Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 14-15 (3703-3704), 17 июня 2005 года

Второй курс позади.
Полёт нормальный

Продолжаем рассказывать об одной,
выбранной наугад, студенческой группе

Я встретилась с ребятами в день экзамена. Шло закрытие весенней сессии второго курса, лил неприятный дождь. Для кого-то беседа с преподавателем закончилась финальной положительной оценкой в «зачётке», а кому-то пришлось услышать пасмурное или почти громоподобное «приходите пересдавать через неделю». Второкурсники еще такие впечатлительные.

Мы расположились в свободной аудитории на геологическом факультете и продолжили разговор, начатый моей коллегой еще в сентябре 2003 года. Тогда Дмитрий Рыбин, Алексей Брисюк и Михаил Носиков были первокурсниками и учились в одной группе. В течение первого года и в начале второго они рассказывали корреспонденту журнала, как обстоят дела с учебой, в общежитии, и вообще, как обосновались. В рамках действующего мониторинга меня интересовало то же самое, но уже с возможными выводами на данном этапе.

Прошло почти два года, как ребята поступили на геологический факультет. За это время они поняли, насколько дорого их образование, так как занятия проходят не только в аудиториях и за книгами, но и в лабораториях многих кафедр факультета. Сюда же входит и прохождение практик, без которых немыслимо обучение студента-геолога. Вот мнение ребят: «Заниматься наукой в университете – значит вести какие-либо исследования по выбранному профилю. Это либо собственные материалы, либо чужие труды, кто как хочет и может, всё зависит от финансового состояния кафедры. Это же недешевое удовольствие для студентов – поехать даже на Кольский полуостров».

Все ребята поступили в СПбГУ из уральских школ городов Миасса и Орска. Алексей и Михаил шли, можно сказать, всегда «ноздря в ноздрю» – вместе посещали один детский сад, одну школу, один кружок, вместе поступили в университет, но в середине этого учебного года произошло разделение по кафедрам. Пока существенных изменений в занятиях второкурсники не успели ощутить. Приоритеты в специальностях разделились, но представление о геологии одно на троих – романтика экспедиций и безусловная польза обществу.

Дима выбрал для себя кафедру кристаллографии: «Мне хотелось, чтобы кроме геологии были и другие варианты работы, в других областях. Кристаллография находится на стыке многих наук, то есть можно одновременно смотреть в разные отрасли… Не знаю, мне всегда кристаллы нравились. Тем более что эта наука становится очень актуальной, в плане создания синтетических материалов. Мне это интересно».

А Мишу привлекла петрография (исследования горных пород). «Зная петрографию, можно знать практически всю геологию в целом. Ведь изучив какую-нибудь более узкую специальность, будет потом труднее перепрофилироваться в геологии. Можно сказать, у Димы физико-химическая специальность, у меня – более геологическая, мне это больше нравится».

В здравые и рациональные размышления о своей будущей профессии влился голос Алексея: «Я вообще очень долго болтался, никак не мог выбрать кафедру, оттягивал этот момент, думал, как-нибудь само образуется. Но в конце концов меня пригласили на геохимию, после того как узнали, что я с Урала, с Ильменского заповедника. Научный руководитель предложил мне написать курсовую по этим местам, так как я хорошо видел все структуры данных мест. Но мне на тот момент было абсолютно всё равно, на какой я буду кафедре».

Алексей вздохнул и с некоторой грустью в голосе добавил: «Ну такой вот я раздолбай был. Сейчас стал более серьёзным».

Бытует мнение, что второй курс самый тяжелый, почти «костоломный» для учащихся, сложные экзамены и трудные зачеты. Тем более для тех студентов, чьи родители далеко и не имеют больших денег. На вопрос, после каких же событий ребята начали «серьёзнеть», последовали старые добрые истории о том, как «на первом курсе никогда не хватало денег, всё время сидели голодные, ели только макароны. В начале месяца приходили деньги, на которые хотелось сходить в клуб, на концерт и так далее. Жили на то, что родители присылали, ну и на государственную стипендию» …А на втором курсе ребята начали работать то монтажниками, то строителями, то уборщиком, грузчиком или ночным сторожем. «Хотелось просто что-то купить, например, рюкзак или новую деталь для компьютера, одежды прикупить, а деньги, присылаемые из дома, можно, конечно, спустить, но только питаться потом опять одними макаронами». Единственные студенческие приработки, которые Дима, Миша и Леша не пробовали – это почтальон, курьер и официант.

В быту так же неприхотливы, как и раньше, «потому что выбирать не приходится, профессия такая». Все живут в общежитии в Петергофе. Миша: «Условия улучшились, летом сделали неплохой ремонт, пока всё устраивает. Главное, что друзья все находятся рядом. Теперь общежитие стало не только нашего геологического факультета, но и еще нескольких. Филологи, медики. Разница между нами есть, но не большая. Все мы студенты…» Ребята приехали в сентябре, комнаты им дали новые, но обещали закрепить до следующего курса. Обустраивать в этом году жилище с нуля не пришлось, как выразились ребята, «ноль был, ноль и остался». Вещей из дома привезли мало. Разве что компьютер, а все нужные книжки куплены здесь. Ни холодильников, ни телевизоров так и не появилось. Но у каждого, конечно, имеется походный рюкзак для того, чтобы часто выбираться на природу. В основном, в пределах ста километров от Петербурга, ездили также на Оредеж, в Сланцы, в Кузнечное, на скальный фестиваль.

Но, правда, в этом году поездки сократились. Учебы стало больше. А это значит – чтение книг, посещение занятий, конспекты лекций, курсовые работы. Ребята признались, что нет уже того ощущения эйфории, которое было на первом курсе.

Наш разговор состоялся накануне отъезда ребят на учебную практику в Крым, в район Бахчисарая. Алексей и Михаил в составе первого отряда «Авангард», который приедет чуть раньше остальных для подготовки крупного палаточного лагеря на 100-150 студентов.

В Крыму будет проходить, как считают ребята, более важная часть обучения. «Целью геолога на начальном этапе экспедиции является геологическая карта местности и, скажем, оценка перспективы полезных ископаемых. Для нас это продолжение учебы, за это ставят оценку. К сожалению, как нам говорят, крымский посёлок Трудолюбовка – это полигон студенческой практики, который работает там чуть ли не с 30-х годов. Но никто же не заставляет нас ходить по одним и тем же дорожкам. Например, нам дадут 18 квадратных километров на четырёх человек, и как исследовать территорию, это уже личное дело каждого. Можно всё перекопать, можно сидеть курить, смотреть на речку или ждать оползней, а потом зарисовывать, что будет. Вернемся, расскажем, как это было».

Но сразу после Крыма запланированы следующие экспедиции: Миша едет в Карелию, Алексей – в Забайкалье, а вот кафедра Димы не полевая, а лабораторная, поэтому для него экспедиций пока больше не будет.

Что касается разочарований в профессии, то этого как не было, так и нет.

Миша – «Рано говорить о месте работы или области деятельности, время покажет. Всё зависит от активности и связей. Но я за свою жизнь ни разу не видел ни одного недовольного жизнью или бедного геолога. О собственных открытиях пока не думаем. Для того, чтобы выводить свои размышления, в данной науке должно быть очень хорошее образование, большая база». И размышляя о возможной магистратуре, все трое спешат суеверно внести поправку: «Если не вылетим после какой-нибудь сессии».

Вся наша беседа была приятно окутана ожиданием скорой практики в Крыму. А я – тихонечко по-доброму им завидовала и желала молодым геологам одновременно получать больше знаний и не терять влюблённости в будущую профессию, как это было на первом курсе.  

Наталья Сухова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков