Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 14-15 (3703-3704), 17 июня 2005 года

От Мишкина
до Синявинских высот

Восьмого мая 2005 г. в 10 час. 6 мин. с Московского вокзала поездом на Волховстрой к платформе Апраксин отправилась группа сотрудников и студентов нашего университета в количестве одиннадцати человек: сотрудник ректората Игорь Степанов(физик-ядерщик, мастер спорта по альпинизму), наш знаменосец Лев Ивлев(профессор кафедры атмосферы), Никита Петров(сотрудник НИИ астрономии), Сергей Липинский(выпускник математико-механического факультета), Кирилл Нериновский(выпускник кафедры радиофизики физического факультета, сотрудник факультета), Марина Нериновская(выпускница кафедры радиофизики физического факультета, сотрудница ТРК «5-й канал»), Наталья Ременец(выпускница Консерватории), Мария Воронина(студентка Международного университета менеджмента и финансов), Василий Петренко(студент лицея), Андрей Мальков(сотрудник), Борис Нериновский(сотрудник кафедры радиофизики физического факультета). Большинство участников похода являются членами клуба функционально-структурного атлетизма, который территориально находится в здании математико-механического факультета. Акция была поддержана спортивным клубом «Универсант».

От платформы Апраксин группа направилась вдоль железной дороги в восточном направлении к мосту через Черную речку. Вскоре она прошла мимо остатков узкоколейной железной дороги, которая обслуживала бывший второй рубеж немецкой обороны, противостоявшей войскам Волховского фронта. Первого сентября 1942 г. возле этой насыпи впервые в истории Великой Отечественной войны были подбиты танки типа «Тигр», участвовавшие в попытке прорыва Волховского фронта в районе Гаймолова.

Через некоторое время группа дошла до моста через Черную, которая в это время широко разлилась, берега ее были заболочены. В 1941 г. подобные разливы речки создавали дополнительные трудности для наших войск 54-й и 8-й армий при решении задачи по овладению немецкими опорными пунктами в Тортолове и в Мишкине, которые участвовали в обеспечении блокады Ленинграда. Но и для немцев этот трехкилометровый железнодорожный перегон между реками Черная и Назия – на востоке – оказался препятствием к соединению с финскими войсками.

В ходе осуществления Мгинской операции 22 июля 1943 г. наступление 18-й стрелковой дивизии в направлении Тортолова и Мишкина поддерживалось английскими танками типа «Черчилль», для обеспечения движения которых был применены фашины. Однако все эти танки были либо подбиты, либо подорвались на минах, либо увязли в болотистой почве. И тогда нашим командованием было принято решение ввести в бой новые танки типа «КВ», которые успешно справились с решением поставленной перед ними задачи.

От насыпи железной дороги группа повернула на север, направившись в Тортолово, к гранитному памятному знаку, который был установлен 24 октября 1997 г. при участии нашего атлетического клуба, шефствующего с 1973 г. над мемориальной зоной битвы за Ленинград на Назии в 1941-1944 г.г.

Постояв возле руин дома матери и пятерых детей семьи Дергачевых, расстрелянных немцами в 1941 г., мы переправились по гати на правый берег Черной и двинулись на север по проселочной дороге, которую в нескольких местах пересекают остатки траншей линий обороны советских войск.

В полутора километрах севернее Тортолова группа повернула на восток и двинулась к болоту, через которое осуществлялось снабжение наших войск, расположенных на переднем крае, а также эвакуировались в тыл раненые. Через некоторое время дошли до гигантской воронки, образовавшейся на месте укрепленной немцами высоты Яйцо. Тот опорный пункт очень сильно досаждал нашим войскам в 1942-1943 г.г. И вот 15 сентября 1943 г. высота Яйцо была взорвана вместе с располагавшимся на ней гарнизоном с помощью 3 т взрывчатки, заложенной под нее путем подкопа, осуществленного саперами 58-й отдельной стрелковой бригады.

Далее, двигаясь по дороге, мы перевалили через «высоту с тригопунктом», которая занимала ключевое положение в системе нашей обороны и не пропустила немецкие танки, пытавшиеся пройти в обход Гаймолова к Архангельскому тракту, миновали замшелые надолбы второго противотанкового рубежа советской обороны и вышли ко Двору лесоохраны на пересечении дороги и просеки, по которой проходит ЛЭП.

Во время проведения Синявинской операции в

1942 г. возле Двора лесоохраны располагался командный пункт 4-го гвардейского стрелкового корпуса, а по одноколейной дороге вдоль ЛЭП осуществлялось снабжение войск 2-й ударной армии, располагавшихся к западу от Черной речки и в районе Гаймолова.

Егерь Борис Николаев предложил нам отдохнуть и обсушиться у печки в домике для гостей, где остановился отряд поисковиков из Казахстана, которым руководил Майдан Кусаинов. Майдана я знаю с 1978 г., когда он, аспирант ЛИСИ, сын ветерана 310-й стрелковой дивизии, получившего тяжелое ранение под Тортоловым в сентябре 1941 г., организовал отряд из аспирантов и сотрудников института с целью изготовления и установки памятников из стали – материала войны – на местах сражений, в которых принимали участие казахи, между Синявинскими болотами и железной дорогой Ленинград-Волховстрой. Между прочим, вместе со своими коллегами – участниками отряда он приезжает в район Синявинских болот ежегодно. В этот раз он подарил мне свою книгу «Тайны Синявинских болот и высот».

Нашей группе предстояло пройти еще 13 км до Синявинского мемориала под дождем, причем следовало спешить, так как там нас уже должен был ждать университетский автобус с Александром Цветковым. 5 км до разбитого моста через Черную речку мы шли вдоль бывшего Архангельского тракта, а не по нему, так как он превратился в наполненный водой канал. Переправа по бревнам на левый берег Черной речки была непростым мероприятием. Наконец дошли до Круглой рощи. Здесь мы увидели гранитный памятный знак, изготовление, установку и открытие которого координировал вышеупомянутый атлетический клуб. То, как это происходило, описано в моей заметке «Там, у рощи Круглой» – «Вести» № 63 (1324) от 8 июня 2000 г. В праздничном выпуске журнала «Санкт-Петербургский университет» была помещена фотография бойцов университетского отряда «Ингрия» возле этого мемориала.

Проходим еще 8 км по перепаханному войной Архангельскому тракту, наверное, самой кровавой дороге в мире. Идем мимо бывшего Рабочего поселка № 7, мимо палаточных лагерей поисковиков, съехавшихся сюда из Архангельска, Вятки и других мест. Встречаемся с давнишними знакомыми, ведем короткие беседы. Наконец, поход завершен!

Сейчас перед нами – я имею в виду участников похода и энтузиастов-поисковиков – стоят трудные задачи. 29 апреля 2005 г. я направил губернатору Ленинградской области В.П.Сердюкову мотивированное ходатайство о необходимости немедленно ликвидировать фермерское хозяйство в бывшей деревне Гаймолово, которое фактически уничтожает одноименный мемориальный участок, и о необходимости соорудить памятный знак-указатель у центре мемориального участка Вороново, который подвергается разрушению садоводами массива Славянка — во многом из-за их исторической безграмотности.  

Б.Нериновский,
научный сотрудник НИИ радиофизики СПбГУ

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков