Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 16-17 (3705-3706), 29 июня 2005 года
слово ректора

Л.А.Вербицкая:
«Верить
в победительную силу
духовно-нравственных основ»

Каждый год в конце июня мы готовим номер журнала, посвящённый очередному университетскому выпуску. Казалось бы, одно и то же – защиты дипломных работ, цветы, волнения, прочувствованные речи наставников, молодое ощущение полной свободы… И всё же, как бы ни была привычна вся эта «суета вокруг диплома», мы по-настоящему волнуемся, готовя этот «подарочный» журнал – и радуемся за ребят, и немножко грустим расставаясь, и тревожимся. Времена наступили непростые – достаточно ли университет подготовил своих питомцев к «капиталистическим реалиям» современной жизни? С этого вопроса началось традиционное «ректорское» интервью, которое в конце учебного года Людмила Алексеевна ВЕРБИЦКАЯ даёт журналу «СПбУ».

Ректор СПбГУ Людмила Алексеевна Вербицкая.

Ректор СПбГУ Людмила Алексеевна Вербицкая.

– Не только сегодня, всегда тревожишься за своих ребят. Мы вложили в них свои знания, опыт, умения, мы постарались научить их видеть «картину в целом», то есть понимать, как и где наши выпускники могут найти себе наилучшее применение. Мы постарались открыть для студентов большой мир, в котором знания лишь инструмент для дальнейшего и постоянного освоения огромных пространств науки, культуры, искусств. Очень хочется, чтобы наши усилия не пропали, чтобы ребята обрели свободу и уверенность в своих силах, чтобы минули их разочарования и неудачи. Конечно, я понимаю подоплёку вашего вопроса – сегодня особенное время. Мы всегда ориентировались на духовно-нравственные приоритеты, в этом были наша сила и возможности роста и развития науки, культуры, образования.

Сегодня нам во всех сферах жизни предлагаются западно-либеральные модели, в которых во главе угла стоят деньги. Конечно, это противоречие можно было бы сгладить более мягким подходом, основанным на социальных гарантиях. Однако мы видим, что не все усилия государства в этом направлении являются успешными. Поэтому мы можем предложить нашим выпускникам почаще оглядываться на университет, возвращаться сюда за дополнительными знаниями, приходить в университетскую науку, опираться на наши традиции и верить в победительную силу духовно-нравственных основ.

– Людмила Алексеевна, не учитывать реалии нашей жизни было бы непростительной ошибкой. И сегодняшних студентов, вероятно, ждут перемены в процессе обучения, связанные с общими изменениями, происходящими в стране.

– …И в мире, добавила бы я. Экономика знаний стала приоритетной на рубеже второго и третьего тысячелетии. Качественное образование воспринимается сегодня как залог цивилизационного процесса. Это хорошо понимают наши зарубежные коллеги, и не случайно именно вопросы образования являются на сегодняшний день самыми обсуждаемыми и дискуссионными. В конце мая в норвежском городе Берген собирались министры образования стран, подписавших Болонскую конвенцию. В этот раз к сорока уже подписавшим этот документ ранее присоединились ещё пять государств – Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина. Руководителей образовательной отрасли волновали вопросы будущего: обсуждалась реальная мобильность молодёжи в получении знаний, обговаривались модульные блоки обучения, создаваемые для того, чтобы студент, проучившись какое-то время в одном университете, мог продолжать обучение в другом, не пересдавая уже изученные дисциплины. Много говорилось о научных исследованиях в процессе обучения. Для нашего университета это уже давно принятая практика, когда студент с самых первых курсов принимает участие в большой научной работе своих преподавателей, является полноправным коллегой известных опытных учёных. Однако, как стало ясно, эта практика ещё не стала общей и для наших западных коллег организация такой работы является насущной, на неё возлагаются большие надежды в связи с развитием у студентов навыков самостоятельного мышления и исследовательской деятельности. Большие дискуссии вызвал разговор о двухуровневом образовании, предусматривающем институты бакалавриата и магистратуры. На западе, впрочем, как и у нас, до сих пор нет ясного понимания о применении, к примеру, дипломов бакалавра. Но как бы там ни было, Болонский процесс набирает обороты, и сегодня мы уже можем реально говорить о тех шагах, которые мы предпринимаем в рамках этого всеевропейского процесса.

– Наш университет раньше других в России понял преимущества Болонского процесса в сфере модернизации высшего образования. Ещё за год до того, как Россия подписала декларацию, в университете проходили международные семинары с обсуждением этого документа. Вероятно, и сегодня мы находимся во главе этой модернизации.

– Для внедрения основных принципов Болонской декларации в процесс подготовки и выпуска квалифицированных кадров всех ступеней высшего образования моим приказом в университете утверждён план конкретных мероприятий по реализации основных положений Болонской декларации. Первое, что предусматривает план – это программа перехода на многоуровневую систему: подготовка необходимых документов, участие в разработке государственного образовательного стандарта, организация специализаций в бакалавриате – здесь и разработка учебного плана; прекращение приёма абитуриентов на специальности и переход к приёму на направления по мере готовности факультетов; разработка и утверждение положения о магистратуре, которое должно быть свёрстано к декабрю текущего года. Немаловажную роль будут играть разработка модульных учебных планов, образовательных программ, а с 1 сентября – экспериментальное введение модульной организации учебного процесса по отдельным дисциплинам. Кроме того, будет вводиться система зачётных единиц. Для этого мы проведём разработку системы оценки, анализ статистики оценок по циклам дисциплин, подготовим к декабрю образец европейского приложения к диплому. Очень важное место в плане имеет разработка положений о самостоятельной работе студентов. А также создание системы контроля качества образования. Мы должны будем найти средства проверки уровня знаний и освоения образовательной программы. Представляется также необходимым найти организационные формы вовлечения студентов в деятельность по анализу и оценке качества образования.

– Сегодня, наверное, трудно судить, каких результатов мы добьёмся уже в недалёком будущем, внедряя Болонскую систему, но помимо этих шагов, которые приближают нас к общеевропейским стандартам, совершенно очевидно, что следует предпринять и какие-то другие меры, адекватные российским традициям, менталитету, запросам общества для того, чтобы изменить далеко не лучшее на сегодняшний день положение в науке и образовании.

– Очевидно, что в России нужны программы поддержки молодых учёных и специалистов. Они дали бы стимул для работы талантливой молодёжи в нашей стране. Не секрет, что, получив диплом престижных российских университетов, часть выпускников уезжают работать за рубеж. В этом нет ничего плохого, если знать, что через некоторое время, обогащённые опытом и навыками, они вернутся домой и продолжат трудиться на благо своей страны. Вот здесь бы и пригодилось новейшее экспериментальное оборудование, активно работающие и переоснащённые лаборатории. Я верю, что приоритетом выпускника университета является не получение высоких доходов, а возможность полноценно реализовать свой творческий потенциал. Возможно, открытие Наукограда станет той мерой, которая привлечёт молодёжь в отечественную науку. Недавно на презентации новой книги об истории Литвы с древнейших времён, подготовленной сотрудниками кафедры балтистики, известный литовский актёр Йозас Будрайтис сказал, что университет – это особый мир, в котором традиция мыслить, исследовать, изучать природу, рождать идеи, озарения поверять опытом всегда будет доминировать над суетной прозой обыденной жизни.

– Людмила Алексеевна, но проза жизни, к сожалению, это отсутствие необходимых денежных сумм, которые в том числе необходимы для поддержания традиций, о которых говорил литовский актёр.

– Мы уже говорили с вами о ряде идей, которые наше правительство старается воплотить для того, чтобы помочь достойным университетам России. Сейчас идёт проверка по набору определённых критериев восьми университетов, которые являются объектами национального достояния. Это делается для того, чтобы определить так называемые федеральные университеты, которые могли бы финансироваться в полной мере, необходимой для эффективного учебного и научного процессов. Не исключаю, что процесс определения федеральных университетов может затянуться. В таком случае, нам возможно вернуться к идее финансирования СПбГУ отдельной строкой в бюджете. Если вы помните, два года назад мы почти достигли соглашения с правительством о такой поддержке. Сегодня мне представляется своевременным вернуться к обсуждению этого проекта, тем более что мы просим увеличения финансирования во вполне разумных пределах: сегодня мы тратим бюджетных и внебюджетных средств чуть больше трёх миллиардов в год, это ровно 20% той суммы, которая необходима для полноценного финансового обеспечения университета. При этом я ещё раз повторяю, что в СПбГУ наука и обучение – это единая система, и какой бы вариант финансирования ни прошёл в конечном итоге, первое, что мы сделаем – это уравняем в правах научного сотрудника и преподавателя.

– Если уж мы заговорили о научных сотрудниках, может, стоит остановиться на ещё одном финансовом аспекте жизни учёных: сегодня учёному предлагается самому обеспечить себя финансово – найти гранты, заинтересовать производителя, от фундаментальных исследований переходить к прикладным…

– Конечно, в условиях рыночной экономики университет не может полностью игнорировать её вызовы, но когда нам говорят: изыскивайте средства на науку, всякий раз забывают, что настоящих учёных, увлечённых, озаряемых гениальными идеями даже в нашем университете не так уж и много. На мой взгляд, такие люди не должны распылять свой интеллект на поиски презренного металла. Другое дело, что рядом с ними должны стоять специалисты, получившие профильное образование, то есть разбирающиеся в тех вопросах, которыми заняты настоящие творцы. Вот эти-то люди и должны прокладывать мостики от фундаментальных исследований в прикладные области, в промышленность, в социальную практику и тому подобное. Наш факультет менеджмента готовит прекрасных специалистов в области управления. Наверное, следует подумать, как применить богатый опыт создания менеджеров в различных областях для того, чтобы и на других факультетах появилась возможность подготовки физиков, химиков, биологов с навыками управленческой работы в своих профессиональных областях. Короче говоря, сегодня уже нужно думать об экономических мостах между фундаментальной наукой и обществом.

– Людмила Алексеевна, ваше пожелание выпускникам 2005 года.

– Нормальный взрослый человек должен в своей жизни что-то сделать для родных, для друзей, для своего дома, а наш выпускник мог бы сделать многое для университета. Я надеюсь, что то чувство благодарности преподавателям, сотрудникам, учёным университета, которое уносят с собой в большую жизнь выпускники, должно воплотиться в прекрасных делах и поступках на благо нашей страны.

Будьте счастливы, ребята!  

Беседовала Наталия Кузнецова
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков