Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 9 (3698), 5 мая 2005 года

Созидание, озаренное Победой
и молодостью

Хорошо известно, что отделение, а затем факультет журналистики были созданы военным поколением – фронтовиками и «блокадными мальчишками». Нынешним студентам и молодым преподавателям трудно реально представить себе те радостные, гордые и нелегкие послевоенные годы, озаренные великой Победой, жаждой знаний, творческого созидания и молодостью.

В небольшой, но дружной когорте первопроходцев заметно выделялся талантом журналиста, ученого и общественника фронтовик-артиллерист Александр Бережной. Он досрочно, за четыре года окончил студенческую учебу и, поступив в аспирантуру, в 1953 году блестяще защитил кандидатскую диссертацию. Первыми дипломниками у молодого ученого стали Юрий Кузьменко и я. С тех пор более сорока лет мы были вместе. Александр Феодосеевич был и остается для меня учителем, научным наставником, единомышленником и соратником, является эталоном интеллигентности, верности своим убеждениям и принципам.

А.Ф.Бережной сыграл заметную роль в моей судьбе, как и в судьбах многих других выпускников нашего факультета.

Если отцами-основателями отделения журналистики были П.Я.Хавин и Б.А.Вяземский, то трудная честь отстоять журналистское образование в университете и стать организатором нового факультета выпала на долю А.Ф.Бережного.

Нужно было иметь большое мужество и твердые убеждения, чтобы в момент всеобщей эйфории от хрущевских реформ, в частности так называемого «приближения школы и высшего образования к станкам и сохе», выступить против перевода подготовки журналистов из университетов в сельскохозяйственные и технические вузы. Сегодня это кажется наивным и смешным, но в 1955 – 1956 гг. А. Ф. Бережному было не до смеха. Борьба носила острый характер – не только в министерских и партийных кабинетах, но и в печати и научном сообществе.

В борьбе с примитивизмом прагматиков хрущевского типа и снобизмом теоретиков («журналистика – не наука») Александр Феодосеевич закладывал основы научной школы журналистики и лучшие общественные традиции факультета. Когда я и мои однокашники начинали учебу на отделении журналистики, не было ни настоящих учебников, ни учебных пособий, ни науки о журналистике. В 1951 году в штате отделения были два кандидата наук, два доцента и четыре аспиранта. Однако, несмотря на кадровый голод, мы получили отличную общегуманитарную, филологическую подготовку и практические навыки журналистов-газетчиков. В те годы наш коллектив был прочно связан с редакциями газет, в которых студенты со второго курса проходили постоянную практику. Впоследствии мне довелось по предложению Александра Феодосеевича быть первым заведующим практикой, организатором учебной типографии и газеты «Молодой журналист». По личному опыту знаю: во всех городах и республиках СССР нас встречали с уважением, так как знали, что «ленинградцы не подведут – они профессионалы».

Студенты-фронтовики принесли на отделение чувство высокой социальной ответственности, нравственности и гражданственности. И именно журналисты занимали главные общественные посты. Они были в числе инициаторов первых стройотрядов, возводивших сельские гидроэлектростанции в Ленинградской области. Бережной возглавлял студенческую профсоюзную, а затем партийную организацию университета, был редактором университетской многотиражки.

Александра Феодосеевича отличала доминирующая черта – умение жить для других. Он всего себя, без остатка отдал журналистской науке, факультету и его коллективу. Перечитывая его последние книги, посвященные истории нашего отделения-факультета, изумляешься тому, как много знал декан не только о своем поколении, первых студентах и аспирантах, но и о многих и многих выпускниках разных лет, о которых он пишет с большой теплотой и гордостью. Не только знал, но и конкретно им помогал. После работы в республиканской газете «Советская Киргизия» я вернулся в родной город, но оказался безработным (иногда случалось такое и в советское время). В редакциях предлагали лишь внештатное сотрудничество, на которое семейному человеку прожить было трудно. Неожиданный звонок: «Почему на факультет не заходите? Давайте встретимся». До сих пор не понимаю, как Александр Феодосеевич узнал о моих заботах, но благодаря ему я занялся наукой и преподаванием.

Становление факультета во все времена было сложным делом. Не раз и не два вместе с деканом мне приходилось отстаивать и в министерстве, и в партийных органах преимущество университетской системы журналистского образования, необходимость расширения материально-технической базы и увеличения численности студентов. Я видел, с каким достоинством и как умело защищал интересы факультета Бережной. Благодаря его энергии и настойчивости факультет рос и развивался, завоевывал престиж одного из лучших в стране.

Такие люди, как А.Ф.Бережной, не уходят, они навсегда остаются в том деле, в тех учениках и коллегах, которым отдали весь свой большой талант, силы и любовь. В не сохранившейся, к сожалению, комнате-музее факультета когда-то висела групповая фотография преподавателей – участников Великой Отечественной войны. В центре А.Ф.Бережной. Сегодня в живых остался один фронтовик – С.В.Смирнов. Время неумолимо, но поколение победителей и творцов остается с нами.  

В.Кузин,
доцент, выпускник 1954 года

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков