Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 10-11 (3699-3700), 20 мая 2005 года

Бухучет для
продвинутых
пользователей

В последних корпоративных скандалах – MicroStrategy, Enron, WorldCom, ЮКОС – неизменно присутствуют нарушения бухгалтерского характера. Неужели эти неприметные люди – бухгалтеры – могут своими действиями создать компанию-гигант и опять же своими действиями вызвать ее крах?

О бухгалтерском учете и его значении для успеха компании рассказывает Энтони Гэрритсен (Anthony Gerritsen), профессор Университета Небраски (University of Nebraska), специалист по бухгалтерскому учету, финансам и налогам.

— При упоминании слов «бухгалтерский учет» практически у всех (по крайней мере, студентов) возникает ассоциация с чем-то очень скучным, однообразным и малозначимым. Что вы, профессиональный бухгалтер, можете сказать в защиту бухгалтерского учета?

Энтони Гэрритсен

Энтони Гэрритсен в течение 10 лет преподает бухгалтерский учет, финансы и налогообложение в Университете Небраски, США. Он имеет диплом бакалавра по бухгалтерскому учету, степень MBA в Университете Небраски, а также степень сертифицированного бухгалтера CPA. В июня 2004 г. он выиграл стипендию Фонда Фулбрайта и в данный момент читает лекции по своей специальности в ФИНЭКе и ИНЖЭКОНе.

— Да, именно так относится к бухгалтерскому учету подавляющее число студентов. Но это и неудивительно: на лекциях очень много времени уходит на объяснение принципов бухучета, на составление занудных отчетов и заполнение скучных форм. Многие студенты заявляют, что бухгалтерский учет им не нужен. Они, мол, когда станут директорами, наймут человека, который бы занимался этой скукотищей…

У многих людей есть отличные идеи в плане открытия своего дела или расширения существующего бизнеса. Однако без должного понимания важности бухгалтерского учета, без знания его принципов и процедур владельцы и акционеры рискуют «прохлопать» добрую часть инвестиционных возможностей. Бухгалтерский учет дает нам картину того, как идут дела у фирмы. Причем эта картина представлена в виде числовых финансовых данных за прошедшие периоды.

Бухучет при первом приближении – это процесс учета всех происходящих на фирме операций и событий, причем учет этот осуществляется на основе строгого набора правил и процедур. Бухучет – это масса внутренних документов, в которые заносится эта информация. Однако есть и конечный продукт – финансовая отчетность, куда входят бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Финансовая отчетность нужна для того, чтобы заинтересованные лица знали о результатах осуществленных фирмой операций.

— А кем являются эти «заинтересованные лица»?

— Прежде всего, это сами менеджеры. Для них важны относительные показатели, которые можно получить из финансовых документов – в первую очередь, оборачиваемость активов (отношение выручки к активам – сколько раз за год данный набор активов приносит данную выручку) и рентабельность (отношение чистой прибыли к активам, то есть вложенным в предприятие средствам). Финансовые показатели позволяют выявить слабые стороны фирмы и вовремя принять меры. На основе этой информации принимаются важные экономические решения.

Во-вторых, пользователями отчетности выступают банки, которые на основе этой информации могут судить о способности фирмы вернуть долг.

В-третьих, инвесторы. Есть инвесторы-спекулянты, которые покупают акции с целью их дальнейшей продажи с выгодой для себя. Их в первую очередь будут интересовать показатель доходности акций и динамика роста прибыли компании. Есть и долгосрочные инвесторы, для которых важна в первую очередь стабильность в выплате дивидендов.

Помимо этого, пользователями финансовой отчетности выступают налоговые органы, а также потенциальные и существующие контрагенты предприятия (поставщики, покупатели, консультанты и др.).

— Вы сказали, что на основе анализа финансовой отчетности принимаются важные бизнес-решения. Например, какие?

— Их масса. Надо ли нам брать дополнительный кредит (мы смотрим на текущий уровень нашей кредиторской задолженности и на денежные потоки)? Надо ли докупить основные средства для того, чтобы удовлетворить спрос на нашу продукцию? Какую зарплату мы должны платить нашим работникам? Надо ли нам увольнять работников или, наоборот, расширять штат? Как у нас обстоят дела с оборотными средствами (нет ли краж или чрезмерного расходования)?

Из анализа финансовой отчетности других фирм мы можем сделать выводы о том, насколько успешны наши конкуренты, а также о том, акции каких компаний наиболее выгодны для вложения свободных денежных средств.

— Понятно. В последнее время появилось такое понятие, как «созидательный бухгалтерский учет» (creative accounting). Расскажите, пожалуйста, что это такое?

— Основная цель созидательного бухучета – сделать финансовую отчетность более привлекательной. Когда инвесторы видят, что в этом году компания получила столько-то миллиардов прибыли, и что это составило 15-процентный рост по сравнению с предыдущим годом, у них автоматически рука тянется за кошельком. «Красивая» отчетность, то есть такая, где все показатели прироста стоят с плюсом и, желательно, выражены двузначными числами – привлекает инвесторов, которые готовы покупать акции компании. Рост спроса приводит к росту котировок акций и, следовательно, к росту состояний владельцев крупных пакетов акций. Плюс компания в это время осуществляет все новые и новые выпуски акций, привлекая все больше и больше денег для осуществления своих проектов.

Именно так и поступала, например, печально известная ИТ-компания MicroStrategy, которая занималась разработкой программ, упрощающих работу с массивами информации в крупных компаниях. Эта компания была основана в 1992 году, но только в 1998 году она провела IPO – выпуск акций на открытый рынок и превращение в акционерное общество. К этому моменту компания уже завоевала крупную нишу на рынке информационных продуктов. Утром того дня, когда MicroStrategy проводила свое IPO, цена за одну акцию была 6 долл. Уже к середине дня цена выросла в 2 раза. В течение нескольких лет продолжался сумасшедший рост стоимости акций. Однажды, когда весь персонал компании по традиции отдыхал на Каймановых островах, котировки акций поднялись на 19% за один день! Понятно, что генеральный директор MicroStrategy Майкл Сейлор (Michael Saylor), который владел 73,1% акций компании, богател день ото дня. В 2000 г. акции компании перешли отметку в 150 долл., и Сейлор был уже миллиардером…

Однако потом случилось то, что должно было случиться. Аудиторская фирма PricewaterhouseCoopers, услугами которой пользовалась MicroStrategy, уже давно предупреждала, что компания применяет не совсем законные процедуры бухгалтерского учета. Действительно, большая часть успеха MicroStrategy была основана на том, что им, за счет манипуляции правилами учета, удавалось долгое время показывать очень большие показатели прибыли и их постоянный рост. Однако это не могло продолжаться долго. Сверхприбыльная компания привлекла внимание Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC – Securities and exchange commission), которая самостоятельно проверила всю отчетность MicroStrategy и установила нелегитимность некоторых бухгалтерских записей. В марте 2000 г. MicroStrategy была принуждена публично пересмотреть свои финансовые показатели за последние два года. Реакция на это заявление была смертоносной: котировки акций мгновенно обрушились на 62%. На троих топ-менеджеров компании, включая ее создателя и бессменного лидера Майкла Сейлора, были наложены штрафы в размере 350 тыс. долл. Через некоторое время компания была ликвидирована.

— А в чем же конкретно обвинялись MicroStrategy?

— Я не хотел бы влезать в бухгалтерские тонкости. Расскажу только концепцию. Дело в том, что система правил бухгалтерского учета в США – так называемый ГААП (GAAP – Generally accepted accounting principles) – в обличие от российского бухгалтерского законодательства не носит императивного и строго обязывающего характера. То есть, по большей части, вопрос, как учесть ту или иную операцию – отдается на откуп главному бухгалтеру конкретной фирмы. Он может разработать систему бухгалтерских правил, которые будут действовать только на данном предприятии. Однако есть одно правило, общее для всех фирм – «принцип превосходства сути над формой» (substance before form). Имеется в виду, что для отражения каждой операции должно применяться то правило, которое позволит показать внешним пользователям цифры, наиболее точно отражающие реальное финансовое состояние фирмы.

Созидательный же бухгалтерский учет строится как раз на противоположных принципах – использовать те правила учета, которые позволят в любом случае показать как можно лучшие финансовые результаты. Именно поэтому такой подход считается незаконным. Однако именно в силу того, что грань между «правдивыми» процедурами и «созидательными» очень размыта, так сложно обвинить фирму в применении незаконных процедур. Тем не менее, как показывают примеры MicroStrategy, Enron, WorldCom и, наконец, ЮКОСа, подобные тайные махинации в конечном итоге становятся явными.

— Приведите, пожалуйста, пример отступления от принципа «превосходства сути над формой».

— Например, есть такая процедура, которая на бухгалтерском жаргоне называется «большая стирка» (big bath). Смысл ее заключается в том, что компания списывает в текущем периоде на расходы целиком те затраты, которые в силу правил бухучета должны списываться в течение нескольких лет (например, расходы по реструктуризации или затраты, понесенные при поглощении другой компании). Тем самым текущая прибыль занижается (ведь чем выше расходы, тем ниже прибыль), зато прибыли следующих лет оказываются очищенными от «лишних» расходов.

Кроме того, применяется масса текущих «созидательных» процедур. Это и продажа в кредит с целью раздувания показателя продаж (sales) – одного из самых «популярных» показателей деятельности компании. Это и учет будущей прибыли от некоторых производных финансовых инструментов (опционов и фьючерсов) в текущем периоде, что разрешается, но не очень приветствуется. Наконец, это просто может быть использование в финансовых документах, предназначенных для внешних пользователей, сложного, непонятного языка.

Например, еще одна компания – жертва созидательного бухучета WorldCom была обвинена в том, что, во-первых, она не должным образом использовала свои резервы для погашения текущих расходов (то есть эти расходы не уменьшали прибыль, хотя должны были), а во-вторых, незаконно уменьшала текущие расходы, показывая часть из них как капитальные вложения (оба этих показателя являются активами, но по-разному влияют на показатель прибыли). За это ей пришлось расплачиваться несколькими миллиардами долларов и своей независимостью (14 февраля 2005 г. WorldCom была куплена компанией Verizon).

— Как вы считаете, «созидательный бухучет» - это действительно преступление?

— Конечно! Это нарушение бухгалтерских правил и введение в заблуждение инвесторов. Правда, если кто-то считает, что друзей можно купить за деньги, то для него это, может быть, и не преступление.  

Дмитрий Филаковский

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков