Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 16-17 (3705-3706), 29 июня 2005 года

Уличные дети
благополучного города

На протяжении 90-х годов уличные дети стали заметным явлением во многих российских городах. Лишенные родительского надзора, бродящие по улицам в поисках пропитания и развлечений, они вызывают острую тревогу в обществе. В газетных публикациях и околонаучных изданиях появляются пугающие данные о количестве таких детей (называются цифры от одного до пяти миллионов, при общем числе детей в России около 37 миллионов). В действительности же не существует надежных данных о количестве уличных детей в России (тем более что нет единого мнения о том, каких детей считать уличными).

В первую очередь необходимо определиться с понятиями. Термин «уличные дети» не абсолютно синонимичен понятию «беспризорные дети». В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

  • безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и/или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
  • беспризорный – это безнадзорный, не имеющий места жительства и/или места пребывания;
  • несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

По определению, закрепленному в Конституции европейской сети по работе с уличными детьми (ENSCW), уличные дети — это дети, подростки в возрасте до 18 лет, которые, не имея или даже имея семью, значительную часть времени проводят на улице, «живут» на улице, и на образ жизни которых улица оказывает основополагающее влияние.

Получить помощь и ответы на вопросы о возможностях устройства уличного ребенка в ночлежку, больницу, приют можно в пункте медико-социальной помощи детям и подросткам, находящимся в сложной жизненной ситуации по адресу:

Организация «Врачи мира»
Гуманитарное действие СПб
Ул. Блохина, д. 5/2 (ст. м. «Спортивная»)
Тел. 233-24-41
А также по адресу:
Ул. Лахтинская, д. 7 (ст. м. «Петроградская» или «Чкаловская»)
Тел. 235-82-81

Региональный общественный благотворительный фонд «Защита детей» осуществляет программу Уличной социальной службы.
Программу реализуют опытные специалисты и уличные социальные работники.

Ул. Чехова, д. 12-16, пом. 42-н
(ст.м. «пл. Восстания»)
тел. 275-3007

В 20-е годы прошлого столетия газета «Комсомольская правда» писала: «Детская беспризорность – наследие прошлого, усиленная империалистической и гражданской войной, интервенцией, голодом». Публиковались и статистические материалы. В то время в Российской Федерации насчитывалось около 200 тысяч беспризорников, ночевавших в подвалах и на чердаках домов. Кроме того, еще около 250 тысяч ребят находились в детдомах и сиротских приютах. Сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных. Даже государственной статистики о количестве беспризорных детей на сегодняшний день не имеется. Существенно различаются экспертные оценки масштабов беспризорности. Одни специалисты оценивают число беспризорных (бездомных) детей, а другие – общее число беспризорных и безнадзорных детей (контроль за которыми отсутствует из-за ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию).

Максимальная оценка дана Комитетом Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны – от 2 до 5 млн беспризорников, минимальная – Министерством образования Российской Федерации – от 100 до 500 тыс. безнадзорных и беспризорных детей. Согласно оценкам Минтруда России, в стране около 1 млн безнадзорных детей.

Человеческий потенциал представляет собой главное богатство любого государства. Особую тревогу вызывают статистические данные о демографической ситуации в стране. С 1992 года соотношение между уровнем рождаемости и уровнем смертности остается отрицательным, что ведет к заметной убыли населения. На начало 2001 года численность населения России составляла 144,8 млн человек. За год оно уменьшилось на 740,1 тыс. человек. При этом показатель рождаемости сегодня составляет лишь половину того, который необходим для замены поколения родителей. За прошедшие 9 лет Россия потеряла приблизительно 3,5 млн жителей. При имеющейся тенденции страна потеряет еще до 12 млн. Согласно подсчетам экспертов ООН, население России к 2055 году сократится до 121 млн человек.

Сохранение существующей динамики естественного воспроизводства населения грозит депопуляцией, старением населения, уменьшением доли граждан молодых возрастов. Это может явиться причиной серьезных политических и социальных последствий. На этом фоне сохранение имеющегося человеческого потенциала, как главного богатства России, приобретает особую значимость для экономического, политического, культурного и духовно-нравственного развития России.

Поэтому детская беспризорность и безнадзорность рассматриваются как показатели состояния национальной безопасности России. Распространение указанных социальных явлений содержит в себе очевидную угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества. Беспризорность и безнадзорность детей является угрозой будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.

Основная причина возникновения и роста беспризорности и безнадзорности заключается в тяжелой социально-экономической ситуации в стране: распад семей, алкоголизм и наркомания, безработица, слабая социальная поддержка малообеспеченных семей со стороны государства. Однако можно предположить, что даже после преодоления экономического кризиса проблемы, связанные с беспризорностью, все-таки останутся. Это долговременная проблема, для решения которой потребуется кропотливая совместная работа властных, правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур.

Также одной из основных причин этого явления стало разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений. Существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования. После окончания 9-го класса многие 15-летние подростки не работают и не учатся. Общеобразовательная школа перестала отвечать за всеобщность образования. Увеличивается число никогда не учившихся детей. Дети вытесняются на улицу.

Другой причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.

В результате роста смертности мужчин в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей, имеющих меньшие возможности для содержания и воспитания детей. В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой российский ребенок. Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются их нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра и пищи. Пополняется число детей из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание. Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни, отказа от содержания и воспитания детей государство вынуждено лишать родителей родительских прав.

Сформировалась новая система коммерческой и криминальной эксплуатации детской безнадзорности. Растет детская наркомания и алкоголизация, дети вовлекаются в криминальные сообщества.

Неблагоприятное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании. Изменились репертуары детских театров и кино, политика книгоиздания для детей. В детской и молодежной среде часто культивируются худшие образцы заграничной морали и культуры.

Проблема уличных детей — это комплексная социальная проблема. Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам на улице, нуждаются в разнообразной помощи. Данные специальных исследований и практика работы социальных служб для уличных детей в Санкт-Петербурге показывают, что около 30% из них нуждаются в помощи психолога, около 50% – нуждаются в услугах врача (различных конкретных специальностей), 70% необходима активная помощь и сотрудничество со стороны родителей, почти 80% нужна широкая, многоаспектная помощь социальных служб.

Однако при всей важности и необходимости удовлетворения названных потребностей все-таки основным направлением решения проблемы уличных детей является система профилактических и предупреждающих мероприятий. При таком подходе главный центр воздействия должен быть перемещен на работу с семьей. Причем эта работа также должна оставаться комплексной и включать в себя меры помощи социального (в том числе и материального), психологического, педагогического и юридического характера. Люди же, берущие на себя миссию работы с уличными детьми и детьми “группы риска”, должны в полной мере отвечать совокупности качеств зрелой личности. И качества эти — любовь, ответственность и забота. А также – профессионализм.  

Дарья Иванова,
выпускница факультета социологии

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков