Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 10-11 (3699-3700), 20 мая 2005 года

«Американские горки»
в Аничковом дворце, или
О том, как шахматисты медфака
отметили двойной юбилей

Для нас, шахматистов старейшего университета страны, нынешний год – юбилейный: шахматному движению СПбГУ исполняется 90 лет. Как отмечать юбилей? Лучше всего – делами. Вот и решили студенты медицинского факультета в преддверии традиционного шахматного командного чемпионата университета провести свой личный чемпионат. Тем более что у нас был и свой «внутренний» повод: медицинскому факультету в этом году исполняется 10 лет. Примечательно, что шахматисты стали первыми, открывшими череду праздничных факультетских мероприятий. Да и сам чемпионат был первым в недолгой пока истории медфака.

Нашу инициативу поддержали сначала заместитель декана Людмила Алексеевна СЛЕПЫХ, а затем и декан Сергей Викторович ПЕТРОВ. А в шахматы на медфаке играют, играют… В этом можно было убедиться по реакции студентов на объявление о проведении первого в истории факультета чемпионата: заявки на участие в нём поступали на мой мобильный практически ежедневно.

А на старт чемпионата вышли те, кто действительно ценит и любит шахматы. Самый активный – второй курс! И это при том, что многие мои сокурсники попросту «не дошли» до турнирного зала: для одного 11 часов в воскресный день показалось слишком ранним временем, другой по этой же причине проспал, третий не стал жертвовать загородной лыжной прогулкой в Кавголово, четвёртому по воскресному графику необходимо было тренировать… женщин. Есть и такое! Кто заинтересован – загляните в первый номер «Профверсии» за 2005 год, где есть все подробности на этот счёт.

В отсутствие собственной университетской шахматной базы медфаковцев принял Аничков дворец, за что отдельное спасибо доценту кафедры физической культуры и спорта С.С.ГЕРШТУ. Соломон Семёнович не только обеспечил нам надёжный «запасной аэродром», но и любезно согласился исполнить роль главного судьи.

Со старта первенство захватили перворазрядники Дмитрий ТАНЯНСКИЙ (6-й курс) и автор этих строк. В их турнирной графе были лишь победные единицы. И ясно, что вопрос о победителе должен был решиться в их междуусобице, которая по жребию выпала на предпоследний тур. В ответ на ход Остапа Бендера – е2-е4, который избрал мой соперник, я выдвинул слоновую пешку на ферзевом фланге. Сицилианская защита! И одна из острейших и рискованных схем – вариант «дракона»! (так его называют шахматисты за характерную пешечную конфигурацию).

Если в раннем миттельшпиле чёрные отбивают волну атаки соперника, то в концовке игры их шансы на успешной исход сражения возрастают.

Но мне в какой-то момент показалось, что до эндшпиля в этой партии я, быть может, и не дотяну: настолько мощно Дима атакует в центре и на королевском фланге. И если позицию я ещё каким-то чудом удерживаю, то по времени заметно обогнал играющего порасторопнее соперника. Тем более, что контроль турнира – 10 минут на партию каждому участнику (какой-то непонятный гибрид между пятиминутным блицем и активными шахматами по 25 минут) – не относится к числу моих любимых.

Искоса бросаю взгляд на циферблат беспрестанно клацающих часов: минутная стрелка уже подняла мой красный контрольный флажок: цейтнот!

А Танянский давит, атакует. Белый ферзь, того и гляди, скажет неприличное слово моему королю. Но пока только шахи, от которых он едва уворачивается. Где уж тут считать варианты? Сплошная рефлексия: быстрый ход – молниеносный ответ, снова мгновенная реплика, на которую жизнь на доске требует отвечать в течение 2-3 секунд. Но даже эти секунды тают, тают, как весенний питерский снег под лучами пробуждающегося северного солнца.

И тут, когда интуиция обострилась до предела, неожиданно пришло озарение: я вспомнил вдруг… андерсеновского мальчика! Да-да, того самого, который поведал людям правду о несуществующих нарядах короля. Ведь и Димин же король – голый! Вот только бы добраться до него! И я, оставив на произвол судьбы монарха собственного, предпринял отчаянный манёвр ферзём в лагерь противника в надежде добраться до его главной фигуры. Танянского, всё время атаковавшего, похоже, смутила столь неслыханная дерзость. Он стал задумываться, и его примерно четырёхкратный перевес во времени (2 минуты против моих 30 секунд) постепенно улетучивался. А у меня в этот момент словно открылось второе дыхание.

Дальше, как в каком-то калейдоскопе: в оборону перешёл уже мой соперник, который умело перекрывал подступы к собственному королю. Не желая расставаться с игровой инициативой (а она уже была на моей стороне), приношу на алтарь атаки качество, жертвуя ладью за неприятельского слона. На доске – полный хаос: позиция абсолютно счётная и не поддаётся никаким логическим ориентирам. А считать некогда: контрольные флажки держатся на наших часах буквально на честном слове. Говорят, что в эти минуты в зал заходил международный гроссмейстер Алексей Юнеев, но мы его не видели, события на доске полностью поглотили нас.

Ищу возможность заполонить белого монарха, но нахожу только вечный шах. И… вижу вплеснутые (то ли от отчаяния, но скорее – от облегчения) руки Танянского, который смотрит уже не на доску – на шахматные часы. Что это? Контрольные флажки, оказывается, рухнули у обоих. А значит, по правилам, ничья! Вот так завершилось это эмоциональное и увлекательное катание на «американских горках».

Заключительные поединки мы с Танянским выиграли и пришли, таким образом, к финишу с абсолютно одинаковыми результатами.

– А теперь – блиц! – указал нам наш же столик С.С.Гершт.

Эта коротко-рубленая фраза, вкупе с решительным жестом арбитра, звучала почти как команда «К барьеру!»

Мы опять сели друг против друга. И снова защёлкали кнопки шахматных часов. И вновь – извечный сицилианский спор, право выступки в котором принадлежало на сей раз мне.

При выходе из дебюта соперник позволил мне провести несложный тактический удар, на который я решался, опасаясь какого-нибудь подвоха, больше полминуты. Роскошь непозволительная, особенно при 5-минутном контроле! Пешку-то я выиграл, но ритм игры несколько утратил. Чем Дима и не преминул воспользоваться, умело «подкручивая» позицию. Защищаясь от эфемерных угроз чёрных фигур, я увёл свои собственные с активных позиций, чем во многом предрешил исход поединка…

– Поздравляю, ты – чемпион! – сказал я, протягивая руку Танянскому в знак признания его победы.

Дима с усталой улыбкой интеллигентно вернул мне моё поздравление:

– А ты – вице-чемпион.

Третье место занял второкурсник Владимир ТУЛИН. Очень интересную, инициативную игру показала опять же второкурсница Татьяна ГРЕШНОВА. Она – на четвёртой позиции. Видно, что у Татьяны явны дефицит турнирной практики и пока ещё «хромает» техника. Но при желании она может заметно прибавить, способности налицо!

С.С.Гершт поздравил победителей и пожелал успехов всей нашей команде – Танянскому, Сердюкову, Тулину – на предстоящих командных соревнованиях между факультетами университета.

Впрочем, как бы медфак ни выступил, проведением собственного первого – начало традиции! – чемпионата он уже внёс свой вклад в укрепление нынешней студенческой шахматной пирамиды. И сделал это в юбилейный, в том числе и для себя, год.  

Дмитрий Сердюков,
организатор I шахматного чемпионата
медицинского факультета,
капитан шахматной команды медфака.

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков