Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 12-13 (3701-3702), 2 июня 2005 года

Печальные тезисы
предпоследней прогулки

Петербургу в ХХ веке повезло. Он мог бы быть уничтожен гитлеровцами – но миновала его чаша сия. Он мог бы быть столицей СССР – и мы имели бы на берегах Невы композицию из Большого дома, мавзолея и Рабочего с Колхозницей.

Петербургу в XX веке не повезло совсем. Одним из первых врагов большевизма объявлена была Церковь – и церкви соответственно. По всей стране храмы закрывались, обращались в склады, керосиновые лавки, машино-тракторные станции, комсомольские клубы – и взрывались, взрывались, взрывались. Список утрат собственно церковной архитектуры в нашем городе огромен – старейшая Троицкая церковь, Покровская церковь в Коломне, Благовещенский храм у Николаевского моста, церковь Успения на Сенной, Знаменская церковь у Московского вокзала, храм Мирония Мученика на Обводном, Вознесенская церковь, созданная Ринальди, Греческая церковь Димитрия Солунского, Спас на Водах, церковь Бориса и Глеба на Калашниковской – это только начало мартиролога.

Момент сноса флигелей дома № 37 по 8-й линии. 2004 г. Лакуна на месте дома № 11 по 8-й линии.

Момент сноса флигелей дома № 37 по 8-й линии. 2004 г.

Лакуна на месте дома № 11 по 8-й линии.

Церковь Захарии и Елизаветы между 9-й и 10-й линиями В.О.

Церковь Захарии и Елизаветы между 9-й и 10-й линиями В.О.

Петербург в ХХ веке чудом сохранился и выстоял – вот верный тезис. С нами Ростральные колонны и Биржа, Двенадцать коллегий и Академия художеств, Адмиралтейство и Зимний дворец. Незыблемы основные исторические архитектурные доминанты – Петропавловский шпиль, купол Исаакиевского собора, и купола Троицкого собора синеют вдали, хоть и лишенные золотых своих звезд. Взглянуть на Васильевский – хоровод колоколен – желтая Благовещенской церкви, серая — храма Св. Екатерины, розовая Андреевского собора. Чуть дальше – синяя – Смоленской церкви. И шпиль кирхи Св. Михаила на Среднем. И – готические вертикали краснокирпичного дома Еремеева на пятой линии. И крохотные силуэты кроншпицев, в той стороне, где Галерная гавань, море и заходит солнце.

Петербургу как единому и единственному уникальному градостроительному ансамблю на территории России в XXI веке грозит гибель. Это не есть мрачное преувеличение, это есть суровая реальность наших дней. Оголтелая “уплотнительная застройка”, сплошь и рядом переходящая в уничтожение памятников, часто для нашего города старейших, XVIII века – это то, что мы имеем сейчас. Сровнен с землей и заменен безликим новоделом дом №4 по Волховскому переулку, построенный в конце XVIII века. Именно с этого дома и находившихся в нем мореходных классов начиналась знаменитая “Макаровка”. Сам же памятник принесен в жертву чудовищных размеров “элитнику” под названием “У Ростральных колонн” (названьице-то каково!), который уже изуродовал панораму Тучковой набережной (наб. Макарова). Попутно хочется спросить, где они, эти толпы бездомной ободранной “элиты”, ради которой уничтожается сейчас центр города, застраиваются острова? Под какими мостами ночует она, по каким перронам скитается? Уничтожен замечательный дом середины XVIII столетия №11 по Восьмой линии. Планируется отель. Двор этого дома остался запечатленным лишь в одном из эпизодов фильма “Господин оформитель”. Уничтожен дом №37 по той же Восьмой линии, принадлежавший в 1830-х – 1860-х годах семье барона Вревского. За девять дней до дуэли у Вревских обедал Пушкин, провел несколько часов. Флигеля пушкинского времени стерты бульдозером летом 2004 года. Площадка под “элитник” очищена. Это лишь самые близкие примеры из страны моего детства по имени “Васильевский остров”. Множить их можно десятками. “Хрестоматийным” стало уже варварство у Казанского собора, у Исаакиевского собора на Почтамтской улице. Из города Пушкина, Гоголя, Достоевского, Блока Петербург на глазах превращается в город пошловатого усредненного хай-тека, или же попросту дикой провинциальной безвкусицы. Голоса официоза о том, что город, дескать, “развивается” и “у нас все, как в Европе”, отдают хорошо проплаченным лукавством. Ни по какой Европе XX век не прошелся таким катком тотального антикультурного террора. И Петербург у нас один. На всю Россию.

… “Небеса хмурятся, и мозг мой их зеркальное отражение”, – написал философ Эмиль Чиоран. Петербург еще можно спасти. “Now!” – как орут в иных американских фильмах. Прямо сейчас.  

Александр Гущин
Фото автора

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков