это надо вкладывать деньги», — подвел итог В.Л.Макаров. – Концепция экономического либерализма в данном случае неэффективна. Российская IT-индустрия не может состязаться на равных с нефтяной промышленностью. Это две разные сферы: чтобы получить отдачу от высоких технологий, в них надо сначала вложиться».

По словам представителей IT-сообщества, в России сегодня нет больших IT-компаний, в которых работало бы свыше 1000 программистов. Однако без них бороться за крупные заказы становится невозможно. Серьезные западные компании, наподобие General Motors и General Electrics, доверяют крупным IT-компаниям с именем. В этой связи создание технопарков, объединяющих в единую сеть сразу несколько российских IT-центров, могло бы решить проблему.

Петербургское IT-сообщество как раз и настаивает на создании в городе распределенного технопарка на базе существующих научных центров. Такими структурными единицами будущего IT-парка готовы стать технопарк федерального значения в Шувалове (при Физико-Техническом институте имени А.Ф.Иоффе), Университет телекоммуникаций имени М.А.Бонч-Бруевича, СПбГУ ИТМО, Электротехнический университет «ЛЭТИ», Наукоград при СПбГУ в Петродворце. По словам В.Н.Васильева и В.Л.Макарова, в Петербурге есть единое понимание того, как нужно подходить к решению проблемы. IT-компании действуют совместно с высшей школой, их поддерживают городские власти. В проекте заинтересованы все: технопарк — это сплав науки, образования и бизнеса. Студенты здесь превращаются в квалифицированных инженеров, на базе новых продуктов создаются молодые компании, новые технологии привлекают инвесторов, а городской бюджет от всего этого только выигрывает. К сожалению, реализовать проект только на местном уровне не удастся. Нужна государственная поддержка. И если закон об особых экономических зонах будет все-таки принят (что, скорее всего, и произойдет), реализовать предложения IT-сообщества помогут только президентский указ и федеральная целевая программа. Причем времени остается все меньше. За два – два с половиной года в IT-индустрии меняется примерно 75 % технологий. В идеале указ должен выйти уже в этом году, а федеральная программа – стартовать с начала следующего.  

Игорь Макаров

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков